В данной работе охарактеризован проектный подход в органах государственного и муниципального управления. Дано определение «проектного управления» и «управления проектами». Описаны уровни управления проектами.
Ключевые слова: проектный подход, управление проектами, органы государственной власти, органы муниципальной власти, национальные проекты.
В современном менеджменте и в научной литературе, проектное управление относят к особому виду, который может применяться в управлении самыми различными объектами: экономическими, социальными, техническими и т. д. Проектное управления используется в самых различных сферах зарубежного и российского менеджмента, а также в органах государственной и муниципальной власти.
Проектный подход в органах государственной и муниципальной власти в настоящее время является актуальной и многогранной. Еще недавно ее значимость определялась несовершенством и проблемами программно-целевого подхода, который являлся основным при разработке и реализации целевых программ, национальных проектов и требовался иной подход и технологии. На смену пришло проектное управление, которое быстро стало развиваться и уже сегодня можно говорить об определенных результатах, которые требуют своего обобщения.
Проекты могут быть как федеральными, так и региональными. Небольшие проекты реализуются по инициативе органов власти, граждан, отдельных групп вне программ и национальных проектов. Именно поэтому все реализуемые проекты имеют свои отличия по срокам, масштабу, источникам финансирования, механизмам реализации, степень инновационности, отчетности и т. д.
Н. В. Макарова: «Методы проектного управления могут быть эффективными при реализации государственных программ, поскольку позволяют рационально распределять временные, материальные и человеческие ресурсы. Информационные системы управления проектами могут послужить основой для разработки и внедрения автоматизированных информационных систем управления государственными программами, проектами, контрактами» [4, с. 95].
Сравним понятия «управление проектом» и «проектное управление». А. Т. Зуб дает следующее определение управления проектом: «это методология планирования и координации человеческих, материальных и других ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленная на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов и технологий управления» [2, с. 219].
Если рассматривать уровни управления проектом, то в основном выделяют три уровня: уровень целеполагания, уровень проектирования и уровень реализации. Эту схему можно в дальнейшем применять к абсолютно любым объектам: как в сфере социально-экономического развития, технического и т. д.
В управлении проектами одним из главных аспектов является сбалансированность между объемами работ, ресурсами, временем, качеством исполнения. Особое значение имеет внешняя среда при реализации проекта, а именно уровень существующих технологий, наличие и доступ к ресурсам, экономические факторы (инфляция, налоги, курсы валют и др.), политические, возможные и другие факторы, как благоприятные, так и ограничительные, связанные с рисками.
Для того, чтобы осуществлять наиболее эффективное управление проектами, система должна иметь свою структуру. Именно поэтому любой проект делится на подсистемы и компоненты. В структурированном виде проектом легче управлять.
Далее рассмотрим понятие проектного управления. С. А. Баркалов: «Проектное управление — деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов. В данном случае «Проектное управление» = «Проектная деятельность». Именно такое определение и подход определены и закреплены в нормативно-правовой терминологии по проектной деятельности в РФ» [1, с. 16].
Мы считаем, что проектное управление можно считать как отдельной науко й, так и одним из видов управленческого искусства. Об управлении проектами можно говорить и с точки зрения практического аспекта, и многие выделяют его как технологию управления, которая позволяет проводить инновационную деятельность. Проектное управление в силу своей неоднозначности, уникальности, направленно на решение острых, неординарных проблем, в отдельных случаях на стратегическое развитие территории или другого объекта.
Е. В. Котляр считает, что: «для исполнительных органов государственной и муниципальной власти РФ проектное управление находится в стадии становления и регламентации: проводится обучение сотрудников данному управлению, введен общий учет реализуемых проектов, разработана нормативно-правовая база проектного управления в органах исполнительной власти и система мотивации, методические указания по разработке, реализации и оценки эффективности проектов в сфере ГМУ, существует опыт реализации успешных проектов и активного развития проектного управления в ряде регионов и муниципалитетов нашей страны. Вместе с тем, в ряде субъектов РФ проектная деятельность только разворачивается» [3, с. 58].
Итак, подведем итоги: проект — это динамическая, открытая система, которая состоит из множества элементов, систем, подсистем и имеет тесную взаимосвязь с окружающей средой. Проект получает необходимые ресурсы от окружающей среды, взамен передавая ей свои результаты. Также проект, естественно, находится пол воздействием самых различных факторов риска.
Проектное управление в органах государственной или муниципальной власти — это деятельность, включающая планирование, организацию, мониторинг и контроль проекта (проектов) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, направленная на эффективное достижение целей проекта (проектов) и эффективную координацию участников проекта.
Главными различиями понятий «управление проектом» и «проектного управления» является то, что в первом случае происходит реализация конкретного проекта, который имеет своего руководителя и команду, с использованием методов проектного управления. Проектное управление в органах власти более емкое понятие, которое не ограничивается управлением одного проекта, а подразумевает системную организацию проектной деятельности, не исключая и управление отдельными проектами. Преимуществами проектного подхода можно считать детализацию и прозрачность деятельности, качество получаемых результатов, сокращение сроков их достижения, повышение качества межведомственного взаимодействия.
Ю. И. Попов: «Технологии проектного управления в органах государственной и муниципальной власти призваны повысить эффективность достижения плановых показателей и поставленных целей. Проектная модель управления позволяет максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы на выполнении наиболее важных направлений развития, от реализации которых зависит улучшение качества жизни населения и выполнение целей» [5, с. 78].
Таким образом, технологии проектного управления в органах государственной и муниципальной власти призваны повысить эффективность достижения плановых показателей и поставленных целей. Проектная модель управления позволяет максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы на выполнении наиболее важных направлений развития, от реализации которых зависит улучшение качества жизни населения и выполнение целей.
Литература:
- Баркалов, С. А. Формирование моделей управления проектами на основе стейкхолдер — менеджмента / С. А. Баркалов, Т. А. Аверина, З. О. Брежнева // Теория и практика экономики и предпринимательства: XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь-Гурзуф, 23–25 апреля 2020 года / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. — Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. — С. 15–17.
- Зуб, А. Т. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 422 с.
- Котляр, Е. В. Система управления проектами Канбан / Е. В. Котляр, Е. М. Пушкарева // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2020. — № 1(15). — С. 57–59.
- Макарова, Н. В. Отличительные особенности стандартов по управлению проектами / Н. В. Макарова, В. В. Балясников // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 1(25). — С. 94–99.
- Попов, Ю. И. Управление проектами: учебное пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 208 с.