Зарождение психологии как самостоятельной науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 9149 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Зарождение психологии как самостоятельной науки / Е. Г. Огольцова, Е. М. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97824/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Ключевые слова : психология, самостоятельная наука, душа, сознание, поведение, психика.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые знания о психологии начали формироваться за 5 веков до нашей эры. Еще в древности люди обратили внимание на то, что существуют явления материальные, такие как предметы, которые окружают нас и тело человека, и нематериальные: ощущения, мысли, чувства и т. д. — таинственные, но существующие независимо от окружающего мира.

В современном мире психолог является очень востребованным специалистом в различных областях жизни общества, и многие люди, которые и не связаны с психологией, стали задаваться вопросом: откуда взялось такое учение, что оно изучало ранее, в чем причина его появления, кто стал ее основателем и последователем? И данные вопросы, действительно, очень актуальны с учетом роста спроса на данных специалистов, и потому что многие ранние документы об учениях ранних психологов, таких как Платон или Демокрит, были неизвестны и считались потерянными, сейчас восстановлены, и мы можем их изучить. Именно поэтому сейчас стоит рассмотреть вопрос ее появления и разобраться с тем, почему и в какой этап развития психология стала самостоятельной наукой.

На тему истории и зарождении психологии как самостоятельной науки написано очень много научной литературы, которую люди применяют, изучают и используют до сих пор. Огромное влияние на развитие и выделение психологии, как самостоятельной науки, оказал Вильгельм Вундт (1832–1920) [2]. Он один из первых обозначил грани психологии с собственным научным инструментом. По его мнению, психология должна отойти от наук о душе и теле и стать наукой сознания. Все последующие учения, которые написаны по данной теме, после него были его последователями. Но есть и те, кто был не согласен с В. Вундтом.

Например, ученый Анри Бергсон был не согласен с попыткой Вундта разграничить психологию и приравнять ее к интеллектуализму. Он считал, что интеллект и сознание бессильны в изучении психологии, и только интуиция может проникнуть и раскрыть ее суть.

Ученые, которые изучают историю психологии, делят ее развитие на четыре крупных этапа. В каждом из них были свои ученые, которые внесли наибольший вклад, чтобы психология продолжала развиваться как самостоятельное течение.

В первом этапе начали зарождаться такие понятия как психология и предмет психологии. В этом предмете содержалось понятие о душе, и здесь многие философы спорили о том, что является первичным: материя, дух или идея и т. д., но самое главное, что первичным предметом изучения в рамках психологической науки была душа [3]. И именно наличием души пытались объяснить все непонятные явления, которые возникают в человеческой психике, его поведении и в окружающем нас обществе. В этот период существовало два основных направления в изучении и понимании природы души: идеализм и материализм. Основоположниками идеалистического направления являлись Сократ и Платон. Их принципы строились на таких понятиях как «Душа человека — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью»; «Душа — это частица Вселенной или мира, который полон абсолютных идей» [1]. Материалистическое направление в понимании души было развито Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Основная идея заключается в том, что душа материальна и состоит из множества различных атомов. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своем труде «О душе» обобщил имеющиеся на тот момент знания о душе, подразумевая, таким образом, способ организации живого тела. Выделил три типа души: растительную душу, животную душу и разумную душу. И эти учения положили начало развитию важной науки — психологии.

Второй крупный этап становления психологической науки уже возникает в середине XVII века и связан с развитием естественных наук, с появлением больших открытий в биологии, медицине, и на основе этого происходит значительное изменение предмета психологической науки. Здесь главным предметом изучения психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека: ощущать, запоминать, мыслить. Нельзя не отметить Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) [1], который обосновал идею решающей роли экспериментов в научном познании. Главные идеи его работы — накопление экспериментальных знаний, их анализ и обобщение, а психология как наука должна быть экспериментальной наукой, то есть не просто описательной, которая лишь изучает психику человека, а той которая может изучить и доказать какое-то явление. Но его работы не нашли отклика в то время.

Также в XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Рене Декарта (1596–1650). Он впервые обозначил психофизическую проблему, т. е. взаимосвязь души и тела и утверждал, что существуют две независимые друг от друга положения: дух и материя. Это учение в психологии называют дуализмом. Также он первый ввел понятие сознания и провел путь познания сознания. А вот немецкому ученому Христиану Вольфу (1679–1754) принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Ведущим положением теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Данный этап развития психологии ученые называют «Наукой о сознании», и здесь были заложены основные методы изучения человеком самого себя и последующее описание полученных фактов в ходе этих исследований [2].

Третий этап становления психологии связан с тем, что в новой науке начинают изучать поведение. То есть, в начале XX века задача психологии заключалась в том, чтобы изучать конкретные проявления человеческой психики, потому что понятие «о душе» и «о сознании» считается недостаточным. Также в это время начинает формироваться практическая психология. Впоследствии изучив человеческое мышление, ученые психологи смогли наблюдать за поведением человека, отсюда у нас произошло возникновение очень большого количества направлений и течений в науке. Главным основателем научной психологии считают Вильгельма Вундта (1832–1920), который открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в 1879 году. И именно этот год многие ученые считают годом рождения психологии как науки [2].

Также великим психологом того времени считают Уильяма Джеймса (1842–1910), который является создателем теории «поток сознания». Именно он первый исследовал самосознание и самооценку человека не на основе экспериментов, а именно наблюдательности. Именно эти наблюдения послужили последующей основой для новых психологических течений.

Также в США возникает новое течение — бихевиоризм [3]. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение. Уотсон в классическом бихевиоризме отрицал роль сознания в человеческом поведении, но не отрицается существование сознания. Также Уотсон выдвинул идею, в которой описал, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А. Бандура) — в нем отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Существенные изменения в представления о предмете и методах психологии были внесены 3игмундом Фрейдом (1856–1939), который основал парадигму психоанализа. Психоанализ, по его учениям, был направлен на изучение личности. Принципы, на которых строился психоанализ: детерминизм, развитие и активность, которые лежат внутри субъекта [1].

И последний, четвертый этап, который начался с середины XX века и длится по настоящее время. На данном этапе происходит становление современной психологической науки. Здесь раскрывается психология как наука, которая изучает факт, закономерности и механизмы психики и предметом изучения является психика и психическая деятельность человека. Состояние психологии в этот период времени характеризуется как стадия открытого кризиса, который продолжается и в настоящее время. Все это связано с тем, что в мире образовалось слишком много психологических идей и это привело к конкуренции среди них. Одной из важных направлений, которое появилось во время кризиса, это гештальтпсихология. Данное направление было выдвинуто Фредериком Перлзом (1893–1970), в котором он описал, что любой аспект поведения — есть проявление целого, а психическое нарушение он считал гештальтом, то есть завершением [2].

Одним из важнейших направлений XX столетия является гуманистическая психология. Ее основателем является Абрахам Маслоу (1908–1970) и с его именем связано название данных принципов. В центр гуманистической психологии выносят понятия становления личности, что такое истинное психическое здоровье и в принципе все те гуманистические вопросы, которые касаются внутреннего психического состояния человека. Концепция Маслоу строится на человеческих потребностях, которые нужны ему по иерархическому уровню. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно — а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе [3].

В 60-е годы появилась «трансперсональная психология». Это мистическое направление в психологии, которое занимается изучением трансцендентальных личностных переживаний, которые человек приобретает, погрузившись в изменённое состояние сознания, также в этом направлении лежит идея о бессознательной части человеческой психики. В нём гармонично сочетаются методы современной психологии с древними эзотерическими знаниями. Мы можем заметить, что четвертый этап стал началом изучения человеческой психики и внутренних ощущений и переживаний человека.

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод, что психология как наука развивалась очень долго и в каждом этапе ученые совершали совершенно разные открытия, раскрывали разные стороны психологического сознания человека, и все это влияло на последующие открытия в психологии. Все вышеперечисленные представители психологии сделали свой вклад в развитие психологии, чтобы и по сегодняшний день эта наука развивалась, и нынешние представители этого учения могли, опираясь на старые учения, узнавать и открывать что-то новое и неизведанное в человеческой природе.

Литература:

  1. Константинов, В. В. История психологии / В. В. Константинов. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. — 144 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ждан, А. Н. История психологии: от Античности до наших времен / А. Н. Ждан. — 5-е изд. — Москва: Академический проект, 2004. — 244 c. — Текст: непосредственный.
  3. Морозов, С. М. История психологии / С. М. Морозов. — Москва: Издательство Московского психолого-социального университета, 2019. — 376 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): психология, самостоятельная наука, душ, наука, человеческая психика, идея, психологическая наука, сознание, учение, гуманистическая психология.


Ключевые слова

поведение, психология, психика, сознание, душа, самостоятельная наука

Похожие статьи

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Становление и развитие логики в контексте философских учений

В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

История исследования поведенческой психологии

Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуаль...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления. Раскрыта сущ...

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Похожие статьи

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Становление и развитие логики в контексте философских учений

В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.

Содержание и структура науки как особый вид деятельности

В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

История исследования поведенческой психологии

Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуаль...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления. Раскрыта сущ...

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Задать вопрос