Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 1104 раза

Библиографическое описание:

Карауш, И. С. Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. С. Карауш, М. А. Былинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97877/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура речи, диагностика.

В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, давно не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи в структуре речевого дефекта выявляются нарушения слоговой структуры. При этом коррекционная работа над данным нарушением не всегда проходит легко, и остаточные проявления могут проявляться в дальнейшей ступени обучения ребенка.

Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е. Ф. Архиповой, О. А. Безруковой и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.

При анализе специальной литературы по логопедии особое внимание уделено, в контексте проводимого исследования, методикам обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методика А. К. Марковой положена в основу обследования слоговой структуры речи. В данной методике произношение слов с различной слоговой структурой изучается с учетом ее возрастающей сложности. На этом принципе основаны методики Г. В. Чиркиной, С. Е. Большаковой, Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой, З. Е. Агранович, и др.

Для того чтобы определить уровень сформированности слоговой структуры слова, для начала нужно выявить уровень сформированности предпосылок к ее развитию. Поэтому сначала проводится обследование таких компонентов речевой системы как:

— Звукопроизношение;

— Фонематические процессы;

— Слоговая структура слова;

— Сформированность грамматического строя речи.

По мнению Г. В. Чиркиной обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи. Цель второго, фонологического, — выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой [4 с.10].

Согласно методикам Г. В. Бабиной, З. Е. Агронович при обследовании слоговой структуры слова детям предлагаются задания, которые направлены:

— На самостоятельное называние предметов и повторение вслед за логопедом слов различной слоговой структуры, словосочетаний и предложений;

— Беседа с ребенком, выявление нарушения слоговой структуры слов в связной речи;

— Задания на определение длины слова, определение количества структурных элементов слоговой последовательности (пример: «послушай, сколько раз сыграла дудочка, положи столько же кружочков»);

— Задания на определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение наличия или отсутствия ритмических искажений в слове, (пример: «послушай, здесь есть сковородка или касавотка»), опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты.

— Проводятся исследование возможности воспроизведения ритмических структур: прослушивание ритмического рисунка, отхлопываемого логопедом, и повторение по образцу; исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами: произнесение слова по слогам с одновременным их отхлопыванием; называние картинки с последующим произнесением слова по слогам и одновременным отхлопыванием.

Взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий и формированием фонемного анализа выявлена в работах Г. В. Бабиной, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, С. Н. Шаховской.

Вероятно, наиболее известной и популярной методикой диагностики речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно назвать методику В. П. Глухова [3]. Особенность этой методики состоит в том, что она предназначена для оценки состояния только связной речи детей с ОНР, но, так как в понятии связности речи аккумулированы практически все требования к качеству детской речи, то при диагностике связной речи по В. П. Глухову может быть оценено состояние большинства составляющих речемыслительной деятельности ребенка.

Методика всестороннего исследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи Г. Р. Шашкиной на основе богатого дидактического материала, разработанного различными специалистами, предлагает «объединять некоторые задания, одновременно выявляя степень сформированности разных речевых навыков» [5, с.26]. Это позволяет снизить необходимый для исследования объем времени, соответственно, дети меньше устают и этим достигается большая объективность результатов диагностики.

Методика Г. Р. Шашкиной подразделена на две группы: первая направлена на анализ состояния вербальных процессов у ребенка, то есть определяются степень развития речевой коммуникации; связность речи и объемы активного/пассивного словарного запаса; изучается грамматическая правильность детской речи (морфологии, синтаксиса); анализируются произношение, фонематическое восприятие, степень развития анализа звукового состава слова; вторая ориентирована на обследование невербальных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания, моторики [5, с.26–35]. Поэтому данная методика может быть использована не только для оценки степени формирования звуко-слоговой структуры слова, но и лежащих в основе этого качеств речемыслительного процесса.

Таким образом, уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, можно выявить, используя методы и приемы диагностики, приведенные выше.

Литература:

  1. Бабина, Г. B., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — Москва: Прометей, 2013.
  2. Бабина, Г. B. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. — Москва: Книголюб, 2005. — 96 с.
  3. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: Секачев В. Ю., 2014. — 232 с.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Г. В. Чиркина. — Москва: Аркти, 2003–240 с.
  5. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: ИЦ «Академия», 2014. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, методика, возможность воспроизведения, Глухов, детская речь, коррекционная работа, различная слоговая структура, связная речь, слоговая структура речи.


Похожие статьи

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Описывается содержание и результаты обследования связного повествовательного высказывания у дет...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Описывается содержание и результаты обследования связного повествовательного высказывания у дет...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос