На обложке
изображен Анаксимандр (Anaximandros) Милетский (611–546 г. до н. э.) —
древнегреческий философ, представитель милетской школы. Считается учеником
Фалеса Милетского и учителем Анаксимена. Автор трактата «О природе»,
написанного в стихотворной форме. Ввёл термин «закон», применив это
понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру
приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же
вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они
разрушаются согласно предназначению»).
Вселенная, по
Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов.
Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагал некое бесконечное,
«нестареющее» [божественное] начало — апейрон, которому присуще
непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что
всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое,
беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон»
у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как
прилагательное, то есть атрибут некоего существительного.)
Апейрон в результате
вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего
и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие
которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем
космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ.
Анаксимандр
утверждал, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг»,
а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное
породившим их началам.
Заключительный
этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр
предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского
дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает,
обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землей»
и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть
естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира,
но и самозарождение жизни.
Рассуждая о различных
видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности
материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться
и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу,
будучи сосредоточены в некоем едином, из которого они все вычленяются. Эта
идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий
последующей философии — понятию единства и борьбы противоположностей.
Анаксимандр
впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащее в основе всех вещей
первоначала.
Появление понятия
апейрона было значительным шагом вперед в выработке более общего понятия
материи по сравнению с отождествлением первовещества с каким-либо
одним конкретным веществом (водой, воздухом), проводимом Фалесом и Анаксименом.
Анаксимандр создал
одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории
небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным
цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена).
Вселенная при этом мыслилась центрально симметричной, поэтому у находящейся
в центре космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо
направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто
предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то
время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).
Анаксимандр писал
о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Он составил первую
географическую карту, изготовил первые в Греции солнечные часы и астрономические
инструменты.