Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной
В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: учебнаямотивация, управление учебной мотивацией, средства, способы и приемы мотивации к обучению, цифровые образовательные ресурсы, младший школьный возраст.
В настоящее время в школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности мотивирования субъектов образования. Прежде всего, это связано с тем, что год от года растет объем информации, которую должны усвоить обучающиеся. Проблема также заключается в поиске средств и способов обучения, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися [2].
Сегодня многое приходится пересматривать, реконструировать и менять. Сейчас главное перейти от экстенсивных методов обучения и воспитания к интенсивным, создать условия и предпосылки для развития таланта и способностей детей, помочь им сделать наиболее правильный выбор любимого занятия для дальнейшего развития и совершенствования своего таланта. Именно учебно-воспитательный комплекс с его широкими возможностями позволяет каждому ребенку чувствовать себя личностью. Сегодня учитель начальных классов, он же основной воспитатель, получил возможность работать с детьми в новом, более плодотворным, интенсивном режиме [4].
С мотивацией связано качество образования, которому уделяется большое внимание во всех основных документах государственного значения. Следовательно, актуальной является научно-практическая проблема поиска результативных средств повышения мотивации субъектов образовательного процесса как фактора обеспечения качества образования [3].
В нашей жизни сегодня активно применяются методики мотивирования учащихся и самостоятельная мотивация. К методам мотивации относится система стимулирования, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения результатов деятельности и ее эффективности [1].
Практика показывает, что одним методом воздействовать на всех субъектов невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования у субъектов образовательного процесса наблюдаются крайне редко, особенно в начальной школе. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения [1].
В данной статье нами предложена программа использования современных цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР). Актуальность их применения обусловлена несколькими причинами: ценностными ориентациями нового поколения младших школьников — поколения Z; ростом использования дистанционных форм обучения; общей цифровизацией всех сфер жизни, в том числе и образования.
Однако ориентирование на использование в качестве средства мотивации младших школьников ЦОР не исключает использование других средств. Предполагается комплексное применение различных инструментов мотивирования в образовательном процессе начальной школы.
Экспериментальная программа направлена на усиление продуктивности учебной деятельности младших школьников благодаря применению различных методов и приемов использования ЦОР, что обеспечивало смену видов деятельности детей и повышение занимательности учебного материала.
Программа подразумевает в себе совместную работу учителя, учеников и семьи и направлена на повышение мотивационной стороны процесса обучения младших школьников.
Развитие мотивационной сферы младших школьников осуществляется средствами: информационно-коммуникационной технологии (ЭОР и ЦОР); технологии дифференциации; игровой технологии; технологии критического мышления; исследовательской деятельности; системы поощрений; внеклассной работы; создания ситуации успеха.
Кратко охарактеризуем, предложенную систему.
Блок использования цифровых образовательных ресурсов в урочной деятельности в начальной школе для развития мотивации обучающихся 1 класса:
На уроках математики в начальной школе:
1) предлагается использование образовательного портала «Учи.ру»— http://www.uchi.ru/ в рамках изучения темы «Задачи в несколько действий». Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной работе на этапе закрепления и отработки материала не более чем 15 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
2) целесообразно использовать онлайн-тренажер устного счета для активизации познавательной деятельности младших школьников — https://matematika.club/app/#12100. Преимуществами сервиса является его многоразовое использование, так как он предлагает разные примеры и тренирует 4 основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Тренажер оказывает положительное влияние на учебную мотивацию благодаря соревновательному моменту в форме игры. Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной и индивидуальной работе на этапе актуализации и отработки материала не более чем 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
3) вариантом развития учебной мотивации является игровое приложение LogicLike — https://logiclike.com/, которое может быть использовано на протяжении нескольких уроков в качестве средства работы с нестандартными логическими задачами. Дружественный интерфейс, игровые персонажи, нестандартные задания — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать при фронтальной работе на уроках на этапе актуализации и отработки материала, а также при организации индивидуальной работы с конкретными учениками при подготовке к олимпиадам не более чем 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
На уроках русского языка в начальной школе:
1) при отработке темы «Слоги» предлагается использовать онлайн-тренажер — http://kid-mama.ru/delenie-slov-dlya-perenosa-pravila-i-onlajn-igra-trenazher/, который может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе закрепления и отработки, а также может применяться на уроках русского языка по другим темам в качестве инструмента актуализации необходимых знаний. Простой интерфейс, интересные задания, интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми, имеющими затруднения в изучении данной темы. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 5 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
2) тренировку по теме «Ударение» предлагаем осуществлять при помощи онлайн-тренажера — http://kid-mama.ru/postav-udarenie-v-slovax-onlajn-igra-po-russkomu-yazyku/, который может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе закрепления и отработки, а также может применяться на уроках русского языка по другим темам в качестве инструмента актуализации необходимых знаний. Простой интерфейс, интересные задания, интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми имеющими затруднения в изучении данной темы. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 5 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
3) ЦОР Internet Urok — https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/pismo-orfografiya/sobstvennye-imena-imena-otchestva-familii-klichki используется для проработки темы «Имена собственные». Может применяться на протяжении нескольких уроков на этапе актуализации знаний. Преимуществом ресурса является наличие сразу нескольких материалов: видеообъяснения, тренажеры по теме, олимпиады и конкурсы. Простой интерфейс, игровые задания, интерактивность, возможность повторного просмотра видеоуроков — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Данный ЦОР целесообразно использовать и при фронтальной и при индивидуальной работе с детьми имеющими затруднения в изучении данной темы и обучающимися, готовящимся к олимпиаде. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 6 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
На уроках литературного чтения в начальной школе:
1) применение веб-квеста «Там, на острове Буяне…» — https://more-kraski.wixsite.com/website-1/glavnaya дает большие возможности в развитии учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения, так как он позволяет проработать несколько направлений: интерактивное знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; подробное знакомство с произведением писателя; выполнение творческих заданий и последующая их презентация одноклассникам. Данный ресурс целесообразно использовать и при групповой работе в классе и при индивидуальной работе дома. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 15 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
На уроках окружающего мира в начальной школе использование ЦОР в целях развития учебной мотивации имеет большие возможности:
1) использование на уроках атласа определителя «Птицы России» — http://ptici.info/ по теме «Группы животных» способствует более глубокому и осознанному проникновению в суть изучаемого. Может применяться на основном этапе работы на уроке при организации групповой работы. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять не только визуальную поддержку, но аудиальную, что позволяет включить в работу разные каналы восприятия информации у ребенка, а, следовательно, повысить мотивацию к изучению данной темы. Ученик не просто определяет информацию по справочнику, что часто вызывает скуку и потерю интереса, он включается в работу за счет интерактивной составляющей. Атлас позволяет включить в работу даже слабых и отстающих обучающихся. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
2) приложение Quiver(3D изображения) — https://quivervision.com/ может быть использовано при изучении темы «Россия — Родина моя». Может применяться на этапе рефлексии при организации групповой работы. Интересен ресурс тем, что позволяет организовать закрепление в интерактивной форме: превратить статичное плоское изображение государственного флага Российской Федерации в визуальную 3D модель, что приводит детей в восторг, следовательно, повышает мотивацию к изучению данной темы. Ученик не просто выполняет задание, а в случае удачи позволяет получить интересный результат в виде объемной модели. Это позволяет включить в работу даже слабых обучающихся. ЦОР имеет простой интерфейс (доступный педагогу), интерактивность — все это способствует мотивации обучающихся к изучению предмета. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 3 минуты.
3) интересен в развитии учебной мотивации онлайн-комикс «Заповедная история» — https://www.classmag.ru/zapovedniki/ по теме ««Заповедники России». Может применяться на этапе мотивации или объяснения нового на уроке при организации фронтальной работы. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять визуальную поддержку, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. Формат комикса позволяет представить текстовую информацию в необычной форме, что уже способствует развитию учебной мотивации, так как есть герои, краткая и емкая информация в виде реплик. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
4) в рамках изучения раздела «Экология» целесообразно использовать обучающую игру — http://igra-jeka.ru/ (свободно скачивается с сайта и устанавливается на компьютер), которая может применяться на этапе закрепления и отработки изученного на уроке при организации фронтальной работы. Интересен ресурс тем, что позволяет организовать обучение в игровой, интерактивной форме, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. ЦОР имеет дружественный интерфейс, красочное оформление, интерактивность, возможность повторного обращения к игре для дополнительной отработки навыка. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
5) изучение темы «Комнатные растения» можно построить с использованием ЦОР комнатные цветы и растения — https://iplants.ru/senpoliy.htm. Данный ресурс может применяться на основном этапе работы на уроке при организации работы с разными источниками информации. При работе с порталом рекомендуется организовать групповую форму работы. Данный источник информации может использоваться вместо атласа-определителя или как дополнение к нему. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
На уроках изобразительного искусства в начальной школе:
1) интерактивный портал Российская электронная школа — https://resh.edu.ru/subject/7/1/ предоставляет большие возможности учителю для развития учебной мотивации к изучению теории изобразительного искусства. Он может быть использован на разных уроках ИЗО. Сам предмет является творческим и не требует дополнительного мотивирования, однако изучение теории вызывает у обучающихся скуку, хотя и является важной частью урока. Ресурс целесообразно использовать на этапе объяснения нового материала при организации фронтальной работы. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, игровой момент, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 10 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
2) при изучении темы «Жанры изобразительной деятельности» предлагается использовать сайт «Арт рецепт»— https://artrecept.com/. Ресурс целесообразно использовать на этапе объяснения нового материала при организации фронтальной работы. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 7 минут. Преимуществом является возможность применения, как в очном, так и в дистанционном формате.
Блок использования цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности в начальной школе для развития мотивации обучающихся 1 класса:
1) при проведении инструктажа по технике безопасности повысить мотивацию к восприятию необходимой информации способен интерактивный портал поведение при ЧС— https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/lesnye_pozhary. Использование данного сервиса позволяет эффективно проинформировать детей об опасностях и мерах их предотвращения в игровой форме, в том числе и при организации дистанционного обучения. Интересен ресурс тем, что позволяет осуществлять визуальную поддержку, что позволяет включить в работу всех обучающихся класса. Формат игры позволяет закрепить скучную информацию в необычной форме, что уже способствует развитию учебной мотивации, так как есть герои, краткая и емкая информация в виде реплик. ЦОР имеет простой интерфейс, интерактивность, возможность повторного обращения к информации. Временное ограничение при работе с ЦОР составляет 15 минут. Организация работы может быть построена в фронтальной, групповой, а также индивидуальной форме.
Использование данных ресурсов обуславливается их доступностью, проработанностью, интерактивностью, возможностью неоднократного применения.
Реализация данной системы работы предполагает эффективное повышение управленческого процесса по развитию учебной мотивации младших школьников в образовательной организации путем использования комплекса мероприятий с использованием ЦОР в образовательном процессе.
Таким образом, крайне важно постоянно совершенствовать уже существующую систему, чтобы обучать детей в соответствии с требованием времени.
Литература:
- Абдуллина, А. А. Роль мотивации достижения в развитии личности / А. А. Абдуллина // Вестник магистратуры. — 2016. — № 1–1. — С. 103–105.
- Братчикова, Ю.В., Плотникова М. М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. — 2015. — № 3 [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065.
- Галкина, В. М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников / В. М. Галкина // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 5 (35). — С. 96–99.
- Есикова, М. А. Чтобы дети любили школу / М. А. Есикова //В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 28–31.