В статье автор пытается изучить историю формирования развития института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации. Отдельное внимание уделяется роли оценки регулирующего воздействия в государственном управлении.
Ключевые слова: государственное управление, регулирующее воздействие, административная реформа, исполнительная власть.
Государственное управление нацелено на достижение определенного результата, отвечающего интересам и потребностям населения в той или иной сфере. Выработка такого проекта действий субъектов государственного управления, который в наибольшей степени способствовал бы достижению общественных целей и был обоснован с этой точки зрения, является важной частью системы государственного управления. От целесообразности и эффективности государственных решений, определения соответствующих способов регулятивного воздействия на общественные процессы в рамках нормотворческой деятельности напрямую зависит возможность решения общественных проблем. Однако, улучшение в одной сфере может спровоцировать ухудшение в другой, что особенно актуально в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и непредсказуемостью. И если совершенно точно спрогнозировать последствия от еще не принятых решений невозможно, обратиться к тем, кого могут затронуть готовящиеся решения, представляется рациональным. Государственные органы осуществляют это посредством проведения оценки регулирующего воздействия — ОРВ.
Возникновение института и процедуры ОРВ относится к 60-м гг. XX в., когда происходило формирование научного подхода к регулирующим методам управления [3]. Впервые внедрили ОРВ в деятельность органов государственной власти в Дании в 1966 году в отношении законодательства в области экологии. Позднее институт ОРВ начал распространяться в других странах и с 1980-х гг. стал глобальным явлением, однако, предметная область применения отличалась. Например, в таких странах, как США и Канада, ОРВ применялась для анализа издержек и экономического эффекта, получаемого от реализуемых на тот момент социальных программ. Каждая страна самостоятельно определяет области применения процедуры ОРВ, при этом в одних странах (Швейцария, Франция) это закреплено в конституциях, в других применяется только для оценки бюджетных расходов, обусловленных принятием нормативно-правовых документов (США, Канада), а в некоторых распространяется на все регулирующие акты (Великобритания, Нидерланды) [4]. Здесь важно отметить, что впервые применять практики ОРВ в отношении регулятивных решений, которые непосредственно влияют на частный сектор, начали в Великобритании.
Итак, ОРВ как процедура и метод выявления социально-экономических последствий, которые влекут за собой принимаемые на государственном уровне регулирующие решения, сформировалась в практике управления развитых стран в последней четверти XX в. и является ответом на потребность в оптимизации системы государственного управления. В России история формирования института оценки регулирующего воздействия начинается с 2006 г. Рассмотрим более подробно данный процесс.
Внедрение ОРВ в России началось в ходе реализации административной реформы, которая предполагала осуществление преобразований, направленных на создание таких условий, при которых возможно было бы предотвратить появление избыточных функций органов исполнительной власти, при этом особую роль играло законодательное закрепление публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций. Это сформировало потребность в ведении в систему принятия государственных решений независимого участника, который был бы наделен полномочиями по оценке обоснованности предложений федеральных органов исполнительной власти, создающие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Поэтому переход к внедрению механизмов ОРВ является важной составляющей реализуемой политики и важным шагом на пути к обеспечению улучшения инвестиционного климата и предотвращения излишних административных барьеров.
Так, в 2006 году, изначально в виде эксперимента, практика ОРВ была предложена Центром экономического и финансового консалтинга и реализовалась в Калмыкии, и уже в 2007 году, при поддержке Всемирного банка, Татарстане и Северной Осетии — Алании. На федеральном же уровне в этот период формировались лишь экспертные разработки и ОРВ находилась в пределах исключительно научных кругов или отдельных экспериментов на уровне субъекта Российской Федерации.
Впервые на законодательном уровне процедура ОРВ была введена в 2010 г. постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Правительственной комиссией по административной реформе было принято решение о создании соответствующего департамента в Минэкономразвития России, который был наделен полномочиями по разработке методики ОРВ и внедрения данной процедуры в практику государственного управления. Создание Департамента оценки регулирующего воздействия положило начало распространения опыта применения системы оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации [5].
В период 2010–2012 гг. вступил в силу пакет нормативно-правовых актов, постепенно внедрявших институт ОРВ в России. В результате этого Правительству Российской Федерации было поручено разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие института ОРВ. И уже в 2012 году был закреплен правовой статус ОРВ, определен порядок и методика проведения оценки проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми были утверждены формы сводного отчета и заключения по итогам проведения ОРВ.
На данном этапе проведение ОРВ характеризуется центральной ролью Минэкономразвития России. За министерством были закреплены функции как непосредственного проведения процедуры ОРВ так и ее координация и методическое обеспечение. В свою очередь органы-разработчики проектов нормативно-правовых актов только предоставляли всю необходимую документацию, на основе которой осуществлялось проведение ОРВ. Соответственно, ОРВ проводилась не разработчиком, а специальным органом, и не на стадии оценки общественной проблемы, а на стадии готового проекта нормативно-правового акта.
В 2013 году осуществлен переход к новому подходу к проведению ОРВ на основании постановления Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия» ... [1]. В результате этого централизованная схема проведения ОРВ была заменена децентрализованной. Это означало, что органы-разработчики самостоятельно проводят процедуру ОРВ как проектов, так и действующих нормативно-правовых актов, а отчет о полученных результатах в установленной форме направляют в Минэкономразвития России. Соответственно, новый подход к ОРВ подразумевает определение определенной последовательности, образующей конкретную и структурированную систему осуществления данной процедуры и подразумевает наличие: единой формы отчета о проведении ОРВ; единой формы заключения об ОРВ; общей методики ОРВ.
С 2014 г. проведение ОРВ является обязательным при подготовки нормативно-правовых актов, регламентирующих какие-либо аспекты в следующих сферах: бизнес, контроль и надзор, налоговая и таможенная деятельность, техническое регулирование. Вместе с тем в 2015 г. было введено правило «one in — one out» [2]. Данное правило закрепляет необходимость при введении каждого нового правила или ограничения соблюдать условие отмены одного существующего. И уже с 2016 года проведение ОРВ и экспертизы правовых актов является обязательными для субъектов Российской Федерации.
Таким образом, институт ОРВ является ответом на потребность в повышении качества и эффективности государственного управления, сформировавшейся в современных условиях. В Российской Федерации его история насчитывает чуть более десятилетия, однако за этот период были осуществлены значительные преобразования, нацеленные на повышение качества принимаемого и корректируемого российского законодательства.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 45. — Ст. 3215.
- Зайцев, Ю. К. Инвестиционный климат: учебное пособие для вузов / Ю. К. Зайцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 105 — URL: https://urait.ru/bcode/515429/p.105 (дата обращения: 15.12.2022).
- Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 574 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 379 — URL: https://urait.ru/bcode/489521/p.379 (дата обращения: 15.12.2022).
- Нечкин, А. В. Правовая экспертиза нормативных актов: учебное пособие для вузов / А. В. Нечкин, А. В. Блещик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 166 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 78 — URL: https://urait.ru/bcode/509577/p.78 (дата обращения: 15.12.2022).
- Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 695 с. — (Профессиональное образование) — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 520 — URL: https://urait.ru/bcode/519708/p.520 (дата обращения: 15.12.2022).