Тема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено множество многоплановых исследований различных видов стресса — стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п., с другой, — многие авторы замечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки представленного психофизиологического феномена.
Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, разнообразными событиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, нелегкая жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. И в любом случае образование в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.
И существует немалое количество доказательств тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Исследователи отмечают причины стрессов у студентов, связанные с проблемами финансов, жилья, безопасности и др. Стресс, испытываемый студентами, может влиять на обучение, что сказывается на успеваемости. В свою очередь, трудности с успеваемостью в также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Дыхание является необходимой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы зачастую не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются всевозможные заболевания, в том числе не правильное дыхание приводит к низкой стрессоустойчивости организма.
Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, тема нашего исследования «Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов».
Объект: учебно-профессиональная деятельность студентов-психологов.
Предмет: влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов.
Гипотеза: дыхательные тренировки повышают стрессоустойчивость студентов-психологов.
Методики:
- Тест «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых;
- Тест «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова;
- Методика «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге.
Выборка: 30 студента-психолога специальности «Психология служебной деятельности», из них 10 студентов в экспериментальной группе и 20 в контрольной.
Описание и интерпретация результатов экспериментального исследования влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов
Результаты диагностики стрессоустойчивости у студентов-психологов
Уровень стресса по методике «Определение уровня стресса» в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень стресса по методике «Определение уровня стресса» в экспериментальной и контрольной группах
Из рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе студентов-психологов большая часть (60 %) обладают низким показателем стресса. Меньше испытуемых (40 %) продемонстрировали средний уровень стресса до дыхательных тренировок. В контрольной группе 50 % исследуемых обладают низким уровнем стресса, и 50 % со средним уровнем стресса.
Уровни стрессоустойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням стрессоустойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова в экспериментальной и контрольной группах
Изображенные на рисунке 2 результаты демонстрируют наличие у 40 % респондентов в экспериментальной группе высокий уровень стрессоустойчивости, они считают, что способны влиять на ситуацию, занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки. 30 % обладают чуть выше средним уровнем и 30 % обладают выше среднего уровня стрессоустойчивости такие люди практически всегда сохраняют самообладание. В контрольной группе 35 % респондентов продемонстрировали выше среднего уровня стрессоустойчивости, 25 % средним, 20 % имеют очень высокий уровень, 15 % обладают чуть выше среднего и только 5 % имеют высокий уровень стрессоустойчивости.
Уровни сопротивляемости стрессу по методике ««Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение испытуемых по уровням сопротивляемости стрессу по методике ««Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге в экспериментальной и контрольной группах
Рис. 3 демонстрирует, что в экспериментальной группе 60 % испытуемых имеет пороговый уровень сопротивляемости стрессу, и 40 % обладает высоким уровнем сопротивляемости стрессу. В контрольной группе 50 % респондентов обладают высоким уровнем сопротивляемости стрессу, 35 % пороговым, и 10 % низким уровнем сопротивляемости стрессу.
Таким образом, по результатам диагностики стрессоустойчивости среди выборки можно сделать следующие выводы. До дыхательных тренировок по методике «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых большинство студентов-психологов (67 %) обладают низким уровнем стресса, по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова большинство исследуемых (34 %) характеризуется выше среднего уровнем стрессоустойчивости и по методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге 46 % респондентов характеризуются высоким уровнем сопротивляемости стрессу.
Выявление влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов
Для выявления влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов рассмотрим разницу между показателями дельт входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп.
Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок и их дельты по методике «Определение уровня стресса»
Из рисунка 4 можно сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах показатели методики до и после дыхательных тренировок значительно изменились, а именно снизился уровень низкого стресса.
Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова
Изображенные на рисунке 5 данные свидетельствуют о наличии значительных изменений в экспериментальной группе, а именно о повышении показателей стрессоустойчивости студентов-психологов после дыхательных тренировок.
Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге изображены на рисунке 6.
Рис. 6. Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге
Представленные на рисунке 6 результаты диагностики в контрольной и экспериментальной группах до и после дыхательных тренировок свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе имеются значимые показатели уменьшения степени сопротивляемости стрессу, а в контрольной группе имеется значимые показатели увеличения степени сопротивляемости стрессу.
Для выявления влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и итоговой диагностики контрольной и экспериментальной групп. Эффективность влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость — уровень стресса (УС.), стрессоустойчивость (С.) и степень сопротивляемости стрессу (ССС.) студентов-психологов показана в таблице 1.
Таблица 1
Экспериментальная группа |
||||||||||
УС до |
С до |
ССС до |
Эксперимент |
УС после |
С после |
ССС после |
∆УС |
∆С |
∆ССС |
|
Ср. арифм |
5,40 |
6,20 |
207,20 |
4,6 |
7,8 |
176,5 |
-0,8 |
1,6 |
-30,7 |
|
Ср. кв. откл |
1,07 |
1,14 |
7,70 |
0,97 |
0,79 |
12,48 |
0,79 |
0,52 |
15,99 |
|
Контрольная группа |
||||||||||
УС до |
С до |
ССС до |
Эксперимент |
УС после |
С после |
ССС после |
∆УС |
∆С |
∆ССС |
|
Ср. арифм |
5,45 |
6,60 |
193,25 |
5,4 |
6,75 |
194,75 |
-0,05 |
0,15 |
1,5 |
|
Ср. кв. откл |
1,70 |
0,99 |
19,14 |
1,46 |
0,77 |
5,58 |
0,83 |
0,49 |
7,09 |
|
t-критерий Стьюдента |
-2,42 |
7,38 |
-6,08 |
|||||||
р — уровень значимости |
0,05 |
0,001 |
0,001 |
|||||||
В ходе исследования было выявлено значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента по показателю «уровень стресса» между экспериментальной и контрольной группами (tэмп = -2,42 при tкрит = 2,05 на уровне p≤0,05). Так же значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента можно наблюдать у показателя «стрессоустойчивость» (tэмп = 7,38 при tкрит = 3,65 на уровне p≤0,001). В свою очередь значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента можно наблюдать у показателя «степень сопротивляемости стрессу» (tэмп = -6,08 при tкрит = 3,65 на уровне p≤0,001).
Полученные данные свидетельствую о том, что дыхательные тренировки повлияли на стрессоустойчивость студентов-психологов. Полученное явление мы обосновываем так: во время учебно-профессиональной деятельности каждый студент испытывает стрессовое состояние из-за экзаменов и сессии, и не всегда успешного его проживает. Благодаря дыхательным тренировкам можно в короткие сроки снять напряжение, волнение, и сохранить самообладание.
Полученные результаты свидетельствует о частичном подтверждении гипотезы о том, что дыхательные тренировки повышают стрессоустойчивость.
Таким образом, можно рекомендовать дыхательные тренировки как эффективное средство по повышению стрессоустойчивости при психологическом обеспечении учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.