В статье автор обращается к теме изображения старого и нового Белгорода в живописном и графическом исполнении, а также рассматривает тему с точки зрения интерпретации городского пространства с точки зрения взаимодействия прошлого и современного облика города.
Ключевые слова: городское пространство, живописный образ, Белгород.
Индустриальные и урбанизационные процессы, начавшиеся во второй половине XX века, привели к масштабному типовому строительству. Что, в свою очередь, привело к необратимым изменениям в историческом облике городского пространства
Вторую половину XX века можно считать началом индустриальных и урбанизационных процессов, которые привели к масштабному типовому строительству. Это, в свою очередь, привело к необратимым изменениям в историческом облике городского пространства, а также к постепенному исчезновению «духа места» [3]. Поэтому у общественности вполне обоснованно возникла «тревога за судьбу старых городов» и назрела необходимость во всеобъемлющем исследовании эстетической выразительности городского пространства и способов его создания [1].
Вопросы взаимодействия архитектурных памятников и современной городской застройки так же волновали и представителей художественной среды. Появившееся, в 1968 году, региональное отделение Союза художников в некоторой степени также стимулировало художественный интерес к данному вопросу. Художники стремились запечатлеть не только изменения, происходящие в городском пространстве, но и сохранить в памяти город, где они родились, росли.
Образ Белгорода в живописном отражении представлен весьма многогранно. Целью нашей исследования является возможность рассмотреть особенности интерпретаций городского пространства с точки зрения взаимодействия старого и нового.
Массовая малоэтажная застройка в послевоенное время практически однозначно определила городской облик. Однако постепенно такой вид застройки сменяется многоэтажными домами. Такая урбанизация городского пространства отражается и в творчестве местных авторов, которые стараются запечатлеть исчезающий Белгород для будущих поколений. Однако не только художественная значимость присутствует в картинах о старом и новом Белгороде. Многие из них несут и историческую ценность, как свидетельства изменений города.
Говоря о синтезе старого и нового Белгорода в изобразительном искусстве, нельзя не принимать во внимание тему «Белгород — город старый, город новый», над которой в период с 1997 по 2006 года работал белгородский художник Владимир Козьмин [2]. Художник повествует о Белгороде начала и конца XX века, изображая улочки вековой давности с храмами и постройками, недошедшими до наших дней. Одновременно с этим, Козьмин демонстрирует и современный облик города, сочетающий в себе новые постройки и сохранившиеся детали с начала прошлого века.
Одна из известных работ этого цикла (хранится в Белгородском государственном художественном музее) — «Город старый — город новый», носит репрезентативный характер. Художник делит композицию на две части, посвящая верхнюю часть дореволюционному Белгороду, а нижнюю — новому облику города. Стоит отметить, что работа создана в 2005 году, однако такое отражение современного облика города актуально и по сей день.
Остановимся чуть подробнее на этой работе. Верхняя часть включает в себя мотивы дореволюционного Белгорода. Здесь изображены храмы, монастыри, мужская гимназия. А вот нижняя часть уже более знакома большинству белгородцев. Эти постройки появились в городе во второй половине прошлого века и, среди них здания Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина, музея-диорамы «Огненная дуга», Белгородского государственного национального исследовательского университета. Здесь же памятник Иосафу Белгородскому (слева) и поклонный крест Кириллу и Мефодию (справа), а в центре памятник Князю Владимиру, который на сегодняшний день является одной из узнаваемых достопримечательностей города. Изобразил художник и реку Везёлку с пешеходным мостом через неё.
Стоит обратить внимание, что обе части представляют собой образ песочных часов, где город, словно «перетекает» из прошлого в настоящее, а связующим центром стал герб города. Фоном, объединяющим эти поля, является изображение меловой горы, давшей городу название в конце XVI века.
Ещё один художник, работавший над серией работ о старом и новом Белгороде — заслуженный художник России Геннадий Андреевич Кудрявцев. Первая работа «Старый — Новый Белгород» представляет собой синтез городского пространства на одном листе, при этом не противопоставляя, как Козьмин, прошлое и настоящее.
Картины Кудрявцева наполнены деталями, которые не только отражают архитектурную точность города, но и передают его настроение, атмосферу. Кроме того, нельзя не отметить, что Геннадий Андреевич часто добавляет в композицию изображение людей — они способствуют более полному рассказу истории, которую фиксировал художник. Например, картина «Городской мотив. Улица Чернышевского» представляет собой фиксацию облика нынешней улицы 50-летия Белгородской области, а люди, изображённые здесь, отражают ту творческую атмосферу, которая присуща этому месту. Не случайно именно здесь зародился, так называемый, Белгородский Арбат. Уже много лет местные художники приносят сюда свои картины, чтобы показать горожанам. А в последние годы вся улица стала настоящим творческим калейдоскопом, где можно встретить и выставки, и театрализованные представления, и музыкальные номера. Говоря именно об этой картине, нельзя не отметить, что сейчас здание слева выглядит иначе. Исчез не только магазин «Овощи-Фрукты», существенно изменился его экстерьер. Яркое здание по соседству тоже осталось таким лишь в воспоминаниях и на атмосферных картинах того времени.
Также интересна работа «Летний день. Улица Попова». Место с Преображенским собором и зданием бывшей мужской гимназии (ныне учебный корпус НИУ «БелГУ») — узнаётся без труда. Однако, рассматривая картину далее, зритель находит «отголоски» прошлого. Здание магазина сегодня не только другого цвета, но и обрело иной фасад.
Ещё одна картина «Городская мозаика» показывает зрителю скорее уже современный город, однако не представляет архитектурную точность. Здесь представлен собирательный образ Белгорода из нескольких современных зданий, основным из которых является универмаг «Белгород». В его зеркальных окнах отражаются новостройки 2000-х годов.
Ностальгия по уходящему городу особенно чувствуется в работе Станислава Фёдоровича Дымова «Воспоминания о старой улице». Художник изображает часть старой застройки города на фоне новых многоэтажек. Благодаря колористическому решению, старая застройка не только привлекает взгляд зрителя, но и дарит ему ощущение тепла, уютной атмосферы, царящей в этих дворах. Новостройки на фоне, напротив, выполнены в холодных, приглушённых голубых оттенках, как бы отдаляя от себя зрителя.
Рассмотрев ряд работ, запечатлевшие процесс изменения и преобразования Белгорода, мы можем говорить о нескольких характеристиках, типичных для изображения взаимодействия старого и нового Белгорода. Во-первых, становится выше концентрация населения и выражена она не столько за счёт появления многоэтажных зданий, сколько в уплотнённой застройке. Во-вторых, всё более явным становится ускоренный темп жизни — на картинах отражается развитие инфраструктуры, появляются широкие автомобильные дороги. Стоит отметить, что некоторые полотна «играют» на контрасте и демонстрируют зрителю некие «островки» тишины и спокойствия в бурном современном темпе.
Так, мы можем говорить и о гармоничном единстве архитектуры прошлых веков и современных построек. Кроме того, они не изолированы друг от друга, а являются полноценными участниками динамично развивающейся городской среды.
Мы видим в творчестве белгородских художников тенденцию ухода от пассивной описательности в изображении городского пространства. Они наделяют городскую среду смыслами, отношениями, исследуют город с точки зрения городской жизни. И люди, изображённые на картинах, и сами художники — становятся частью жизни города; они исследуют его изнутри. То есть, это не просто фиксация визуального облика Белгорода, а некая репрезентация города в тот или иной период времени.
Литература:
- Борисова Е. Памятники архитектуры и современный город // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. — М.: Советский художник, 1973. — С. 145–184.
- Гончаренко, Н. М. Образ Белгорода в произведениях из фондов Белгородского художественного музея: от фиксации архитектурной среды до символической репрезентации // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 173–201. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518–7767.2020.02.012.
- Шавшина, И. П. Старое и новое в городской среде (на примере городских пейзажей из серии «Моя Москва» Н. Д. Грицюка) / И. П. Шавшина, В. Н. Чимитов. — Текст: непосредственный // Баландинские чтения: сборник статей научных чтений памяти С. Н. Баландина. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2019. — С. 186–190.