В статье приведена динамика эмиссии парниковых газов в Российской Федерации, а также выявлена тенденция роста выбросов. Проанализированы основные положения действующего экологического законодательства. Выявлены некоторые основные проблемы актуальных законов РФ, связанных с регламентированием выбросов парниковых газов.
Ключевые слова: изменение климата, парниковые газы, декарбонизация, климатическая доктрина РФ.
Россия намерена декарбонизировать экономику по двум причинам. Во-первых, из-за негативных последствий глобального потепления: таяния скотомогильников, разрушения имеющейся инфраструктуры, находящейся в зоне распространения многолетней мерзлоты, повышения заболеваемости и смертности населения. Во-вторых, по причине внешнего давления под предлогом необходимости снижения выбросов парниковых газов. Примером такого давления может послужить планируемый к введению ЕС трансграничный углеродный налог.
Динамика выбросов парниковых газов в Российской Федерации приведена на рис 1.
Рис. 1. Объем выбросов парниковых газов в Российской Федерации, млн т СО 2 — экв.
Глобальное изменение климата вследствие увеличения выбросов парниковых газов антропогенного происхождения рассматривается как одна из наиболее острых проблем современности.
В составе целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals, далее SDGs), которые были определены Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций (далее — ООН) в 2015 г., в качестве основных направлений международного сотрудничества на период до 2030 г., особое место занимает предложение, отражающее необходимость препятствия изменению климата на планете, поскольку затрагивает все без исключения страны.
Необходимость сохранения привычных для человека климатических условий обусловлена в первую очередь тем, что выбросы в атмосферу парниковых газов (преимущественно CO 2 и эквиваленты CO 2 ) становится все более опасной для человечества в целом. Указанный выше показатель отражает степень воздействия на климатические условия планеты Земля процессов производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также направленных на создание комфортной среды обитания [1].
Россия входит в пятерку лидеров по выбросам СО 2 . Объем выбросов углекислого газа в России в 2019 году составил 1,5 млрд т. С 2009 по 2019 год количество выбросов СО 2 в России возросло на 87,6 млрд т, то есть на 5,72 %.
На данный момент в России не существует законодательно закрепленного инструмента, регулирующего количество выбросов в атмосферу, отчего динамика остается на неизменном уровне [2].
Анализ всех национальных нормативно-правовых актов, принятых по климатической повестке, показывает, что российское законодательство — одно из самых активных и современных.
К основным положениям действующего экологического законодательства относят следующие базовые нормативные документы:
– климатическая доктрина Российской Федерации 2009 года;
– система национальных проектов, утверждённая указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и скорректированная указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
– комплексный план по повышению энергетической эффективности экономики Росси;
– проект Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
– указ Президента РФ от 4 ноября 2020 года № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».
Положения Климатической доктрины РФ звучат очень актуально и в настоящее время. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 4003, полностью подтвердила положения Климатической доктрины РФ, согласно п. 9 которой «ожидаемые изменения климата являются причиной угроз безопасности Российской Федерации [3].
Приняты 2 федеральных закона — «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.20216 и «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 [4, 5].
Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296‑ФЗ) основан на смешении в одном законе элементов двух международных актов — Киотского протокола в части установления схемы торговли углеродными единицами и Парижского соглашения в части отчетности, мониторинга и др. Закон обязует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность сопровождается выбросами ПГ 150 тыс. т и выше, предоставлять отчетность в Минприроды. Также вышеуказанным субъектам разрешается осуществлять климатические проекты, положительный эффект которых будет учтен при составлении реестра углеродных единиц.
Остаются неопределенными некоторые положения данного Закона, снять которые путем принятия множества подзаконных актов не представляется возможным. Ключевое место в Законе № 296‑ФЗ составляет «обращение углеродных единиц», имеющееся в Законе определение такого обращения поднимает принципиальные, не имеющие ответа вопросы. В какой форме могут проводиться «операции, проводимые при передаче углеродных единиц», это сделка по форме купли-продажи углеродных единиц либо возможны иные формы [6]?
Следует отметить, что в Указе Президента РФ от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выброса парниковых газов» Правительству РФ были даны поручения до 2020 г. полностью сформировать нормативно-правовую, методическую и институциональную базу для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации.
Однако за прошедшее время ни положения Климатической доктрины, ни указы Президента РФ в этой части полностью выполнены не были. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» именно поэтому не стал Климатическим законом РФ, а лишь частью будущего проектируемого климатического законодательства.
Иным образом урегулированы общественные отношения по снижению выбросов парниковых газов Федеральным законом «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» 2022 г. (далее — Закон 34‑ФЗ).
Основу системы правовых мер также составляет экономический механизм правового регулирования, базирующийся на использовании торговли выбросами, но уже обеспеченный мерами административно-правового воздействия.
В отличие от Закона № 296‑ФЗ, выбросы парниковых газов подлежат нормированию путем установления квоты выбросов с указанием сроков их действия, методики расчета. За превышение квоты выброса взимается плата, которая рассчитывается в соответствии со ставками платы и зачислятся в бюджет субъекта РФ. Предусмотрен целевой характер платы, которая используется на решение проблемы сокращения выбросов парниковых газов.
Все нормативно-правовые акты в основном нацелены на обеспечение постепенного снижения объемов загрязнения окружающей среды и достижение нормативных значений в части обеспечения экологической безопасности страны. Проблемным аспектом законодательства является недостаточная проработка механизма финансирования экологических проектов в регионах, сложность контроля за реализацией этапов программ и проектов, а также плохая проработка вопросов заинтересованности бизнеса в реализации экологически чистых технологий производства.
Очевидно, что системность законодательству в части обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды мог бы придать экологический кодекс России, который бы сформировал общепонятный механизм реализации стратегических инициатив в сфере экологии, обеспечил бы необходимый уровень правовой защиты экологическим систем, усилил бы контроль за исполнением положений экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях [7].
Литература:
- Харитонова, Н. А. Углеродный след России: реалии и перспективы экономического развития / Н. А. Харитонова, Е. Н. Харитонова, В. Н. Пуляева // Экономика промышленности. — 2021. — Т. 14. — № 1. — С. 50–62.
- Барсегян, Р. А. Углеродный налог как перспектива декарбонизации экономики России / Р. А. Барсегян, О. О. Васюкова, Е. С. Лоханова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2021. — № 4(55). — С. 10–19.
- Жаворонкова, Н. Г. Климатическое законодательство Российской Федерации: возможности и потенциал в условиях энергетического перехода / Н. Г. Жаворонкова, В. Б. Агафонов // Lex Russica (Русский закон). — 2022. — Т. 75. — № 1(182). — С. 29–37.
- Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N 296-ФЗ
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 N 34-ФЗ
- Краснова, И. О. Экономические меры ограничения выбросов парниковых газов: сравнительно-правовой контекст / И. О. Краснова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2022. — № 5(93). — С. 104–113.
- Современный зеленый курс России: проблемы и перспективы реализации / Н. Г. Гаджиев, С. А. Коноваленко, М. Н. Трофимов [и др.] // Юг России: экология, развитие. — 2022. — Т. 17. — № 3(64). — С. 197–207.