В статье авторы анализируют понятие и значение муниципального финансового контроля как вида финансового контроля в Российской Федерации, определяют его разновидности и обозначают различия. Приводятся полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования и делается вывод о целесообразности и необходимости осуществления в РФ муниципального финансового контроля.
Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, органы местного самоуправления, контрольно-счетный орган.
Муниципальный контроль — это одна из форм осуществления муниципальной власти в РФ. Государственный контроль осуществляется во всех сферах деятельности человека, общества и государства и направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда, вызванного нарушениями обязательных требований [1]. Специальной отраслью осуществляемого в Российской Федерации контроля является финансовый контроль.
Финансовый контроль — это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов [2]. В научной литературе существует множество классификаций финансового контроля в зависимости от основания, лежащего в основе классификации. Обратимся к видам финансового контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих. Так, выделяют государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль. В настоящей статье рассмотрены особенности, присущие муниципальному финансовому контролю как виду финансового контроля в России.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [3].
В науке финансового права принято различать внешний и внутренний муниципальный финансовый контроль. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в рамках исполнительно-распорядительного органа — администрации муниципального образования. Субъектами внутреннего контроля являются: глава администрации, комитет по финансам, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, их подразделения и должностные лица в соответствии с их компетенцией. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется через формируемую представительным органом муниципального образования контрольно-счётную палату. Таким образом, основное различие внутреннего и внешнего контроля заключается в круге субъектов, управомоченных на его осуществление.
Считаем необходимым обратиться к основному закону в сфере местного самоуправления — Федеральному закону «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», и обозначить, что муниципальный контроль организуют и осуществляют органы местного самоуправления. Отметим, что названный закон закрепляет следующее положение: в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования [4].
Отметим, что для более глубокого анализа полномочий контрольно-счетного органа следует обратить к Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Согласно нормам закона контрольно-счетный орган муниципального образования — это постоянно действующим орган внешнего муниципального финансового контроля, образуемый представительным органом муниципального образования, обладающий организационной и функциональной независимостью и осуществляющий свою деятельность самостоятельно. Среди полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования назовем следующие:
1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);
5) осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга и иные полномочия, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования [5].
Исходя из названных полномочий, можно сделать вывод о значительной роли контрольно-счетного органа муниципального образования в финансовой деятельности органов муниципальной власти. Таким образом, контрольно-счетный орган наделен значительным количеством полномочий, позволяющих минимизировать возможное нарушение бюджетного законодательства, рационально использовать средства местного бюджета, предотвратить незаконное использование денежных ресурсов должностными лицами органов местного самоуправления.
Подводя итоги, считаем верным отметить, что муниципальный финансовый контроль является одним из наиболее эффективных видов финансового контроля, поскольку органы местного самоуправления имеют значительное количество полномочий и обладают необходимой независимостью и самостоятельностью, находятся в непосредственной близости к органам, уполномоченным на распоряжение средствами местных бюджетов, что позволяет в кратчайшие сроки определять нарушения и предотвращать их в дальнейшем.
Литература:
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2002. № 31 (часть 1). Ст. 5007.
- Финансовое право: учебник /отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. 800 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства. 1998. № 31. Ст. 3823.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.