Защита прав человека является одним из основных направлений в деятельности органов государственной власти. В данной статье речь идет о видах прав человека, которыми он обладает с рождения и на протяжении всей своей жизни, а также о том, каким образом права могут быть защищены на уровне государства для сохранения справедливости, мира, будущего развития и демократии в стране. В итоге, получается, что защита прав человека органами государственной власти должна распространяться на всех людей в равной доле, без каких-либо исключений, независимо от пола, расы, религии, места жительства и т. д.
Ключевые слова: права человека, защита прав, государство, органы государственной власти.
Protection of human rights is one of the main directions in the activities of public authorities. This article deals with the types of human rights that he has from birth and throughout his life, as well as how rights can be protected at the state level to preserve justice, peace, future development and democracy in the country. As a result, it turns out that the protection of human rights by state authorities should apply to all people in an equal share, without any exceptions, regardless of gender, race, religion, place of residence, etc.
Key words: human rights, protection of rights, state, public authorities.
В силу того, что права и свободы человека по Конституции в Российской Федерации (далее — РФ) являются наивысшей ценностью для государства, то определенно существует целый ряд проблемных вопросов в данном направлении. Как говорится, сколько людей, столько и мнений, но каждый человек и гражданин должен действовать в рамках закона своей страны, и того региона, в котором он находится.
С рождения и на протяжении всей жизни человек обладает определенным набором прав, которые легко поддаются защите при их нарушениях. Соответственно, люди не имеют права нарушать права другого человека, ведь все люди равны перед законом.
В настоящее время можно сказать, что правовые основы гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ сформировались, но это не так, потому что случаи нарушения экономических, социальных, культурных, гражданских, политических и иных прав граждан по-прежнему довольно распространены, в связи с этим требуются регулярные поправки в законодательстве.
Соответственно, защита прав и свобод человека и гражданина должна оставаться одной из главных задач органов государственной власти в субъектах РФ, органов местного самоуправления, а также различных общественных организаций.
Таким образом, актуальность темы работы связана с необходимостью проведения регулярного анализа существующих гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепляемых в законодательстве субъектов РФ, их важность, степень актуальности и действенность при защите прав человека.
По Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» [1].
Как гласит Конституция РФ «права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Существует множество классификаций прав человека, но любая из них в какой-то степени условна, в общем и целом выделяют 5 видов прав человека:
— личные (право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность);
— культурные (право пользоваться достижениями культуры);
— политические (право избирать и быть избранным);
— социальные (право на труд, на отдых, на медицинское обслуживание);
— экономические (право распоряжаться предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности).
В настоящее время многие забывают, что у других людей тоже есть права и ни в коем случае нельзя их ущемлять, а тем более лишать этих прав. Для этого существует система государственных и негосударственных органов и организаций, которые обеспечивают охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина в целом по стране, а также и в субъектах РФ.
Безусловно, самым главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. С помощью сотрудников Администрации при Президенте РФ на постоянной основе осуществляется работа с письмами и обращениями граждан, организуется и проводится личный прием граждан по самым различным волнующим проблемам и вопросам. Кроме того, существуют специальные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [3].
Значительная роль по защите прав и свобод человека и гражданина отводится Генеральной прокуратуре РФ, которая в свою очередь анализирует и расследует случаи нарушения прав человека.
Создание современной правовой базы, направленной на конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина принадлежит органам законодательной власти федерации и ее субъектам. Также во многих субъектах РФ созданы и действуют комиссии (советы) по правам человека.
В свою очередь, министерства и ведомства, входящие в систему органов исполнительной ветви государственной власти, а именно это учреждения юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и т. д., обязаны реагировать на обращения, заявления, жалобы и претензии граждан.
Любой человек и гражданин РФ, находясь в месте своего проживания, может обратиться за помощью по защите своих прав в общественную организацию, которая действует как на международном, общероссийском, так и на региональном и местном уровнях. Конечно, общественные организации и объединения не входят в систему государственно-правовой защиты прав человека, но, как правило, они тесно сотрудничают с государством и положительно влияют на повышение уровня эффективности правозащитной деятельности государственных органов.
В первую очередь права граждан защищает Основной закон страны — Конституция РФ. Конституция РФ закрепляет принципы и правила, в соответствии с которыми должно строиться действующее законодательство, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Права человека закреплены во второй главе Конституции РФ. Таким образом, конституционные права и свободы представляют собой основу, базис правового статуса личности.
Отдельно права и свободы защищены кодексами и отдельными законами. Как правило, защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной и муниципальной власти.
Помимо всего прочего, в системе РФ действует должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмен) как отдельного государственного правозащитного органа с 1996 года, благодаря ему осуществляется контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц [2].
Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ работает, как правило, только с жалобами за нарушения прав человека, совершенными на территории того субъекта РФ, в котором назначен региональный омбудсмен. Уполномоченный по правам человека в РФ, в свою очередь, осуществляет свою деятельность по жалобам, поступающим со всей России [4].
Институт уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является весьма востребованным, о чем свидетельствует растущее доверие к нему граждан, которые во многих случаях обращаются к омбудсмену как к последней инстанции, надеясь на решение своих вопросов.
Все находящиеся на территории РФ индивиды: российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства должны иметь равную возможность для защиты своих прав и свобод независимо от того, в каком субъекте РФ они пребывают. Ведь, как известно, все страны заинтересованы в толерантности и справедливости людей во всем мире.
Ответственность за защиту прав человека определенно лежит на государстве и государство, ни в коем случае не должно проводить политику, противоречащую действующему законодательству, а именно нарушать права человека.
Несмотря на то, что в современных условиях все очень быстро меняется, вчера был мир, а сегодня война, нужно в любом случае знать и отстаивать свои права, уважать друг друга, стремится к добру, искать компромиссы, и никогда не ущемлять, а тем более не забирать права других людей. Государство, в свою очередь, позаботится о гуманном совершенствовании гарантий прав и свобод человека и гражданина и отразит это в законодательстве РФ, а также в законах ее субъектов.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. // Российская газета. — 25 декабря 1993 г.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ (ред. от 9 ноября 2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 марта 1997 г. — № 9. — Ст. 1011.
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 № 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018) // Парламентская газета от 11 мая 2006 г. — № 70–71.
4. Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 18 марта 2020 № 48-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021) // Российская газета от 20 марта 2020 г. — № 60.
5. Вагизов Р. Г. Институт уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: учеб. пособие / Р. Г. Вагизов. — Казань, 2005. — 154 c.
6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. / Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькова // Российская газета от 01.04.2021 года. — Федеральный выпуск № 70 (8421).
7. Якцив О. Г. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации / Закон и право. — 2013. — № 6. — С. 3–7.