В данной статье рассматривается концепция социального конфликта, получившая широкое распространение в XX веке, приводится анализ концепции социального конфликта в работах известных социологов.
Ключевые слова: социальный конфликт, социология, концепция, социальное представление, социальный порядок.
Развитие социального конфликта получило широкое распространение в работах социологов XX века. Это связывается также с тем, что и сама социология, как научная отрасль получила колоссальный прогресс в прошлом столетии, тем самым выработала новые механизмы исследования социума. Поэтому в период 1950–1960-х годов анализ многих социологических аспектов, в том числе и теории возникновения конфликтов в обществе получает новое прогрессивное обоснование.
Прежде чем приступить, к анализу концепции социального конфликта, необходимо привести теоретическое определение данного понятия. Социальный конфликт представляет собой наивысшую степень противоречий между отдельными субъектами социума: отдельными людьми, целостными общественными группами и движениями. Как правило, социальный конфликт характеризуется тем, что антагонистические стороны имеют кардинально противоположные взгляды на то или иное явление, участники конфликта имеют разные цели, а также пути их достижения [1]. Стоит заметить, что само понятие конфликта было описано еще в работах английского экономиста Адама Смита, где конфликт предполагался, как столкновение, возникающее на фоне существующих общественных классов и противоречий между ними на основе того, что один класс имеет больше привилегий, чем класс другой, который находится в экономически зависимом положении. С точки зрения экономики Адам Смит подчеркивал, что возникновение конфликтов является положительным явлением, обеспечивающим движение различных процессов в обществе.
Социальный конфликт получил широкое обоснование в трудах социологов XX века, что можно проанализировать, опираясь на работы А. Гоулднера, Л. Козера, Ч. Р. Миллса и других социологов.
Так, создатель теории «позитивно-функционального конфликта» американский ученый Льюис Козер утверждал, что возникновение социальных конфликтов не только является неизбежным в любой общественной системе, но и выступает в роли фактора, обеспечивающего целый ряд позитивных функций. В своей книге «Функции социального конфликта» Льюис Козер отмечает следующее: «Конфликт не всегда дисфункционален по отношению к системе, в которой он возникает; часто конфликт необходим для ее сохранения».
Содержание концепции социального конфликта Льюиса Козера предполагает выдвижение авторской идеи классификации конфликтов в соответствии со степенью их нормативной регуляции. Таким образом, можно выделить два типа социальных конфликтов по мнению Козера:
1) Полностью институционализированные конфликты, примером которых могут выступать дуэли, широко распространенные в нашем историческом прошлом;
2) Абсолютные конфликты, предполагающие то, что борьба между участниками конфликта до полного истребления противника. Но все же стоит заметить, что между участниками находятся конфликты с разной степенью институционализации [2].
Козер считал, что социальный конфликт предполагает то, что в конечном итоге этого процесса будут достигнуты конкретные цели и получены общественные результаты. Козер рассматривает такие авторские социологические понятия, как «реалистический конфликт» и «нереалистический конфликт». Первый тип социального конфликта возникает тогда, когда между отдельными субъектами социального взаимодействия существуют реальные проблемы, выраженные в наличии объекта конфликта, которые необходимо разрешить, на что, и нацелен сам производимый социальный конфликт.
Второй тип конфликта, по мнению Льюиса Козера, возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, ищущих выхода, независимо от того, каков их объект. Поэтому в данном случае, стоит отметить, что выбор оппонента напрямую не связан ни с проблемой, по которой идет спор, ни с необходимостью достижения определенного результата. Кроме того, реалистичный конфликт, возникший как средство достижения цели, может трансформироваться в нереалистичный, то есть стать самоцелью. Это происходит, когда это способствует сплочению группы, снимает внутреннее напряжение и сохраняет структуру группы [2].
Таким образом, по мнению социолога Льюиса Козера, поиск внешних врагов наиболее характерен для жестко структурированных социальных систем, которые «боятся» внутренних конфликтов. В открытых системах постоянное пересечение «разнообразных и разнонаправленных конфликтов» способствует устойчивому функционированию системы.
Алвин Уорд Гоулднер полагал, что возникновение социальных конфликтов базируются на основании противоречий идеологических в обществе. Стоит заметить, что, по мнению А. Гоулднера, носителями идеологии являются большие социальные группы и, прежде всего, общественные классы. Но сама идеология разрабатывается не всеми представителями этих социальных общностей, а наиболее образованными из них. То есть, разработка идеология производится представителями интеллектуальных элит, которые имеют профессиональную возможность заниматься идеологической деятельностью. Идеология, разработанная слоем интеллектуалов, затем должна быть внедрена в сознание других представителей классов и социальных групп и затем преобразована в убеждения, в соответствии с которыми эти индивиды начинают действовать с целью сохранения или изменения существующего общественного порядка. Внедрение идеологии в сознание масс осуществляется посредством массовых коммуникаций определенными организациями, среди которых выделяются политические партии, специальные агентства, комитеты и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что противоречие в социуме, выраженное в форме конфликта, выстроенного на основании разного понимания имеющейся в обществе идеологии, которая может восприниматься по-разному представителями социума.
Социологический взгляд Чарльз Райт Миллса на проблемы социологии и социологический метод все еще может представлять некоторый открытый интерес сегодня. Социология, по мнению Чарльза Миллса, способна выполнить свою главную задачу только тогда, когда она следует классическим традициям. Стоит заметить, что Чарльз Миллс находился у истоков теории социального конфликта. Теория социального конфликта Миллса предполагает то, что основой развития общества является конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что между различными социальными группами идет постоянная борьба. Высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть [4].
Основой развития, по утверждению Чарльза Миллса, является социальный конфликт, а не соответствие, гармония и интеграция между всеми членами социума. Таким образом, по мнению Миллса, общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что между различными социальными группами идет постоянная борьба. Миллс утверждал, что конечным проявлением этого конфликта является борьба за власть, что представляет собой цель любых социальных движений — обретение власти и превосходства над остальными членами социума.
Творчество Миллса наиболее ярко среди социологической сферы исследования отражает идеи правящей элиты и роль интеллектуалов в обществе. С точки зрения социальной критики Миллс оценивал состояние современного американского общества как кризисное, утратившее импульсы к своему развитию. Он квалифицировал существующую социальную структуру как разрушающую фундаментальные человеческие ценности, среди которых можно выделить свободу, творчество, способность воображать и так далее [3].
Миллс очень критически относился к взглядам, связывающим доминирование элит с их моральными и психологическими характеристиками, видя его причину в позициях, занимаемых элитами в основных социальных институтах общества, и социальной структуре, формируемой этими институтами. Правление элит, по мнению Миллса, достаточно иерархически «структурировано», монополистично и идеологически привлекательно [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ключевых социологических исследованиях XX века, социологический конфликт рассматривается, как один из основополагающих понятий социологии, на распространении которого базируется теоретическое развитие общества, его преобразование с целью повышения уровня жизни населения, а также выявление новых духовных и моральных ценностей, ставших доступными представителям социума. Путем решения каких-либо социальных конфликтов находят обоснования многие цели социума, выраженные в новейших общественных и экономических формациях, которые базируются на основании предыдущих форм развития общества, но уже с новыми концепциями и взглядами, возникшими в результате разрешения социальных конфликтов.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник СПб.: Питер, 2015. − 528 с.
- Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль. − М. − 1996.
- Миллс Ч. Р. Социологическое воображение//Пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. − М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. — 261 с.
- Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. −156 с.