В научной статье рассматриваются цель современной государственной антикоррупционной политики и меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, группы мер противодействия коррупции.
Государство предпринимает значительные меры, которые направлены на повышение борьбы с таким отрицательным деянием как коррупция. Коррупционные проявления со стороны государственных служащих подрывают доверие населения к власти, снижают авторитет государства в глазах его граждан, поскольку коррупция оказывает отрицательное воздействие на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан [7, с. 74].
Понятие коррупции не имеет национальной окраски и государственно-территориальной привязки, но в каждой стране существуют определенные особенности.
Коррупция представляет собой реальную угрозу национальной безопасности, поскольку сложность организации системы коррупционных отношений является в коррупционном «разделении труда», где отдельные должностные лица и криминальные субъекты выполняют присущие только им роли вследствие их положения в государственных структурах, коммерческих организациях или иерархии криминального мира [12, с. 575]:
– категория лиц, которая занимает должность в государственных структурах правоохранительного характера, в том числе сотрудники органов внутренних дел (ОВД), использующие полномочия для протекции лиц, замешанных в коррупции;
– должностные лица судебных органов и разрешительных органов, лоббирующие интересы коррупционных структур;
– финансовые управленцы и коммерческие управленцы, подчиненные им лица, которые используют возникающие из коррупции возможности для роста показателей дохода.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в РФ совершенствуется нормативно-правовая база по борьбе с коррупционными преступлениями. Так, в 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяющий основные принципы борьбы с коррупцией, а также организационно-правовые основы [4]. С 2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, благодаря которому были приняты определенные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. В 2021 г. был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 гг., который направлен на повышение мер по оптимизации нормативной базы в данной сфере.
В целях совершенствования мер противодействия коррупции на современном этапе развития РФ необходимо обратить внимание на декларирование доходов. Во всем мире контроль над расходами и доходами — это принятая норма. Расходы, как и доходы, играют важное значение в надзоре за антикоррупционной деятельностью правительства, так как значительный рост расходов над доходами указывает на наличие у человека незаявленных средств. Концепция всеобщей декларации давно используется в ряде стран и уже оказала положительное влияние на их экономику.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, которые занимают должности государственной службы, включенные в перечни, утвержденные Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Также, во исполнение п. «а» п. 2 данного Указа в каждом ведомстве предусмотрены свои перечни определенных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять указанные сведения. В ОВД данные перечни утверждены Приказами МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848, от 14 декабря 2016 г. № 838, от 26 июня 2013 г. № 474, от 5 апреля 2016 г. № 158.
Дополнительно к приведенным перечням Приказом МВД РФ № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД, сотрудниками ОВД, федеральными государственными гражданскими служащими системы. Считаем, что было бы целесообразно данные сведения подавать гражданам и в отношении своих совершеннолетних детей.
Для сокращения коррупции в РФ важно принять, на наш взгляд, следующие меры:
– повысить контроль со стороны надзорных органов за исполнением законов и должностных обязанностей всеми государственными служащими;
– значительно повысить заработную плату государственным служащим;
– организовывать и проводить открытые судебные процессы в отношении лиц, которыми были совершены коррупционные преступления, и полностью исключить им возможность занимать в последующем государственные должности;
– создать должность федерального омбудсмена по борьбе с коррупцией;
– обеспечить объективное освещение в средствах массовой информации мероприятий государства и общественных учреждений по профилактике и борьбе с коррупцией.
Конечно, это только часть мер, которые будут способствовать снижению уровня коррупции в России, и проведение их в жизнь будет весьма сложным и трудоемким процессом. Это потребует от государства значительных финансовых вложений, а также больших усилий по их нормативному регулированию.
Сегодня все мировое сообщество переживает кризис, который вызван пандемией коронавирусной инфекции и санкций со стороны стран ЕС. В связи с этим во всем мире присутствует тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. В свою очередь, группа государств в рамках борьбы с коррупцией выступила с заявлением о необходимости обеспечения прозрачности государственных закупок в наиболее уязвимых сферах.
Представляется целесообразным в целях противодействия коррупции применить специальные меры, направленные на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества:
– создание открытого и прозрачного процесса контрактов, которое сможет ограничить проникновение коррупционных схем;
– обеспечение прозрачности данных;
– привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;
– создание прозрачной системы закупок путем разработки рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров, а также обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избегания завышения цен;
– необходимо также обеспечить прозрачность механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;
– использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок.
Важно отметить, что меры по борьбе с коррупцией должны быть системными, адекватными, организованными и своевременными. Целесообразно учитывать находчивость и коварность коррупционеров и вести против них борьбу с помощью единой антикоррупционной государственной политики.
Таким образом, в целях исполнения одной из целей современной государственной антикоррупционной политики, которая заключается в обеспечении национальной безопасности, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения, на территории России целесообразно применить:
1) часть положительных мер из зарубежного опыта в области борьбы с коррупцией;
2) для успешного предотвращения коррупции на современном этапе развития РФ важно использовать как меры устрашения, так и факторы, которые способствуют образованию условий нетерпимости граждан к коррупционным преступлениям;
3) процесс борьбы с коррупцией на территории России требует детально проработанной стратегии со стороны государственных органов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовой сайт «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/con (дата обращения: 10.09.2022).
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6228
- О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 17.05.2021) // Правовой сайт «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (дата обращения: 10.09.2022).
- О мониторинге правоприменения в Российской Федерации (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 (ред. от 25.07.2014)// Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 21. — Ст. 2930
- Вородюхин, С. Е. Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России / С. Е. Вородюхин, В. А. Лысенко, В. В. Васильев // Вестник Московского университета МВД России. — 2022. — № 1. — С. 74–79.
- Кудренко, Я. К. Информационные методы противодействия коррупции / Я. К. Кудренко // Государство, право, политика и экономика в условиях цифровой трансформации: Сборник докладов I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Ростов-на-Дону, 16 марта 2022 года. — Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2022. — С. 246–250.
- Куликова, А. Е. Мировой опыт противодействия коррупции / А. Е. Куликова // Студент: наука, профессия, жизнь: Материалы IX всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. В 4-х частях, Омск, 25–29 апреля 2022 года. — Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2022. — С. 349–354.
- Моисеев, В. В. Коррупция в России: проблемы и перспективы / В. В. Моисеев. — Кишинев: LAP LAMBERT, 2022. — 303 с.
- Противодействие коррупции в рамках института государственной гражданской службы: актуальные вопросы / А. С. Жолманов, В. А. Матвиенко, М. В. Афонин, В. О. Гришин // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2022. — Т. 12. — № 4(85). — С. 1343–1351.
- Хачанян, Я. Г. Модели противодействия коррупции в практике современных государств / Я. Г. Хачанян // Аллея науки. — 2022. — Т. 1. — № 5(68). — С. 575–580.