В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, их возможности и способы воплощения в работе с воспитанниками.
Ключевые слова: кукольный театр, музыкально-эстетическое развитие, творческая свобода детей. театр игрушек, театр картинок, музыкальные фоновые декорации.
«Кукольный театр — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству» [1], — говорит Т. Н. Караманенко о детском творчестве в детском саду.
Необходимым условием развития детского творчества является насыщение ребёнка впечатлениями, его знакомство с различными видами искусства. Творчество в детском саду требует дифференцированного подхода к ребёнку. Однако педагогический процесс оснащен всеми необходимыми средствами пространственно-предметной и технической среды для того, чтобы не ограничивать творческую свободу детей. Важно выбрать ту сферу, которая будет благотворно влиять на талантливые стороны ребенка.
Кукольный театр в дошкольном учреждении оказывает на маленьких зрителей огромное влияние посредством и художественного слова, и живописно-декоративного оформления, и музыки: песен, музыкального сопровождения. Использование на музыкальных занятиях, утренниках элементов театрализации уже оказывает большую помощь по умственному, музыкально-эстетическому и нравственному развитию ребёнка.
Педагог должен видеть главную задачу в воспитании личности творческой. Ведь в дошкольный период начинают формироваться отношение к окружающему миру, собственный характер, убеждения, интересы. Кукольный театр — это не только развлечение. Мы знаем, что воспитанники детского сада очень любят смотреть кукольные спектакли: они для них близки и доступны, а самое главное — понятны. Кукольный театр — это способ не только раскрыть свои творческие возможности, но и привить постановку нравственных убеждений, дать примеры доброты, правдивости, трудолюбия.
Условность кукольного театра близка дошкольникам: ведь они привыкли к ней в своих собственных играх [1]. А необычность действа захватывает ребят и переносит в сказочный и увлекательный мир. Постепенная работа педагога приведет к нужному результату. Будь то небольшая сценка, или короткий спектакль, неважно, главное, чтобы они проводились систематически. А регулярные показы театральных постановок помогут детям накопить опыт и мастерство.
В дошкольных учреждениях существует несколько видов кукольного театра, но большей популярностью пользуются до сих пор театр картинок и театр игрушек.
Театр картинок наиболее прост в изготовлении и показе. Его хорошо использовать во время занятий в группах или на музыкальном зале в одном из этапов занятия. На специальной доске, которая располагается на столе, размещаются плоские декорации и картинки на фланели или картоне. С помощью подставок картонные раскрашенные рисунки передвигаются актерами спектакля. Интересной формой изготовления картинок являются детские рисунки.
Например, для среднего и старшего возраста подойдет рассказ «Новогодний сон Верочки» В.Курчевского. Для показа спектакля педагог использует картинки-персонажей, подготавливает декорации. Для интересного момента в пьесе, где один из героев опускается на парашюте, создают специальную коробочку для него, чтобы незаметно создать момент, что парашют «взлетает» на тоненьких тесемках. Еще можно сделать картонный театр с порталом, открывающимся занавесом, кулисами и освещением [1]. Обычно педагог самостоятельно ведет повествование, но чаще героями выступают сами дети группы или воспитанники более старшего возраста, чем зрители. Детям очень нравится перенимать на себя характер героя, его поведение. Мы активно используем все выученные песенки для музыкального фона. Музыкальные композиции «оживляют» постановку, делают её более реалистичной.
Театр игрушек объёмный: для него используются маленькие пальчиковые куклы, куклы, надеваемые на руку и обычные детские игрушки. Поэтому подготовительная работа облегчается. Кукловод надевает на руку куклу и управляет ею, говорит за неё, стоя за ширмой [1]. Всё мастерство заключается в том, что нужно правильно работать с куклой: через её поведение и разговор осуществляется связь со зрителем. Участие детей в подобных постановках еще глубже развивают у детей способности к театрализации.
Сценки для постановки можно придумать самим или взять отдельные сюжеты из литературных произведений. Детям, играющим роли, нужно объяснить, как правильно управлять куклой. Например, чувства и переживания героев показываются примитивно. Скажем, если кто-то плачет, то закрывает лицо руками, если радуется — то высоко прыгает, при испуге- дрожит, а если чему-то удивляется, то разводит руками в стороны. Театр игрушек помогает воображению придумывать яркие образы и воплощать их в жизнь, но еще и правильно передавать посыл пьесы и понимать её содержание, как нужно. Происходит также работа над текстом: нужно не только передавать эмоцию голосом, рассказывать выразительно, но еще и говорить громко. А если исполняется песенка, то петь, не забывая про то, что кукла должна двигаться, как живая.
Обычно при проведении полноценных кукольных спектаклей мы проводим большую работу, подготавливая актеров. Обязательно знание текста, его выразительная декламация, музыкальное сопровождение. Особенно удаются театральные постановки под музыку М.Глинки С. Рахманинова, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. С. Прокофьева.
Самый важный момент — у детей присутствует сильная мотивация при подготовке театральной постановки. А у зрителей желание с большим интересом посмотреть представление.
Конечно же эффективность воздействия кукольных спектаклей на дошкольников зависит от того, каковы будут требования к художественному оформлению и выбору пьесы. Творческие зёрна, заложенные в дошкольном детстве, превратятся в плод таланта, которым ребёнок будет пользоваться всю свою жизнь.
Литература:
- Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек./ Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. — Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет садов// М.: Просвещение, 1995. — 191 с. — 67–69.