В данной статье рассматривается поведение китайских туристов, где и как предпочитают отдыхать, а также особенности выбора туров и стран для путешествий.
Ключевые слова: Россия, Китай, турист, Таиланд, Япония, китаец, потребительское поведение, туристический поток.
Китайская Народная Республика (КНР) — одна из самых больших стран Азии и планеты, занимает третье место по территории в мире, и самая многочисленная нация в мире. В стране проживает более 1 миллиарда китайцев, которые называют себя «хань». Кроме самих китайцев страну населяют представители более 50 иных этнических групп, которые также отличаются собственными традициями и обрядами, национальными костюмами и даже языком, религией [6].
Активно же путешествуют только 7 % китайцев — 99 миллионов человек. Для сравнения: доля таких граждан среди населения США составляла в допандемийный период 40 %, а в Великобритании — 76 %. Следовательно, потенциал роста туристического рынка Китая при населении в 1,4 миллиарда вдохновляет [3], и изучение потребительского поведения этой целевой аудитории считаем актуальным.
Успешная деятельность на рынке туристских услуг предусматривает в первую очередь удовлетворение нужд и запросов клиентов, прогнозирование их потребностей. Однако поведение потребителей никогда не бывает простым, легко предсказуемым, поскольку на него влияет большое количество факторов [1].
Рассмотрим некоторые особенности потребительского поведения китайских туристов.
- Китайцы прежде, чем посетить другие страны, отдыхают в родных краях. А красивых мест в этой стране в избытке: Сиань и величественная Терракотовая армия, город Пекин и императорские дворцы, а также Запретный город и многое другое.
Однако, несмотря на разнообразие местных красот, в Китае не все так хорошо складывается с внутренним туризмом, как кажется при первом взгляде на ситуацию. Основной причиной, по которой местные достопримечательности часто отодвигаются на второй план, является стремительное развитие зарубежного туризма. Посещать достопримечательности по своей стране оказалось дороже, чем выехать за пределы КНР.
- Большая часть китайского туристического потока «оседает» в так называемом «большом Китае», который включает в себя Макао и Гонконг, Тайвань. Рост туристической индустрии в Таиланде показан на рис. 1.
Рис.1. Рост туристического потока в Таиланд [3]
Такие показатели были бы невозможны без китайских туристов.
Как показывает статистика, даже более отдаленные направления смогли увеличить китайский турпоток на 50 %. За последние несколько десятилетий Китай стал крупнейшим игроком туристической отрасли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большинство туристов, прибывающих в Таиланд, Бали, Тайвань, Японию, Сингапур — это туристы из Китая. На третьем месте по популярности страны Европы — Франция, Германия, Швейцария и Испания.
В первую очередь, как уже упоминалось, китайцы предпочитают Таиланд. За последние 30 лет китайский поток увеличился примерно в 7 раз и с каждым годом число прибывающих туристов растёт. Таиланд находится относительно недалеко, следовательно, не нужно долго добираться до места отдыха и не такие высокие цены по сравнению с другими странами. Также тайцы очень гостеприимны, а это одна из основных причин, по которым китайцы предпочитают за границу, хороший сервис очень важен для них. Выбирая очередное место посещения, многие, безусловно, опираются на комфорт: отели высоко категории в шаговой доступности от центра и дорогие рестораны [3].
Помимо Таиланда, по мнению китайцев, хороший сервис ещё и в Японии. Статистика показывает, что примерно 7,4 млн жителей КНР готовы забыть территориальные, политические разногласия и отправиться в Японию.
- У жителей Поднебесной есть одно важное, на наш взгляд, качество — гибкость в своих предпочтениях. Сейчас одна страна в фаворитах, а на следующий день все резко меняется. Как, например, это произошло с Южной Кореей. Современных молодых китайцев интересует шопинг, а Сеул превосходное место для покупок. Но ситуация кардинально изменилась, когда стало известно, что Сеул согласился на размещение американских военных подразделений. Пекин активно выступал против этого решения, поэтому ряд санкций не стали большим сюрпризом. Число китайских туристов, которые прибывают в Южную Корею, сократилось почти на 40 %. Туристическая отрасль Южной Кореи понесла большой ущерб, потому что китайцы составляют примерно 50 % от общего числа туристов, посещающих Южную Корею. Следовательно, такой внешний фактор влияния на потребительское поведение китайских туристов как политика, оказывает существенное влияние на развитие международного туризма в Китае.
- Стоит отметить, что за жителями Поднебесной прочно утвердился образ вездесущих фотографов.
- Большинство китайцев из-за тяжёлого графика работы, быстрого темпа жизни и отсутствия выходных практически не покидают пределы родины. По этой причине в основном совершают зарубежные поездки китайцы в возрасте старше 55 лет.
- Можно заметить, что даже в допандемийное время курорты Турции и Египта не были так популярны среди китайских туристов. Не то чтобы их вовсе там не было, но туристические потоки несоизмеримы, например, даже с Европой.
Китайцы не стремятся к берегам Красного и Средиземного морей по следующим основаниям:
— в первую очередь китайский турист — групповой турист, путешественников-одиночек единицы. А отельная индустрия Египта и Турции все еще недостаточно развита для китайских путешественников.
— китайцы не особо любят купаться в море и загорать. Они практически не умеют плавать и в воду чаще заходят в одежде. Китайские туристы предпочитают оставаться на берегу, также посещать аквапарки. На курорты Египта и Турции поедут разве что посмотреть на пирамиды или посетить достопримечательности Стамбула — но не «на море» [5].
— в то же время все дело в непростом отношении партии коммунистов КНР к политике данных стран.
- Важно отметить, что в среднем китайцы тратят в путешествиях по миру около $3700, и структура этих затрат отличается от затрат туристов из других стран, как и цели зарубежных путешествий: они экономят на еде, жилье и транспорте, однако охотно занимаются шопингом [3]. Это объясняется тем, что цены на подавляющее большинство брендовых продуктов в Китае выше цен на рынках Европы, России, и азиатских стран. Поэтому в ГУМе, ЦУМе, во многих российских ювелирных и парфюмерных магазинах зачастую можно наблюдать очереди из китайских туристов.
Таким образом, изучение особенностей потребительского поведения китайских туристов позволяет сделать следующие выводы:
— китайский турист, без сомнения, — групповой турист, поэтому предпочтения отдают именно групповым путевкам и, конечно, готовым туристическим продуктам. 80 % всего туристического потока представляют собой организованные группы, которые прибывают по пакетным турам. Основная причина, эти туры дешевле за счет экономии на масштабе. Крупные и популярные туристические предприятия Китая на год вперед бронируют отели, самолеты, и за счет объема получают разные скидки, делающие групповые туры ниже по цене, чем индивидуальные туры. Основой аудиторией пакетных туров являются семейные туристы и люди старшего поколения;
— по данным популярного в КНР туристического ресурса Ctrip, индивидуальные туры, организованные через туроператоров, предпочитают путешественники, которые ищут персонализированные развлечения, индивидуальное обслуживание и уникальность. Индивидуальные туры и самостоятельные поездки, из-за их гибкости, интересны более молодым туристам, в том числе, молодым семьям. Заказы на Ctrip показывают, что пункты назначения для индивидуальных путешествий охватывают 956 городов в 107 странах [2];
— китайские туристы предпочитают всё-таки своё, китайское. Иначе говоря, граждане Поднебесной предпочитают в других государствах работать со своими согражданами: если нужно выбрать турфирму, то, конечно же, китайскую, если гид или переводчик, то, разумеется, китаец, даже завтраки, обеды и ужины планируют в китайских ресторанах. И это важная часть китайского менталитета: искать партнеров через связи или, как говорят сами китайцы, «гуанси»;
— китайцы предпочитают больше парки развлечений (41 %), чем исторические достопримечательности (38 %). Именно ради Диснейлендов китайские туристы устремляются в Японию, Гонконг, Францию и США. Природные красоты остаются в области интересов для 45 % туристов из Китая [2]. Из особых предпочтений — это «красный туризм» — знаменательные места и памятники, которые связаны с историей коммунистического движения в России. Например, музей революции в Туле. Или же промышленный туризм — посещение туристами промышленных объектов, популярным направлением у китайцев является завод «Уралмаш» [7];
— последнее время китайские туристы в России являются самыми многочисленными, среди гостей из азиатских стран. За последние годы китайский турпоток в Россию существенно вырос и превысил 2 млн. человек в год. Китайские туристы активно посещают Россию, и все чаще совершают покупки [8]. Однако Россия хоть и является быстроразвивающимся направлением среди китайских потребителей, но, к сожалению, на сегодняшний день, не входит даже в десятку мест для отдыха жителей Китая, а всего лишь замыкает вторую десятку стран.
В 2019 году самыми популярными направлениями у китайских граждан по данным компании «Правовой центр Бизнес-решения» стали: Москва, Дальний восток, Северо-западный федеральный округ, Сибирь, Урал (рис. 2).
Наша страна пока не может полностью реализовать свой туристский потенциал. Есть несколько основных причин:
- Низкая осведомленность о местных туристических брендах и объектах показа. Китайские туристы прекрасно знают, что можно увидеть в Европе, Японии, Корее и США, они знают о пляжном отдыхе в странах Юго-Восточной Азии, но не так много о том, чем можно заняться в России.
- Низкая адаптация к объектам. Китайские туристы не очень хорошо знают иностранные языки, поэтому им трудно ориентироваться, когда вся информация доступна только на русском или английском языке.
Рис. 2. Популярные направления у китайских туристов в 2019 году
- Более низкий уровень развития туристической инфраструктуры. Российская индустрия гостеприимства за последние годы существенно изменилась. Тем не менее увеличение туристического потока требует развития инфраструктуры: строительства новых отелей и увеличения числа авиарейсов, поездов и также модернизации аэропортов, вокзалов [4].
Развитие китайского туризма в России, безусловно, перспективное направление для отрасли с огромными возможностями. И привлечение китайских туристов — важная и ответственная задача, которая сегодня стоит перед российской туристической отраслью, решение которой возможно, в первую очередь, за счет продвижения брендов российских территорий и туристских объектов в китайском информационном пространстве.
Литература:
- Боголюбов, В. С. Экономика туризма [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Туризм» / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2013. — 190 с.
- В какие страны мира едет больше всего китайских туристов. — Текст: электронный // «Ассоциация туроператоров»: [сайт]. — URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40208.html (дата обращения: 16.12.2022).
- Восход китайского туризма: как и куда едут китайцы и что это значит для остального мира.. — Текст: электронный // Perito: [сайт]. — URL: https://perito.media/posts/china-tourism (дата обращения: 16.12.2022). 2
- Китайский туризм в России: возможности и ключевые цифры. — Текст: электронный // Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей: [сайт]. — URL: https://raspp.ru/business_news/chinese-tourism-in-russia/ (дата обращения: 16.12.2022). 4
- Почему китайских туристов почти нет на курортах в Турции и Египте. — Текст: электронный // CITYTRAVEL: [сайт]. — URL: https://city.travel/blog/?p=23433 (дата обращения: 16.12.2022). 5
- Страна Китай: краткая информация и интересные факты. — Текст: электронный // Туристический сайт Желтый Журавль: [сайт]. — URL: http://jj-tours.ru/articles/china-overview.html (дата обращения: 16.12.2022). 3
- Чем регионы России привлекают туристов из КНР. — Текст: электронный // ЗдравствуйРоссия. РФ: [сайт]. — URL: http://www.zdravrussia.ru/zhizn/puteshestvija/?nnew=6923 (дата обращения: 16.12.2022).
- Типы китайских туристов в России. — Текст: электронный // Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей: [сайт]. — URL: https://raspp.ru/business_news/types-of-chinese-tourists/ (дата обращения: 16.12.2022).