В статье рассматривается сравнение щебеночно-мастичного асфальтобетона и асфальтобетона типа А марки 1.
Ключевые слова: ЩМА, асфальтобетонная смесь, асфальтобетон, горячий плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки 1.
В современном мире численность транспортных средств увеличивается в геометрической прогрессии, а также плотность потока, интенсивность и средняя скорость автомобилей, в связи с этим на дорожное покрытие возлагается большая нагрузка, которая негативно сказывается на ровность, колейность и истираемость верхнего слоя покрытия.
Дорога подвергается многочисленным нагрузкам во время эксплуатации от транспортных средств, различных по массе, природно-климатических факторов, такие как снег, дождь и других временных нагрузок. Все это способствует снижению срока службы дорожного покрытия и образованию дефектов.
В связи с этим, всем известный асфальтобетон типа А марки 1 все меньше справляется со своими первоначальными обязанностями, теряется целостность, появляются незначительные, а в последствии и очень значимые дефекты дорожного покрытия, на котором в скором времени придется производить ямочный ремонт, или во все замену верхнего слоя покрытия методом всевозможных фрезерований и укладки смеси.
Рассмотрим такой вид асфальтобетонной смеси, как ЩМА.
ЩМА — один из видов смесей, в состав входит песок, крупный заполнитель из щебня, битум, минеральный порошок и добавки. Рецепт смеси перед ее производством разрабатывается заводом производителем и согласовывается с контрольными инстанциями.
Данный строительный материал впервые изобрели еще в 60-х годах в Германии, но широко производить дороги с таким покрытием на территории РФ приобрел только в последние десятилетие.
Если сравнить асфальтобетон типа А марки 1 и щебеночно-мастичный асфальтобетон, можно заметить, что в ЩМА в состав входит 70–80 % крупного заполнителя, поэтому смесь, после укладки и уплотнения, имеет структурный каркас из щебня, который в свою очередь распределяет нагрузку равномерно, что делает покрытие более устойчивым к временным нагрузкам, дорога становится износоустойчивее, придает шороховатость, которое обеспечивает безопасное движение по ней путем увеличения сцепления шин транспортных средств с дорогой, а также в состав входит большое количество битумного вяжущего, что в последствии эксплуатации будет долговечнее и сдвигоустойчивее при различных климатических факторов.
Рис. 1. Сравнение ЩМА и асфальтобетона типа А марки 1
Рассмотрим преимущество ЩМА в сравнении с асфальтобетоном типа А марки 1:
— Повышенное сопротивление образованию трещин, сетки трещин и других дефектов.
— Большая водонепроницаемость, что в свою очередь, при правильном проектировании не даст воде попасть в нижние слои покрытия, остаться там и при понижении или повышении температур изменять свои геометрические параметры.
— Повышенная шероховатость, которая обеспечит безопасное движение с расчетной скоростью и интенсивностью
— Способность слоя покрытия оказать сопротивление возникающим деформациям при частым временным нагрузкам от транспортных средств как легковых, так и грузовых
— Экономию материала, так как при своих свойствах обеспечивает более тонкий слой с наилучшими свойствами
Но также, как и во всех строительных материалах есть некоторые нюансы и сложности. При укладке ЩМА, необходимо руководствоваться специальными технологическими регламентами, в которых прописано количество и способ уплотнения, транспортировка, и тогда дорожное покрытие сохранит свои качества и свойства.
ЩМА относится к самостоятельной группе дорожно-строительных материалов и отличается от обычного асфальтобетона тем, что при разработке рецепта смеси применяется жесткий допуск по размеру щебня. Это связано с большим количеством пустот, которые заполняются битумной эмульсией, в связи с этим получается отличное дорожное покрытие для дорог с большой интенсивностью транспортных средств.
Можно сделать вывод, что покрытие из ЩМА имеет высокую износостойкость к автомобильным шинам с шипами, что характерно для автомобильных дорог, находящихся в определенное время года со снежным накатом и наледью.
Литература:
1. СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги.
2. СП 78.13330.2017. Свод правил. Автомобильные дороги.
3. ГОСТ 31015–2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный.