Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Леонтьева, А. А. Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов / А. А. Леонтьева, Е. В. Дворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 272-276. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97719/ (дата обращения: 19.12.2024).



Тема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено множество многоплановых исследований различных видов стресса — стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п., с другой, — многие авторы замечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки представленного психофизиологического феномена.

Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, разнообразными событиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, нелегкая жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. И в любом случае образование в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.

И существует немалое количество доказательств тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Исследователи отмечают причины стрессов у студентов, связанные с проблемами финансов, жилья, безопасности и др. Стресс, испытываемый студентами, может влиять на обучение, что сказывается на успеваемости. В свою очередь, трудности с успеваемостью в также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Дыхание является необходимой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы зачастую не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются всевозможные заболевания, в том числе не правильное дыхание приводит к низкой стрессоустойчивости организма.

Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, тема нашего исследования «Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов».

Объект: учебно-профессиональная деятельность студентов-психологов.

Предмет: влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов.

Гипотеза: дыхательные тренировки повышают стрессоустойчивость студентов-психологов.

Методики:

  1. Тест «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых;
  2. Тест «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова;
  3. Методика «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге.

Выборка: 30 студента-психолога специальности «Психология служебной деятельности», из них 10 студентов в экспериментальной группе и 20 в контрольной.

Описание и интерпретация результатов экспериментального исследования влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов

Результаты диагностики стрессоустойчивости у студентов-психологов

Уровень стресса по методике «Определение уровня стресса» в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 1.

Уровень стресса по методике «Определение уровня стресса» в экспериментальной и контрольной группах

Рис. 1. Уровень стресса по методике «Определение уровня стресса» в экспериментальной и контрольной группах

Из рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе студентов-психологов большая часть (60 %) обладают низким показателем стресса. Меньше испытуемых (40 %) продемонстрировали средний уровень стресса до дыхательных тренировок. В контрольной группе 50 % исследуемых обладают низким уровнем стресса, и 50 % со средним уровнем стресса.

Уровни стрессоустойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 2.

Распределение испытуемых по уровням стрессоустойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова в экспериментальной и контрольной группах

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням стрессоустойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова в экспериментальной и контрольной группах

Изображенные на рисунке 2 результаты демонстрируют наличие у 40 % респондентов в экспериментальной группе высокий уровень стрессоустойчивости, они считают, что способны влиять на ситуацию, занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки. 30 % обладают чуть выше средним уровнем и 30 % обладают выше среднего уровня стрессоустойчивости такие люди практически всегда сохраняют самообладание. В контрольной группе 35 % респондентов продемонстрировали выше среднего уровня стрессоустойчивости, 25 % средним, 20 % имеют очень высокий уровень, 15 % обладают чуть выше среднего и только 5 % имеют высокий уровень стрессоустойчивости.

Уровни сопротивляемости стрессу по методике ««Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге в экспериментальной и контрольной группах изображены на рисунке 3.

Распределение испытуемых по уровням сопротивляемости стрессу по методике ««Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге в экспериментальной и контрольной группах

Рис. 3. Распределение испытуемых по уровням сопротивляемости стрессу по методике ««Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге в экспериментальной и контрольной группах

Рис. 3 демонстрирует, что в экспериментальной группе 60 % испытуемых имеет пороговый уровень сопротивляемости стрессу, и 40 % обладает высоким уровнем сопротивляемости стрессу. В контрольной группе 50 % респондентов обладают высоким уровнем сопротивляемости стрессу, 35 % пороговым, и 10 % низким уровнем сопротивляемости стрессу.

Таким образом, по результатам диагностики стрессоустойчивости среди выборки можно сделать следующие выводы. До дыхательных тренировок по методике «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых большинство студентов-психологов (67 %) обладают низким уровнем стресса, по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова большинство исследуемых (34 %) характеризуется выше среднего уровнем стрессоустойчивости и по методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге 46 % респондентов характеризуются высоким уровнем сопротивляемости стрессу.

Выявление влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов

Для выявления влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов рассмотрим разницу между показателями дельт входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп.

Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определение уровня стресса» В. Ю. Щербатых представлены на рисунке 4.

Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок и их дельты по методике «Определение уровня стресса» Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок и их дельты по методике «Определение уровня стресса»

Рис. 4. Результаты диагностики уровня стресса до и после дыхательных тренировок и их дельты по методике «Определение уровня стресса»

Из рисунка 4 можно сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах показатели методики до и после дыхательных тренировок значительно изменились, а именно снизился уровень низкого стресса.

Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова представлены на рисунке 5.

Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова

Рис. 5. Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определение стрессоустойчивости личности» Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова

Изображенные на рисунке 5 данные свидетельствуют о наличии значительных изменений в экспериментальной группе, а именно о повышении показателей стрессоустойчивости студентов-психологов после дыхательных тренировок.

Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок, а также их дельты, по методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге изображены на рисунке 6.

Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге

Рис. 6. Результаты диагностики степени сопротивляемости стрессу до и после дыхательных тренировок и их дельты, по методике Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Ранге

Представленные на рисунке 6 результаты диагностики в контрольной и экспериментальной группах до и после дыхательных тренировок свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе имеются значимые показатели уменьшения степени сопротивляемости стрессу, а в контрольной группе имеется значимые показатели увеличения степени сопротивляемости стрессу.

Для выявления влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость студентов-психологов была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и итоговой диагностики контрольной и экспериментальной групп. Эффективность влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость — уровень стресса (УС.), стрессоустойчивость (С.) и степень сопротивляемости стрессу (ССС.) студентов-психологов показана в таблице 1.

Таблица 1

Экспериментальная группа

УС до

С до

ССС до

Эксперимент

УС после

С после

ССС после

∆УС

∆С

∆ССС

Ср. арифм

5,40

6,20

207,20

4,6

7,8

176,5

-0,8

1,6

-30,7

Ср. кв. откл

1,07

1,14

7,70

0,97

0,79

12,48

0,79

0,52

15,99

Контрольная группа

УС до

С до

ССС до

Эксперимент

УС после

С после

ССС после

∆УС

∆С

∆ССС

Ср. арифм

5,45

6,60

193,25

5,4

6,75

194,75

-0,05

0,15

1,5

Ср. кв. откл

1,70

0,99

19,14

1,46

0,77

5,58

0,83

0,49

7,09

t-критерий Стьюдента

-2,42

7,38

-6,08

р — уровень значимости

0,05

0,001

0,001

В ходе исследования было выявлено значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента по показателю «уровень стресса» между экспериментальной и контрольной группами (tэмп = -2,42 при tкрит = 2,05 на уровне p≤0,05). Так же значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента можно наблюдать у показателя «стрессоустойчивость» (tэмп = 7,38 при tкрит = 3,65 на уровне p≤0,001). В свою очередь значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента можно наблюдать у показателя «степень сопротивляемости стрессу» (tэмп = -6,08 при tкрит = 3,65 на уровне p≤0,001).

Полученные данные свидетельствую о том, что дыхательные тренировки повлияли на стрессоустойчивость студентов-психологов. Полученное явление мы обосновываем так: во время учебно-профессиональной деятельности каждый студент испытывает стрессовое состояние из-за экзаменов и сессии, и не всегда успешного его проживает. Благодаря дыхательным тренировкам можно в короткие сроки снять напряжение, волнение, и сохранить самообладание.

Полученные результаты свидетельствует о частичном подтверждении гипотезы о том, что дыхательные тренировки повышают стрессоустойчивость.

Таким образом, можно рекомендовать дыхательные тренировки как эффективное средство по повышению стрессоустойчивости при психологическом обеспечении учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, тренировка, результат диагностики, уровень стресса, методика, социальная адаптация, стресс, рисунок, высокий уровень.


Задать вопрос