На сегодняшний день практически каждый третий работник в Казахстане сталкивался с различными трудовыми спорами, которые возникают по разным причинам, начиная от несправедливого отношения начальства, маленькой заработной платы, большого объема на рабочем месте и если видят не удовлетворительные условия труда. В связи с данными обстоятельствами часто возникают конфликтные ситуации, в которых начальство увольняет или же отстраняет от работы людей, решивших поднять какой-либо вопрос, не понравившийся руководству. Происходит это из-за того, что работники чаще всего не знают своих законных прав и соответственно не могут защитить себя или отстоять свои права.
Ключевые слова: обязанность, права, работник, работодатель, трудовые отношения.
For this period, almost every third employee in Kazakhstan has faced various labor disputes that arise for various reasons, ranging from unfair treatment of superiors, small wages, a large amount of work and poor working conditions. In connection with these situations, conflict situations often arise in which the authorities dismiss or suspend people who have decided to raise an issue that the authorities did not like. This is due to the fact that the employee most often does not know his legal rights and, accordingly, cannot defend himself or defend his rights.
Keywords: duty, rights, employee, employer, labor relations.
В трудовом законодательстве Республики Казахстан существуют такие интересные понятия как работодатель и работник. Каждый из них имеет свои права и определенные обязанности, необходимые к соблюдению. Однако не все люди, обладая статусом работника, знают свои права и обязанности, которые они должны выполнять. В статье 1 пункте 43 Трудового кодекса Республики Казахстан говорится, что работником является лицо, вступающее в трудовые отношения с работодателями. У работника есть несколько видов прав, основными являются субъективные права, благодаря которым работник совершает такие действия как: расторжение индивидуального или коллективного трудового договора, установление неполного рабочего времени, право своевременного получения заработной платы, владение информацией об условиях работы. Если работодатель не будет исполнять какие-либо свои обязанности или будет ущемлять права работника, то сотрудник вправе обратиться в компетентные органы для защиты своих законных интересов.
Представить общее количество трудовых конфликтов не является легкой задачей, так как большинство из них остается скрытым от публики. Многие из них заминаются, «решаются на местах». Но все же число зафиксированных разногласий растет: так в 2016 году их было совсем мало — 4, в 2020 — 11 и в 2021 году эта цифра достигла 150 трудовых конфликтов. Учитывая, что их большая часть (130 трудовых конфликтов) поступила из нефтегазовых отраслей.
Рис. 1. Причины возникновения трудовых конфликтов
Законодательство дает возможность работнику саморегулировать отношения с работодателем для предотвращения злоупотребления полномочий с обеих сторон. Однако несмотря на четкие инструкции со стороны закона, не все люди правильно и честно выполняют свои права и обязанности. Из-за этого в рабочих коллективах возникают трудовые споры по разным причинам. Существует два вида трудовых споров:
Индивидуальный — спор, открытый между определенным работником и работодателем.
Коллективный — спор, в котором выступает сторона работников, то есть рабочий коллектив и работодатель.
При возникновении одного из таких споров работодатель обязан четко следовать закону, используя трудовой кодекс, своевременно регулируя конфликт. Для этого необходимо знать свои обязанности. Но большинство работодателей практически ничего не знают о своих правах на работе, из-за этого обычный трудовой коллектив переходит в «настоящего врага» и обе стороны вынуждены решать все через суд. Для того чтобы работодатель мог удовлетворить необходимые потребности работников, нужно соблюдать несложные правила, руководствуясь статьями Трудового Кодекса, и выделять время для изучения Конституции и Законодательств.
Чаще всего трудовые споры возникают по таким причинам как:
— низкая заработная плата или же ее снижение, а также задержка оплаты труда;
— несоответствие стандартам условия труда;
— работа в сверхурочное время без надбавок к заработной плате в определенном размере;
— недостаточно развитая система управления;
— корпоративный менеджмент;
— невысокая мотивация и вовлеченность сотрудников.
Например, если работодатель просит работника выполнить работу сверхурочно, то согласно статье 78 Трудового кодекса Республики Казахстан, такая работа не должна и не может превысить два часа и оплачиваться в полуторном размере. И зачастую бывает так, что работодатель либо не доплачивает, либо просит работать более двух часов. Из-за этого работник вправе обратиться в компетентные органы за помощью или открыть трудовой спор с работодателем.
Поэтому для регулирования таких ситуаций необходимо обеим сторонам хорошо знать закон. Следить за обновлениями и изменениями в статьях, со временем некоторые законы теряют силу, в другие вводят изменения и дополнения. Необходимо изучать свои полномочия и быть очень внимательными при изучении и подписании трудовых договоров. Бывают такие ситуации, что работник подписывает договор, даже не прочитав его до конца, а в дальнейшем узнает, что заработная плата у него меньше, чем ему говорили при приеме на работу. В таких случаях пытаются расторгнуть трудовой договор, однако законно это можно будет сделать после того, как обе стороны будут согласны, но это происходит довольно редко.
Также если работник по каким-либо обстоятельствам хочет расторгнуть договор, работая продолжительное время, то он обязан предупредить своего начальника о расторжении контракта, написать письменное заявление о причине увольнения, а также отработать один месяц перед расторжением индивидуального трудового договора. Также есть один самый нетрудоемкий путь решения конфликтов — увольнение сотрудника. В данном вопросе необходимо тщательно ознакомиться с Трудовым Кодексом Республики Казахстан, так как подчиненный имеет возможность подать в суд на организацию, которая его уволила.
Самый распространенный и опасный конфликт — спор между работником и работодателем, так как по ходу развития конфликта работники видят его обострение, следственно видят, как их начальство регулирует возникающие споры: резко и деспотично прекращает их или старается прийти к компромиссу.
Чтобы разрешить более половины возникающих споров, необходимо уметь слушать человека, с которым произошел конфликт, и уметь правильно доносить свою позицию. Если каждая сторона конфликта будет только доносить свою позицию и не стараться слышать изложение противоположной стороны, то все предложенные аргументы и пути решения не будут учтены, и тем более применены. Нужно раскрывать возникающие трудовые конфликты, правильно распределять обязанности, налаживать хорошую рабочую обстановку в коллективе, соблюдать этикет делового общения. Необходимо принимать всевозможные действия по борьбе с трудовыми конфликтами. При отсутствии мер противостояния с конфликтами, возникающими на работе, тенденция увеличения конфликтов не замедлится.
Литература:
- Трудовой Кодекс Республики Казахстан 2022 // с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.11.2022 г. — С. 7.
- Pwc news // Вступили в силу новые изменения и дополнения в Трудовой Кодекс РК // Налоговый и юридический вестник // Июнь 2020 // Выпуск #53
- Омурчиева Э. Права и законные интересы работодателей и работников в контексте нового трудового кодекса Республики Казахстан // Э. Омурчиева // 14 августа 2020
- Бибигуль Н. Права работника в Казахстане: что нужно знать? // Н. Бибигуль // 31 мая 2019
- Электронный журнал «Главная книга» // Права и обязанности работника и работодателя // 10 декабря 2020 // Выпуск «Кадры Оплата труда»