Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Т. Н. Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов / Т. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/445/98008/ (дата обращения: 15.11.2024).



Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной

В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: учебнаямотивация, управление учебной мотивацией, средства, способы и приемы мотивации к обучению, цифровые образовательные ресурсы, младший школьный возраст.

В настоящее время в школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности мотивирования субъектов образования. Прежде всего, это связано с тем, что год от года растет объем информации, которую должны усвоить обучающиеся. Проблема также заключается в поиске средств и способов обучения, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися [2].

Сегодня многое приходится пересматривать, реконструировать и менять. Сейчас главное перейти от экстенсивных методов обучения и воспитания к интенсивным, создать условия и предпосылки для развития таланта и способностей детей, помочь им сделать наиболее правильный выбор любимого занятия для дальнейшего развития и совершенствования своего таланта. Именно учебно-воспитательный комплекс с его широкими возможностями позволяет каждому ребенку чувствовать себя личностью. Сегодня учитель начальных классов, он же основной воспитатель, получил возможность работать с детьми в новом, более плодотворным, интенсивном режиме [4].

С мотивацией связано качество образования, которому уделяется большое внимание во всех основных документах государственного значения. Следовательно, актуальной является научно-практическая проблема поиска результативных средств повышения мотивации субъектов образовательного процесса как фактора обеспечения качества образования [3].

В нашей жизни сегодня активно применяются методики мотивирования учащихся и самостоятельная мотивация. К методам мотивации относится система стимулирования, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения результатов деятельности и ее эффективности [1].

Практика показывает, что одним методом воздействовать на всех субъектов невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования у субъектов образовательного процесса наблюдаются крайне редко, особенно в начальной школе. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения [1].

В данной статье нами предложена программа использования современных цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР). Актуальность их применения обусловлена несколькими причинами: ценностными ориентациями нового поколения младших школьников — поколения Z; ростом использования дистанционных форм обучения; общей цифровизацией всех сфер жизни, в том числе и образования.

Однако ориентирование на использование в качестве средства мотивации младших школьников ЦОР не исключает использование других средств. Предполагается комплексное применение различных инструментов мотивирования в образовательном процессе начальной школы.

Экспериментальная программа направлена на усиление продуктивности учебной деятельности младших школьников благодаря применению различных методов и приемов использования ЦОР, что обеспечивало смену видов деятельности детей и повышение занимательности учебного материала.

Программа подразумевает в себе совместную работу учителя, учеников и семьи и направлена на повышение мотивационной стороны процесса обучения младших школьников.

Развитие мотивационной сферы младших школьников осуществляется средствами: информационно-коммуникационной технологии (ЭОР и ЦОР); технологии дифференциации; игровой технологии; технологии критического мышления; исследовательской деятельности; системы поощрений; внеклассной работы; создания ситуации успеха.

Кратко охарактеризуем, предложенную систему.

Блок использования цифровых образовательных ресурсов в урочной деятельности в начальной школе для развития мотивации обучающихся 1 класса:

На уроках математики в начальной школе:

1) предлагается использование образовательного портала «Учи.ру»— http://www.uchi.ru/ в рамках изучения темы «Задачи в несколько действий». Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной работе на этапе закрепления и отработки материала не более чем 15 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

2) целесообразно использовать онлайн-тренажер устного счета для активизации познавательной деятельности младших школьников — https://matematika.club/app/#12100. Преимуществами сервиса является его многоразовое использование, так как он предлагает разные примеры и тренирует 4 основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Тренажер оказывает положительное влияние на учебную мотивацию благодаря соревновательному моменту в форме игры. Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной и индивидуальной работе на этапе актуализации и отработки материала не более чем 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

3) вариантом развития учебной мотивации является игровое приложение LogicLike — https://logiclike.com/, которое может быть использовано на протяжении нескольких уроков в качестве средства работы с нестандартными логическими задачами. Дружественный интерфейс, игровые персонажи, нестандартные задания — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной работе на уроках на этапе актуализации и отработки материала, а также при организации индивидуальной работы с конкретными учениками при подготовке к олимпиадам не более чем 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

На уроках русского языка в начальной школе:

1) при отработке темы «Слоги» предлагается использовать онлайн-тренажер — http://kid-mama.ru/delenie-slov-dlya-perenosa-pravila-i-onlajn-igra-trenazher/, который может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе закрепления и отработки, а также может применяться на уроках русского языка по другим темам в качестве инструмента актуализации необходимых знаний. Простой интерфейс, интересные задания, интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми, имеющими затруднения в изучении данной темы. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 5 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

2) тренировку по теме «Ударение» предлагаем осуществлять при помощи онлайн-тренажера — http://kid-mama.ru/postav-udarenie-v-slovax-onlajn-igra-po-russkomu-yazyku/, который может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе закрепления и отработки, а также может применяться на уроках русского языка по другим темам в качестве инструмента актуализации необходимых знаний. Простой интерфейс, интересные задания, интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми имеющими затруднения в изучении данной темы. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 5 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

3) ЦОР Internet Urok https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/pismo-orfografiya/sobstvennye-imena-imena-otchestva-familii-klichki используется для проработки темы «Имена собственные». Может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе актуализации знаний. Преимуществом ресурса является наличие сразу нескольких материалов: видеообъяснения, тренажеры по теме, олимпиады и конкурсы. Простой интерфейс, игровые задания, интерактивность, возможность повторного просмотра видеоуроков — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми имеющими затруднения в изучении данной темы и обучающимися, готовящимся к олимпиаде. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 6 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

На уроках литературного чтения в начальной школе:

1) применение веб-квеста «Там, на острове Буяне…» — https://more-kraski.wixsite.com/website-1/glavnaya дает большие возможности в развитии учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения, так как он позволяет проработать несколько направлений: интерактивное знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; подробное знакомство с произведением писателя; выполнение творческих заданий и последующая их презентация одноклассникам. Данный ресурс целесообразно использовать и при групповой работе в классе и при индивидуальной работе дома. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 15 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

На уроках окружающего мира в начальной школе использование ЦОР в целях развития учебной мотивации имеет большие возможности:

1) использование на уроках атласа определителя «Птицы России» http://ptici.info/ по теме «Группы животных» способствует более глубокому и осознанному проникновению в суть изучаемого. Может применяться на основном этапе работы на уроке при организации групповой работы. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять не только визуальную поддержку, но аудиальную, что позволяет включить в работу разные каналы восприятия информации у ребенка, а, следовательно, повысить мотивацию к изучению данной темы. Ученик не просто определяет информацию по справочнику, что часто вызывает скуку и потерю интереса, он включается в работу за счет интерактивной составляющей. Атлас позволяет включить в работу даже слабых и отстающих обучающихся. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

2) приложение Quiver(3D изображения) — https://quivervision.com/ может быть использовано при изучении темы «Россия — Родина моя». Может применяться на этапе рефлексии при организации групповой работы. Интересен ресурс тем, что позволяет организовать закрепление в интерактивной форме: превратить статичное плоское изображение государственного флага Российской Федерации в визуальную 3D модель, что приводит детей в восторг, следовательно, повышает мотивацию к изучению данной темы. Ученик не просто выполняет задание, а в случае удачи позволяет получить интересный результат в виде объемной модели. Это позволяет включить в работу даже слабых обучающихся. ЦОР имеет простой интерфейс (доступный педагогу), интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 3 минуты.

3) интересен в развитии учебной мотивации онлайн-комикс «Заповедная история» — https://www.classmag.ru/zapovedniki/ по теме ««Заповедники России». Может применяться на этапе мотивации или объяснения нового на уроке при организации фронтальной работы. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять визуальную поддержку, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. Формат комикса позволяет представить текстовую информацию в необычной форме, что уже способствует развитию учебной мотивации, так как есть герои, краткая и емкая информация в виде реплик. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

4) в рамках изучения раздела «Экология» целесообразно использовать обучающую игру — http://igra-jeka.ru/ (свободно скачивается с сайта и устанавливается на компьютер), которая может применяться на этапе закрепления и отработки изученного на уроке при организации фронтальной работы. Интересен ресурс тем, что позволяет организовать обучение в игровой, интерактивной форме, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. ЦОР имеет дружественный интерфейс, красочное оформление, интерактивность, возможность повторного обращения к игре для дополнительной отработки навыка. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

5) изучение темы «Комнатные растения» можно построить с использованием ЦОР комнатные цветы и растения https://iplants.ru/senpoliy.htm. Данный ресурс может применяться на основном этапе работы на уроке при организации работы с разными источниками информации. При работе с порталом рекомендуется организовать групповую форму работы. Данный источник информации может использоваться вместо атласа-определителя или как дополнение к нему. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе:

1) интерактивный портал Российская электронная школа — https://resh.edu.ru/subject/7/1/ предоставляет большие возможности учителю для развития учебной мотивации к изучению теории изобразительного искусства. Он может быть использован на разных уроках ИЗО. Сам предмет является творческим и не требует дополнительного мотивирования, однако изучение теории вызывает у обучающихся скуку, хотя и является важной частью урока. Ресурс целесообразно использовать на этапе объяснения нового материала при организации фронтальной работы. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, игровой момент, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

2) при изучении темы «Жанры изобразительной деятельности» предлагается использовать сайт «Арт рецепт»— https://artrecept.com/. Ресурс целесообразно использовать на этапе объяснения нового материала при организации фронтальной работы. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.

Блок использования цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности в начальной школе для развития мотивации обучающихся 1 класса:

1) при проведении инструктажа по технике безопасности повысить мотивацию к восприятию необходимой информации способен интерактивный портал поведение при ЧС— https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/lesnye_pozhary. Использование данного сервиса позволяет эффективно проинформировать детей об опасностях и мерах их предотвращения в игровой форме, в том числе и при организации дистанционного обучения. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять визуальную поддержку, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. Формат игры позволяет закрепить скучную информацию в необычной форме, что уже способствует развитию учебной мотивации, так как есть герои, краткая и емкая информация в виде реплик. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 15 минут. Организация работы может быть построена в фронтальной, групповой, а также индивидуальной форме.

Использование данных ресурсов обуславливается их доступностью, проработанностью, интерактивностью, возможностью неоднократного применения.

Реализация данной системы работы предполагает эффективное повышение управленческого процесса по развитию учебной мотивации младших школьников в образовательной организации путем использования комплекса мероприятий с использованием ЦОР в образовательном процессе.

Таким образом, крайне важно постоянно совершенствовать уже существующую систему, чтобы обучать детей в соответствии с требованием времени.

Литература:

  1. Абдуллина, А. А. Роль мотивации достижения в развитии личности / А. А. Абдуллина // Вестник магистратуры. — 2016. — № 1–1. — С. 103–105.
  2. Братчикова, Ю.В., Плотникова М. М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. — 2015. — № 3 [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065.
  3. Галкина, В. М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников / В. М. Галкина // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 5 (35). — С. 96–99.
  4. Есикова, М. А. Чтобы дети любили школу / М. А. Есикова //В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 28–31.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный формат, временное ограничение, учебная мотивация, простой интерфейс, возможность, начальная школа, повторное обращение, работа, изучение предмета, фронтальная работа.


Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы, младший школьный возраст, учебная мотивация, средства, управление учебной мотивацией, способы и приемы мотивации к обучению

Похожие статьи

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос