В статье авторы пытаются раскрыть суть темы любви и альтруизма в социологии П. Сорокина.
Ключевые слова : любовь, альтруизм, социология, Сорокин, взаимоотношения.
Напряженные ситуации в обществе провоцирует социальные конфликты, ссоры и агрессии между людьми. Можно ли рассмотреть любовь и альтруизм, как способ предотвращения данной проблемы? Тема любви занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Для некоторых любовь является ярким чувством, а для кого-то ассоциируется с болью. Любовь в социологии можно рассматривать с нескольких сторон, таких как: личность, семья, сексуальность, интеракция, дискурс, религия, ценность.
Если останавливаться на любви как ценности, то тут начинается рассмотрение альтруизма. Что насчет альтруизма, этот термин ввёл в научный оборот социолог Огюст Конт, в его представлении альтруизм — это «жить ради других». Но несмотря на это, наиболее глубоко раскрыл тему любви и альтруизма человек, посвятивший изучению этого вопроса последние годы своей научной жизни, создатель Гарвардского исследовательского центра креативного альтруизма, один из крупнейших мировых социологов, внесших решающий вклад в ее развитие, как в России, так и на Западе — Питирим Александрович Сорокин.
Сорокин изучал любовь в разных аспектах — физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других. Он выделил пять измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность. [4]
Этой темой также интересовался, такой социолог, как Я. У. Астафьев. Он анализирует формы любви, существовавшие на протяжении всей человеческой истории. Отношения между мужчиной и женщиной он описывает с позиций экономической антропологии, и он выделяет следующие типы: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления. [3]
Взгляды о том, что же представляет собой любовь «в наше время», П. А. Сорокин выразил в своем труде «Современная любовь». Автор обращает внимание читателя на то, что его главная задача — это не восхваление или критика каких-либо явлений любви, а желание представить обществу формы любви такими, какие они существуют на самом деле. Он начинает свою статью с постановки проблемы. П. А. Сорокин показывает читателям удивительные противоречия двух существующих в настоящее время форм любви:
На первый взгляд, любовь никогда не была столь идеалистичной и возвышенной, как сейчас. С ростом цивилизации развивались и эстетические чувства людей, они со временем очищалось от своих биологических корней. Любовь перестала быть обычным удовлетворением биологических потребностей, а стала не столько единством тел, сколько единством душ.
Но, однако, имеет место и совершенно противоположное явление, которое автор статьи называет термином «ресторанная любовь». Это определение он употребляет для обозначения всех тех половых отношений между женщиной и мужчиной, которые преследуют не цели «единения душ», дружбы, симпатии, «чистой возвышенной любви», а именно целью простое единение тел, за плату или бесплатно, все те многочисленные связи, где индивид для индивида важен, прежде всего, как «самец» или «самка». [2]
П.А Сорокин делает следующие выводы:
1) Любовь — это мощное противодействие преступным и суицидальным наклонностям, а также страху, нервозу, ненависти.
2) Любовь — это самое благородная и эффективная сила для просвещения морального облагораживания человечества.
3) Любовь просто необходима для длительного существования общества и в особенности его кризиса.
4) Любовь может влиять на международную политику и разрешению международных конфликтов.
5) Любовь имеет воздействие на экономику государства, в ситуациях экономического кризиса люди, которым есть за кого бороться, любящие люди, имеют больше шансов устроиться на работу, вырвать себя и свою семью из экономического кризиса.
6) Слово «любовь» стало чаще употребляться в разных резюме и опубликованных вакансиях, например: любовь к работе, любовь к профессии, любовь к людям.
П.А Сорокин в своей известной книге «Главные тенденции нашего времени» детально рассматривает волнительную тему «неэгоистической любви» и альтруизма. Сфера альтруистической любви является для автора одним из главных объектов изучения. В доказательство важности изучаемой темы он приводит возражения ряду человеческих предрассудков: люди хотят предотвратить конфликты только путем:
политики
образования
религиозного осуждения
экономики
либо только военными средствами [1]
Люди склонны думать, что демократическая форма правления предоставит длительный мир и социальный порядок. И П. А. Сорокин приходит к такому выводу, что без усиления производства, распространения и накопления неэгоистической любви и альтруизма, никакие другие средства не предотвратят будущие конфликты, и не смогут установить гармоничное устройство человеческого мира. [1]
По поводу изучения Сорокиным альтруизма П. Кросби и С. Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь — это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей» [5]
При жизни Сорокина его новаторство не было признано социологическим сообществом. Однако, стремительна глобализация и изменения в мировом сообществе, продемонстрировавшие неадекватность неолиберальной экономики, основанной на социологических моделях «рационального» эгоистического поведения, вызвали новый интерес к Сорокину. В 2011 году в рамках Американской социологической ассоциации создана секция Социологии альтруизма, морали и социальной солидарности, закрепившая идеи Сорокина в этой области. [7]
Исходя из вышеперечисленного, следует отметить, что внимание к данной проблеме является логическим результатом изучения современного кризиса, его причин, следствий и способов преодоления. П. А. Сорокин неоднократно акцентирует наше внимание на том, что ни политические, ни экономические средства, ни образование, ни религия — ни один из существующих и применяемых нынче способов не является результативным. А тот факт, что в повседневной жизни не редко любовь и альтруизм применяется для прекращения или снижения агрессии, натолкнул его на мысль о потребности увеличения любви в поведении, межчеловеческих взаимоотношениях, институтах и культуре в целом, и только так можно достичь социального порядка. Любовь — действительно бескорыстная и созидательная сила, которая может остановить агрессивные межличностные межгрупповые атаки, преобразовать вражеские отношения в дружеские.
Подведя итоги, мы приходим к выводу, что П. А. Сорокин внес великий вклад в социологию. Благодаря его трудам и изучению данной проблемы мы наиболее глубоко ознакомились с темой любви и альтруизма. Эта тема ещё больше утвердила гуманистическую нацеленность решения любого вопроса, и по сей день помогает людям относиться к каждому человеку с терпением, пониманием и уважением.
Литература:
- Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени // Москва, Наука — 1997г. — 244–248 с.
- Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии // Москва, Наука — 1994г. — 256 с.
- Астафьев Я. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов /Я. У. Астафьев//Социологические исследования. — 2002. –№ 11. С. 127–134.
- Зюзев Н. Ф. Философия любви Питирима Сорокина. — Сыктывкар: Эском, 2000. — 12 с.
- Зюзев Н. Ф. Американские горки Питирима Сорокина / «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов — Сыктывкар: Эском, 2009. — 200 с.
- Быков А. В. Понятие «альтруизм» в социологии: от классических концепций к практическому забвению // Вестик РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. С. 5–18.
- Информационный портал // ПИТИРИМ URL: https://pitirim.org/index.php/theories-pitirim-sorokin/sociology-of-altruism-and-social-solidarity/ (Дата обращения: 12.12.2022)