В данной статье автор рассматривает использование подкастов с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции согласно общепринятым стандартам ФГОС нового поколения, а также поднимает проблему использования современных цифровых технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, компенсаторная компетенция, практическая польза, использование подкастов.
Развитие современных технологий и образования всегда шли в ногу со временем, а в нынешних условиях становится реальным наблюдать процесс не только повсеместной глобализации, но также цифровизации. Этот процесс является настолько важным и всеобъемлющим, что он внедряется во все сферы жизни, начиная от науки и медицины и заканчивая образованием.
Когда мы говорим о влиянии цифровизации на образование, мы всегда затрагиваем сразу несколько сторон данной проблемы: культурную, этическую, методическую и практическую. И каждая из них, несомненно, несёт огромный вклад в развитие любой научной отрасли. Однако когда мы касаемся специфики обучения иностранным языкам, стоит рассматривать проблему ещё более глубоко и обширно.
Использование цифровых технологий при обучении иностранному языку стало обыденностью, даже необходимостью, которую диктуют преподавателям стандарты ФГОС новых поколений [5]. Так, например, говоря о высшей ступени обучении (о студентах вузов), мы должны обращать особое внимание на требования ФГОС ВО, которые в рекомендательном порядке предписывают использование ИКТ при обучении студентов иностранному языку. Таким образом, мы можем говорить об актуальности проблемы, которую далее будем рассматривать более подробно.
С технической точки зрения, подкасты действительно являются одной из разновидностей проявления цифровизации современного образования, ведь подкастами принято называть разновидность аудиозаписи, которая распространяется бесплатно через сеть Интернет для массового прослушивания с различными целями: познавательной, развлекательной, методической, и т.д. [1]. Из определения мы уже можем видеть, что подкасты являются цифровым продуктом, что, несомненно, даёт нам основание полагать, что внедрение их в процесс изучения языков уже будет соответствовать требуемым запросам ФГОС ВО. Однако для того, чтобы рассмотреть практическую пользу подкастов, мы предлагаем ознакомиться с их практическую пользу с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Как уже упоминалось выше, ФГОС ВО является одним из основополагающих документов, которые регулируют процесс образования на различных его уровнях, и одним из таких уровней как раз является развитие различных компетенций. Для успешного освоения профессии каждый будущий специалист обязан обладать набором ключевых компетенций, которые помогут ему в дальнейшем успешно пользоваться полученными знаниями. Таким образом, когда мы затрагиваем вопрос развития компетенций с использованием подкастов, нас необходимо осознавать, какие компетенции развиваются при прослушивании данного вида аудиозаписей.
Изучение иностранного языка всегда подразумевает под собой освоение общих компетенций — некий набор стандартных знаний об окружающем мире, общие умения и навыки, которые обучающиеся могут применять в жизни. Далее, несомненно, стоит упомянуть коммуникативную компетенцию, которая развивается у изучающих язык с самых первых этапов. Традиционно принято считать, что в коммуникативную компетенцию входят:
умение выражать мысли на языке в различных формах;
умение обучающихся вести диалог;
умение строить монологические высказывания с использованием изученной лексики и т. д.
Наиболее интересной же в рамках изучаемой темы является иноязычная коммуникативная компетенция, которая напрямую соотносится с механизмом прослушивания подкастов. Поскольку это современный, удобный, мобильный, дидактически обоснованный способ развития аудитивных навыков при изучении иностранного языка [2, с. 71], мы можем говорить о том, что погружение в иноязычную среду положительно сказывается по обучающихся во время использования данного инструмента для изучения иностранного языка. Многофункциональность и положительное влияние на развитие ИКК оказывают подкасты также потому, что помогают развивать все виды речевой деятельности — для освоения чтения, говорения, аудирования и даже письма, и, что немаловажно, фонетической стороны языка.
Кроме прочего, Пассов Е. И. утверждал, что такие компоненты языковой компетенции как стилистика, грамматика и фонетика языка неразрывно связаны с иноязычной коммуникативной компетенцией, и все они развиваются при прослушивании подкастов на изучаемом языке [3, с. 176]. Однако же в данной связи мы не можем не упомянуть элементы социокультурной компетенции, которая прямо влияет на все аспекты изучения языка — в общем и частности. Так, например, подкасты позволяют обучающимся погрузиться не только в языковую, но также и в культурную среду, найти отличия обычаев родной страны и страны изучаемого языка, а также обогатиться знаниями о традициях, особенностях жизни и т. д. Таким образом, мы можем увидеть, что входящие в состав иноязычной коммуникативной компетенции, так называемые подкомпетенции, успешно осуществляют своё развитие посредством использования подкастов при изучении иностранного языка, в том числе среди студентов.
Однако среди прочего немаловажным будет упомянуть также компенсаторную компетенцию, которая, безусловно, также входит в иноязычную коммуникативную компетенцию [4, с. 12]. Её роль, несмотря на нечастое упоминание в различных трудах отечественных и зарубежных ученых, огромна, и с нашей точки зрения, важным будет упомянуть, что компенсация в языке как таковая это необходимый процесс замены одного явления другим. Так, когда мы упоминаем компенсаторную компетенцию, мы, несомненно, говорим о том, что при прослушивании подкастов у обучающихся развивается навык «замены» одних конструкций на другие путём упрощения. Например, недостаток некоторых лексических единиц восполняется обучающимися за счёт употребления других, ранее известных слов. Таким образом, подкасты позволят не только изучить новые ЛЕ, но также дадут возможность обучающимся понять, какие возможности у них возникнут при употреблении различных конструкций и выражений, которые они смогут изучить в течение прослушивания подкаста.
Таким образом, мы можем говорить о том, насколько между собой неразрывно связаны прослушивания подкастов при изучении иностранного языка студентами и иноязычная коммуникативная компетенция. Мы можем говорить об этом, основываясь на том, что благодаря использованию подкастов в изучении языка студенты начинают более уверенно чувствовать себя в употреблении языка, что является немаловажным аспектом. Кроме прочего, нам стоит упомянуть, что подкасты несут в себе не только коммуникативную, но и дидактическую и лингвистическую составляющую, что вместе, в едином ключе позволяют рассмотреть их с точки зрения методики преподавания как одно из наиболее полезных средств.
В заключении стоит сказать, что данная статья раскрыла наиболее важные аспекты развития иноязычной коммуникативной компетенции, использование подкастов при изучении иностранного языка на высшей ступени обучения при коммуникативном подходе, а также сделали выводы, что использование современных цифровых технологий позволяет обучающимся не только успешно осваивать технологии, что соответствует стандартам ФГОС нового поколения, но также позволит им в будущем успешно использовать свои навыки для самореализации в будущей профессии.
Литература:
1. Why online radio is booming [Site] // Ben Hammersley, 2004 21.50 EST. Digital media/Internet/Blogging. — URL: https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia (дата обращения: 10.12.2022);
2. Молодежь и наука — третье тысячелетие [Электронный ресурс]: материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием / Минпросвещения России, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»; науч. ред. К. А. Подрезов; отв. ред. А. Л. Рощеня; ред. Т. М. Пономарева [и др.]. — Электрон. дан. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2022. — Клочкова, Е. В. Лингводидактический потенциал подкастов в обучении английскому языку / Е. В. Клочкова. — С.70–73
3. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного [Текст] / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева // М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.
4. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В. В. Сафонова // М.: НИЦ «Еврошкола», 2004. — 68 с.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] / ФГОС ВО. — URL: https://fgosvo.ru/