Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федерации транзитный пункт между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, поэтому их интеграция будет способствовать росту транзитных перевозок и развитию экономики сопредельных стран. По территории Дальнего Востока России проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров (МТК) в составе автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей и воздушных трасс.
Ключевые слова: международные транспортные коридоры, приграничная торговля, грузопотоки, транспортные сообщения.
Для начала следует дать определение международным транспортным коридорам. Под транспортными коридорами подразумеваются массовые перевозки пассажиров и грузов между центрами социально-экономической деятельности, с использованием множества видов транспорта, способных развивать высокоскоростные перевозки, и хорошо развитой инфраструктурой, полностью внедренной с интермодальными технологиями
Основной функционал международных транспортных коридоров представляет собой обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Все остальные проявления являются мультипликативным эффектом при совместном воздействии международных и национальных транспортных коридоров.
Одним из регионов, в пространстве которого, проходят активно действующие МТК, является территория Дальнего Востока России, где в 1990-е гг. появились первые инициативы по формированию международных транспортных коридоров
В Северо-Восточной Азии движение в обход существующих коридоров активно продвигали политики и ученые из Китая. В 1992 г. Китай официально включил зону в районе реки Туманной в долгосрочный план экономического развития до 2010 года, предоставив ей статус наибольшего благоприятствования.
В начале 1990-х годов среди российских политиков и экономистов наметился интерес к данному проекту в Приморье.
Впоследствии в Приморье новый губернатор Сергей Дарькин предложил усилить приграничное сотрудничество с Китаем. Однако в области интеграции в международную транспортную систему принципиальных изменений не произошло. Здесь снова на первый план вышел политический фактор. С начала 2000-х годов в России начался процесс политической централизации
С другой стороны, укрепление вертикали власти смягчило желание региональных элит использовать проблемы политического диалога между Россией и странами Северо-Тихоокеанского региона в популистских целях. Но, с другой стороны, российское законодательство сузило полномочия и ресурсы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Формальным рубежом определения полномочий субъектов Российской Федерации является 1999 год. Тогда же был принят закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Он отменил возможность субъектов федерации проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику и таким образом в пользу федерального центра были перераспределены полномочия в этой сфере
К проблемам первостепенной важности в рамках обеспечения конкурентных преимуществ России на мировом рынке были отнесены: несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли; неиспользование транзитного потенциала; низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.
В 2001 г. транзит через территорию России составил менее 1 % товарооборота между странами Европы и Азии, то есть использовался лишь 5–7 % ее транзитного потенциала. Реализация транзитного потенциала Дальнего Востока рассматривалась благодаря развитию крупных транспортных коридоров в направлении Запад — Восток (с использованием Транссиба).
Общегосударственное значение территории юга Дальнего Востока нашло отражение и в проекте Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Тогда перспективы приграничья представил инвестиционный проект «Строительство Большого морского порта Зарубино». Развитие порта Зарубино также было включено в проект Программы Приморского края «Социально-экономическое развитие на 2013–2017 годы»
Для реализации железнодорожного потенциала России существовало некоторое противоречие, связанное с организацией государственно-частного партнерства в транспортной отрасли. Частная железнодорожная компания «Золотове звено» была создана 3 июня 1992 года с целью строительства и дальнейшей эксплуатации погранперехода Камышовая (Россия) — Хуньчунь (Китай). Более того, в Приморье данная компания представляла собой инициатора одного из первых проектов модернизации края.
Была построена первая в России частная железная дорога от станции Камышовая в Троицкой бухте до границы, с помощью которой было перевезено 40 тысяч тонн грузов. Однако движение поездов прекратилось, как и приостановилась работы пограничников, поскольку компания не выполняла свои обязательства перед контролирующими органами по окончательному обустройству пункта пропуска.
Создание Министерства развития Дальнего Востока в 2012 году поспособствовало интенсивной деятельности федерального центра по развитию двух международных транспортных коридоров.
Решение о дальнейшем развитии трансграничной логистики благодаря вложениям иностранных инвесторов было утверждено 24 июня 2014 года на совещании под председательством вице-премьера, полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Вновь встал вопрос об организации транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», с учетом новой государственной экономической политики России, закрепленной в Законе «О свободном порту Владивосток».
В конце 2016 года Правительство Российской Федерации согласовало Концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Эта концепция предполагает четко определенный комплекс мероприятий по развитию транспортных маршрутов, а также ряд организационных и регламентирующих вопросов. Транспортные коридоры будут развиваться за счет уже существующей инфраструктуры и при поддержке новых объектов, планируемых к строительству в ближайшие годы.
Сегодня «Приморье-1» и «Приморье-2» еще не работают на полную мощность, в основном из-за слабой транспортной инфраструктуры, а также административных препятствий. Ожидается, что поэтапное развитие МТК поможет реализовать транзитный потенциал Дальнего Востока.
Литература:
- Ващук, А. С. Международный транспортный коридор «Приморье-2»: идеи, проекты, реалии в русле «Тихоокеанского разворота» / А. С. Ващук. — Текст: непосредственный // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2016. — № 3. — С. 121–138.
- Анисимов, В. А. Концептуальные предложения по разработке инновационного проекта развития МТК «АТР — Европа» для реализации транзитного потенциала России / В. А. Анисимов, Н. С. Нестерова, С. М. Гончарук. — Текст: непосредственный // Современные технологии. Моделирование. — 2016. — № 1 (49). — С. 166–170.
- Высокоскоростные магистрали освободят пути для движения грузов. — Текст: электронный // Альта-софт: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/logistics_news/78225/ (дата обращения: 15.12.2022).