В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура речи, диагностика.
В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, давно не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи в структуре речевого дефекта выявляются нарушения слоговой структуры. При этом коррекционная работа над данным нарушением не всегда проходит легко, и остаточные проявления могут проявляться в дальнейшей ступени обучения ребенка.
Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е. Ф. Архиповой, О. А. Безруковой и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.
При анализе специальной литературы по логопедии особое внимание уделено, в контексте проводимого исследования, методикам обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методика А. К. Марковой положена в основу обследования слоговой структуры речи. В данной методике произношение слов с различной слоговой структурой изучается с учетом ее возрастающей сложности. На этом принципе основаны методики Г. В. Чиркиной, С. Е. Большаковой, Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой, З. Е. Агранович, и др.
Для того чтобы определить уровень сформированности слоговой структуры слова, для начала нужно выявить уровень сформированности предпосылок к ее развитию. Поэтому сначала проводится обследование таких компонентов речевой системы как:
— Звукопроизношение;
— Фонематические процессы;
— Слоговая структура слова;
— Сформированность грамматического строя речи.
По мнению Г. В. Чиркиной обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи. Цель второго, фонологического, — выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой [4 с.10].
Согласно методикам Г. В. Бабиной, З. Е. Агронович при обследовании слоговой структуры слова детям предлагаются задания, которые направлены:
— На самостоятельное называние предметов и повторение вслед за логопедом слов различной слоговой структуры, словосочетаний и предложений;
— Беседа с ребенком, выявление нарушения слоговой структуры слов в связной речи;
— Задания на определение длины слова, определение количества структурных элементов слоговой последовательности (пример: «послушай, сколько раз сыграла дудочка, положи столько же кружочков»);
— Задания на определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение наличия или отсутствия ритмических искажений в слове, (пример: «послушай, здесь есть сковородка или касавотка»), опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты.
— Проводятся исследование возможности воспроизведения ритмических структур: прослушивание ритмического рисунка, отхлопываемого логопедом, и повторение по образцу; исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами: произнесение слова по слогам с одновременным их отхлопыванием; называние картинки с последующим произнесением слова по слогам и одновременным отхлопыванием.
Взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий и формированием фонемного анализа выявлена в работах Г. В. Бабиной, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, С. Н. Шаховской.
Вероятно, наиболее известной и популярной методикой диагностики речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно назвать методику В. П. Глухова [3]. Особенность этой методики состоит в том, что она предназначена для оценки состояния только связной речи детей с ОНР, но, так как в понятии связности речи аккумулированы практически все требования к качеству детской речи, то при диагностике связной речи по В. П. Глухову может быть оценено состояние большинства составляющих речемыслительной деятельности ребенка.
Методика всестороннего исследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи Г. Р. Шашкиной на основе богатого дидактического материала, разработанного различными специалистами, предлагает «объединять некоторые задания, одновременно выявляя степень сформированности разных речевых навыков» [5, с.26]. Это позволяет снизить необходимый для исследования объем времени, соответственно, дети меньше устают и этим достигается большая объективность результатов диагностики.
Методика Г. Р. Шашкиной подразделена на две группы: первая направлена на анализ состояния вербальных процессов у ребенка, то есть определяются степень развития речевой коммуникации; связность речи и объемы активного/пассивного словарного запаса; изучается грамматическая правильность детской речи (морфологии, синтаксиса); анализируются произношение, фонематическое восприятие, степень развития анализа звукового состава слова; вторая ориентирована на обследование невербальных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания, моторики [5, с.26–35]. Поэтому данная методика может быть использована не только для оценки степени формирования звуко-слоговой структуры слова, но и лежащих в основе этого качеств речемыслительного процесса.
Таким образом, уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, можно выявить, используя методы и приемы диагностики, приведенные выше.
Литература:
- Бабина, Г. B., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — Москва: Прометей, 2013.
- Бабина, Г. B. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. — Москва: Книголюб, 2005. — 96 с.
- Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: Секачев В. Ю., 2014. — 232 с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Г. В. Чиркина. — Москва: Аркти, 2003–240 с.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: ИЦ «Академия», 2014. — 256 с.