В научной статье рассматривается предупреждение коррупционных преступлений на территории России. Выделены группы мер коррупционных предупреждений.
Ключевые слова: предупреждение коррупционных преступлений, группы мер коррупционных преступлений.
Предупреждение коррупционных преступлений на территории России — это комплексная деятельность государственных и муниципальных органов власти, их сотрудников, социальных институтов, общественных объединений и граждан, объединяющую в себе не только правоприменительные меры федеральных органов государственной власти по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных уголовно-правовых деяний, но и полноценную профилактическую работу, направленную на предупреждение рассматриваемых преступлений, всех перечисленных субъектов деятельности [10, с. 289].
Учитывая системный характер предупреждения коррупционных преступлений, оно должно находить свое воплощение посредством конкретных мер, объединенных в несколько групп [7, с. 109].
Рассмотрим группы мер коррупционных предупреждений.
Первая группа мер — это комплексные мероприятия, которые должны реализоваться региональными и федеральными структурами власти, по уменьшению и нивелированию негативного воздействия детерминант, обуславливающие коррупционную преступную деятельность. Данные меры можно разделить на несколько составляющих:
- Принятие государством социальной и правовой среды, которая максимально препятствует субъектам коррупционных преступлений придать законный характер незаконно полученным доходам и имуществу, приобретенному за счет средств от реализации коррупционных преступных схем.
- Продолжение нормотворческого процесса в части принятия новых и оптимизирование имеющихся нормативных правовых актов, которые регламентируют общественные отношения в области ведения уголовного, уголовно-процессуального, административного и служебного права. Законопроект является результатом творческой деятельности его разработчиков, вследствие чего он не может избежать возможности нести в своих нормах субъективную составляющую мнения того или иного автора проекта законодательного акта. Результатом такого рода «субъективизма» могут стать вольные или невольные пробелы в нормах, регулирующих различные вопросы осуществления государственными и муниципальными служащими своих полномочий, позволяющие субъектам коррупционных преступлений предпринимать шаги по уходу от ответственности за свое преступное поведение [3]. Выходом из данной ситуации является обязательность осуществление антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативных правовых актов.
- Активное привлечение некоммерческих организаций и общественных объединений в работу по предупреждению коррупционных преступлений в области повышения правовой грамотности членов социума, образовании действующих поведенческих моделей для населения и чиновников, исключающих коррупционную мотивацию поведения.
Эта мера предупреждения коррупционных преступлений в качестве итогового результата ее использования предусматривает образование условий совместной работы государства в лице его властных институтов и общества в лице общественных институтов и отдельных физических лиц по формированию осознанно негативного отношения у представителей социума к взяточничеству и иным коррупционным преступлениям. Идеальным результатом применения данной меры предупреждения коррупционных преступлений является создание при активной поддержке СМИ и телевидения неприятия в общественном сознании всех форм коррупционных преступлений и правонарушений, инициативное оказание помощи лицам, ставшим жертвами коррупционных уголовно-правовых деликтов и пр. [5].
- Участие российского государства, некоммерческих организаций и общественных объединений в международном сотрудничестве в рамках профилактики и предупреждения коррупционных преступлений [8, с. 378]. Современное положение в мире такого государства как Россия невозможно без активного его взаимодействия по самым различным направлениям с другими государствами.
Самостоятельной мерой характера по превенции коррупционных преступлений являются государственное правотворчество и правоприменение, имеющие своей целью недопущение и фактическое пресечение фактов взяточничества и иной коррупционной деятельности, привлечение всех лиц, в них замешанных, к уголовной и иной юридической ответственности с назначением соответствующих наказаний [11, с. 93].
- Следующая мера предупреждения коррупционных преступлений — это государственное регулирование отношений чиновников с индивидуальными и коллективными членами российского социума в сфере получения должностными лицами подарков и непосредственного процесса дарения. Как правило, именно в данной форме происходит камуфлирование взятки. Эта сфера урегулирована постановлением Правительства Российской Федерации, которое запрещает должностному лицу получение вознаграждения (подарков и пр.) от физических и юридических лиц в связи с исполнением своих функциональных обязанностей, за исключением протокольных и иных регламентированных оснований.
Отдельной мерой предупреждения коррупционных преступлений выступает государственная антикоррупционная политика РФ. Реализация государством антикоррупционной политики предусматривает такую меру предупреждения коррупционных преступлений как создание режима максимальной информационной открытости при освещении текущей деятельности и правоохранительных усилий органов государственной власти федерального и регионального уровней, муниципальных органов. Данная мера реализуется в соответствии с нормами Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обозначенный нами перечень мер предупреждения коррупционных преступлений не может быть исчерпывающим. Обоснованием такому утверждению является сама природа коррупционных уголовно-правовых деяний, характеризующаяся сложной внутренней структурой, чрезвычайно высокой вариативностью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям и правовым предписаниям [7, с. 110].
В качестве кратких выводов по итогам рассмотрения вопроса мер предупреждения коррупционных преступлений можно отметить следующее.
Реализуемый в РФ комплекс мер предупреждения коррупционных преступлений ориентирован, прежде всего, на разрешение двух знаковых профилактических задач — создание и следующее за ним воплощение в практической плоскости мер общегосударственного характера, вектор которых направлен на:
– поддержание в обществе и системах государственной и муниципальной службы должного уважения и соблюдения требований законности;
– выявление, минимизация и купирование неблагоприятных факторов социального характера, создающих предпосылки для успешности усилий преступников к склонению должностного лица к совершению коррупционных уголовно-правовых деликтов;
– неуклонное и плановое усиление контрольно-надзорной деятельности в отношении профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности в Российской Федерации и высшие должности субъектов России, а также членов социума и их общественных объединений и организаций;
– решение иных вопросов, нацеленных на достижение задач государственной антикоррупционной политики и предупреждение коррупционных преступлений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовой сайт «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/con (дата обращения: 10.09.2022).
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6228
- О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 17.05.2021) // Правовой сайт «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (дата обращения: 10.09.2022).
- О мониторинге правоприменения в Российской Федерации (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 (ред. от 25.07.2014)// Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 21. — Ст. 2930
- Петраков, М. А. Нормативно-правовая основа противодействия коррупции на государственной службе в России / М. А. Петраков // Экономика, финансы и управление: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 июля 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 109–111.
- Побединская, В. А. Криминализация экономики и коррупция в России / В. А. Побединская // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 51. — С. 378–381.
- Противодействие коррупции в рамках института государственной гражданской службы: актуальные вопросы / А. С. Жолманов, В. А. Матвиенко, М. В. Афонин, В. О. Гришин // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2022. — Т. 12. — № 4(85). — С. 1343–1351.
- Прохоров, Э. Т. Противодействие коррупции со стороны государства: опыт Китая / Э. Т. Прохоров // Молодой ученый. — 2022. — № 13(408). — С. 289–293.
- Соловьева, С. Н. Зарубежный опыт противодействия коррупционным преступлениям / С. Н. Соловьева // Студенческий вестник. — 2022. — № 2–3(194). — С. 93–94.