Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем самым приводя к более высоким финансовым результатам деятельности. В данной статье автор рассматривает понятие инноваций, их виды, причины, по которым компаниям необходимо внедрить инновации и возможные последствия внедренных инноваций. Автор приводит примеры различных видов инноваций и практические результаты их внедрения. На основе выявленных компанией причин для инновации она может построить грамотную инновационную стратегию. Однако, несмотря на четкость и обоснованность стратегии, существует множество факторов, способных оказать негативное влияние на ход реализации этой стратегии — одним из них является человек. Не поддающееся полной структурированности и обоснованности инновационное решение требует такого же инновационного подхода в управлении — гибкого, адаптивного и способного предсказывать будущее и изменения внешней среды уже сейчас.
Ключевые слова: инновации, стратегическое планирование, стратегия, развитие организации.
The time factor is becoming increasingly important in business processes. Timely innovative solution not only increases competitiveness, attractiveness of the company for consumers, but also expands market share and influence of the company in the market, thereby leading to higher financial performance. In this article the author considers the concept of innovation, its types, the reasons why companies need to implement innovations and the possible consequences of implemented innovations. The author provides examples of different forms of innovation and the practical results of their implementation. Based on the reasons for innovation identified by the company, it can build a competent innovation strategy. However, despite the clarity and validity of the strategy, there are many factors that can have a negative impact on the implementation of this strategy — one of them is the human factor. An innovation solution that cannot be fully structured and justified requires the same innovative management approach — one that is flexible, adaptive and able to predict the future and changes in the external environment now.
Keywords: innovation, strategic planning, strategy, organization development.
Изначально семантически относящееся лишь к военному делу и обозначающее «искусство полководца» слово «стратегия» стало широко применяться в экономической сфере со второй половины пятидесятых годов 20 века как понятие, обозначающее систему действий в рамках долгосрочного планирования. В век цифровизации и высоких технологий развитие компании трудно представить без наличия различного рода стратегий. На государственном уровне наличие системы планирования как одного из элементов управления показало положительные результаты, что также не могло не отразиться на способах управления частными компаниями. Система долгосрочного планирования и стратегирования стала занимать все более важное место в менеджменте организации. «Стратегия — «всеобъемлющая ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов. Это фокус действий, представляющих собой «лучшую догадку» относительно того, что необходимо сделать для обеспечения долговременного процветания» — определение понятия «стратегия» Р. М. Фалмера, которое отражает важность процесса стратегирования для успешного развития компании в будущем [2, с. 10].
Однако наиболее соответствующим современным реалиям является определение стратегии, предложенное Хельмутом фон Мольтке, согласно которому под стратегией понимается система средств для достижения цели. «Это нечто большее, чем наука; это применение знаний в реальной жизни, дальнейшее развитие первоначальной направляющей идеи в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами, искусство действия под давлением труднейших обстоятельств» [1, с. 144]. Действительно, основная трудность в выстраивании стратегии в данное время заключается в нестабильности, постоянных изменениях внешней и, как следствие, внутренней сред бизнеса, значительном повышении влияния фактора информации и скорости ее распространения на бизнес-процессы. Способность к быстрой реакции позволяет получить конкурентное преимущество за счёт использования такого значимого фактора как время. Вовремя принятое решение позволяет минимизировать потери в будущем, повысить качественные и количественные показатели, а также сохранить конкурентоспособность предприятия. Внедрение инноваций, способствующих сокращению временных и ресурсных затрат, является ключевым ориентиром как в государственном, так и в частном секторе. Стратегии внедрения и развития инноваций, принимаемые в компаниях, являются по своей сути неким адаптивным механизмом, повышающим эффективность инновационной деятельности. Нежелание следовать новым тенденциям может привести к банкротству даже компанию-гиганта на своем рынке, что и произошло с компанией Blockbuster, некогда являвшейся крупнейшей сетью кинопроката в США. Обладая всеми необходимыми ресурсами для сохранения доминирующего положения на рынке, компания не смогла перестроить свою работу на новый формат — онлайн-прокат и использование возможностей Интернета для предоставления качественно новых и более ценных для потребителя услуг. Более того, значимость инноваций в бизнесе любого масштаба подтверждается тем, что во время высоких выручек и волны успеха Blockbuster небольшой стартап Netflix предложил качественно новый формат для потребителей, освобождавший их от необходимости посещения магазина для приобретения диска, тем самым привлекая внимание клиентов и расширяя своё влияние на рынке. Правильность принятого решения можно оценить уже сейчас — американская развлекательная компания Netflix функционирует как стриминговый сервис и занимает ведущие позиции по числу просмотров, опережая кабельное телевидение в США [6]. Своевременное решение о качественно новом подходе в ведении бизнеса позволило за довольно короткий срок вырасти из небольшого стартапа в компанию-лидера. Помимо Blockbuster и Netflix существует целый ряд таких примеров как в крупном, так и в среднем бизнесе. Не всегда инновации являются инициативой со стороны самой организации, они могут быть навязаны извне за счет повышения влияния внешних факторов, изменения условий внешней среды. Яркий тому пример — пандемия COVID-19, которая послужила неким маркером гибкости, адаптивности и выживаемости многих организаций. Перевод офисных сотрудников на удаленную работу был свойственен большинству компаний, разработка системы сервиса доставки способствовала сохранению бизнеса в сфере торговли и общественного питания, применение информационных технологий позволило оказывать услуги онлайн, например, телемедицинские консультации пациентов в частных и государственных клиниках. Ведение бизнеса тем же способом означало использовать устаревшие решения, что неизбежно привело бы к неспособности компаний не то чтобы конкурировать, а просто остаться на рынке и функционировать.
Внедрение инноваций является сложным процессом управления идеей с момента ее возникновения до контроля ее воплощения в жизнь, состоящий из 4 ключевых этапов: возникновение или генерирование идей, фиксирование оформленных идей, их оценка и приоритезация этих идей. На первом этапе возникают идеи посредством различных методов, будь то дискуссия, ежедневное собрание или же целенаправленный мозговой штурм с привлечением всех сотрудников. Далее возникшим идеям необходимо принять более четкую структуру в письменной форме для того, чтобы иметь возможность наглядно и быстро поделиться ими с заинтересованными сторонами. Третьим шагом является оценка полученных идей: насколько они соответствует целям, потребностям, имеющимся у компании ресурсам, и найдут ли эти идеи отклик у потребителей. Последнее является крайне важным, так как новшество, не имеющее потенциала к извлечению из него пользы и, как следствие, получению прибыли, так и останется лишь новшеством в теории, а не имеющей спрос инновацией. Заключительный этап подразумевает расстановку приоритетов в плане реализации идей: воплощение в жизнь какой идеи будет способствовать развитию организации в долгосрочном периоде в большей степени. Успешность прохождения идеи через все этапы зависит от системы коммуникации в компании: горизонтальной и вертикальной. Культура сотрудничества в вопросе инноваций и развитие экосистемы инноваций в компании необходимы, так как у сотрудников появляется стимул выдвигать идеи, высказывать свой взгляд на ту или иную проблему, зная, что у руководства есть эффективная система поощрений и наград для инициативных сотрудников.
Зачастую под инновациями понимаются некие продукты, ранее не существовавшие и обладающие большей полезностью для пользователя. Однако инновации можно условно разделить на несколько групп, и инновационный продукт, который был упомянут выше, относится к группе продуктовых инноваций. Также к этой группе относятся изменения, внесенные в уже существующий продукт и повышающие его привлекательность для потребителя, улучшения качества оказываемых услуг, а также продукты, обеспечивающие выход компании на новый рынок. Яркий пример продуктовых инноваций — ежегодная презентация Apple новых моделей телефонов с улучшениями технических характеристик.
Следующей категорией инноваций, направленных по большей части на внешнюю среду компании, являются устойчивые инновации. Они могут рассматриваться не только как истинное желание компании внести свой вклад в улучшение состояния окружающей среды, снижение социального и прочих видов неравенства в обществе, но и как некая дань моде и времени. Тренд на устойчивое развитие определяется поиском баланса между полезностью продукта для потребителя, доходностью для компании, созданием положительного образа за счет попытки решения той или иной проблемы. Если компания имеет корпоративную социальную ответственность, на постоянной основе проводит различные социально-ориентированные или экологические кампании, выпускает продукты, которые могут способствовать решению какой-то значимой для общества проблемы, то для современного потребителя такая компания является более привлекательной. Небезызвестный McDonald’s помимо сети ресторанов быстрого питания имеет и благотворительный фонд “Дом Роналда Макдоналда” (Ronald McDonald House Charities). Новое направление деятельности компании, которое было запущено в 1984 году, успешно развивающееся и по сей день, сформировало образ компании, которой действительно важно не только качество своего продукта в ресторанной сфере, но и которая решает проблемы, волнующие не только бренд McDonald’s, но и общество в целом.
Социальные инновации, как отдельная группа инноваций, подразумевает решение социально-значимых задач, влекущее за собой социальные изменения в отдельных группах (например, люди с определенным заболеванием) или во всем обществе. Эти инновации направлены не только вовне, но и внутрь, решая проблемы работников на рабочих местах, в коллективе или группе. Внутри компании можно изменить рабочую атмосферу, чтобы было удобнее работать в команде, создать дружескую атмосферу среди работников, как это делают компании в IT-сфере, такие как Яндекс, Google. В офисах есть общее пространство для кофе-брейка и обсуждения рабочих проектов в свободное время, различные мероприятия по становлению и укреплению корпоративной культуры и т. д. К направленным вовне социальным инновациям можно отнести изобретение специальной автоматизированной ложки компанией Lift Labs. Эта ложка предназначена для комфортного приема пищи людей, страдающих болезнью Паркинсона и эссенциальным тремором и не имеющих возможности самостоятельно поесть из-за тремора во всем теле.
Наконец, организационные инновации, направленные внутрь самой компании, оптимизируют методы работы производственного предприятия и управленческого подразделения компании. Они оптимизируют и корректируют производственные операции с целью минимизации издержек и максимизации прибыли и коэффициента полезности. В свое время такой инновацией является широко-известная инновация Генри Форда — введение конвейерной системы на производстве. Затраты были снижены, качество и стоимость продукта соответствовали ожиданиям потребителя — внедрение инновации привело компанию к успеху.
Последствия внедрения инноваций варьируются от краха компании до головокружительного успеха. Именно поэтому большая роль отводится инновационному менеджменту и стратегированию: от момента выявления необходимости введения инновации до контроля за инновацией и реакцией на эту инновацию после ее появления.
Потребность в инновации, как дифференцирующем факторе, возникает у компании тогда, когда появляется устойчивая необходимость выделяться среди конкурентов. При внедрении инновации необходимо продумывать стратегию таким образом, чтобы не только повысить прибыль компании, но и сделать так, чтобы компания была впереди тренда [5].
Помимо этого причины, по которым компании внедряют инновации могут быть следующими:
— реализация новых идей
— запуск новых продуктов
— обновление существующих продукты, повысив их эффективность
— рационализация процессов и повышение их эффективности
— решение существующих проблем компании
— улучшение клиентского опыта.
Непосредственно перед началом внедрения инноваций у каждой компании должно сформироваться четкое видение инновационной стратегии с перечисленными в ней целями, задачами, ценностями, следование которым необходимо для достижения компанией устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Более того, необходимо учитывать фактор конкуренции: в стратегии необходимо указать, какие дополнительные изменения (возможностей, продуктов, услуг и т. д.) смогут предотвратить переход потребителей к конкурентам, тем самым позволив компании сохранить свои позиции на рынке. При внедрении инноваций сразу по нескольким направлениям в инновационной стратегии также немаловажно указать распределение ресурсов, затрачиваемых на внедрение этих инноваций, продумать их непротиворечивость друг другу, описать бизнес- и коммуникационные процессы в компании.
К одному из основных барьеров на пути к успешному внедрению инновации может являться человеческий фактор, а именно чрезмерный контроль, приверженность уже имеющемуся опыту, авторитетность инноватора и т. д. Инновационный процесс тем и отличается, что не имеет четкого плана действий, для каждой компании процесс внедрения инноваций крайне индивидуален. Для успешного внедрения инновации важно иметь руководителя, способного не только организовать слаженную и четкую работу, быть гибким и умеющим адаптироваться к быстрым изменениям, но и обладающего интуицией и чуйкой на качественные изменения внешней среды бизнеса [3].
Конечной целью внедрения инновации, бесспорно, является повышение прибыли. Однако, внедряя инновационную стратегию и тем самым повышая эффективность и автоматизируя основные процессы, компания также может:
— используя внешние и внутренние источники компании, решить возникшие операционные и управленческие проблемы компании
— снизив издержки и увеличив эффективность, поднять производительность и снизить разного рода риски
— повысить свою уникальность, тем самым выделиться на фоне других компаний и привлечь внимание потребителя, расширяя долю рынка и доходы компании
— разработать уникальную стратегию продвижения, необходимую для обеспечения конкурентного преимущества
— успешно справиться с неопределенностью и выжить в неблагоприятные времена
— во времена кризисов компании получают возможность вести свою деятельность и развиваться дальше, например, в пандемию COVID-19 [4].
Литература:
- Стивен, Бангей Искусство действия. Как преодолеть разрыв между планами и их реализацией / Бангей Стивен. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 384 c. — Текст: непосредственный.
- Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс / В. А. Лисичкин, Н. Д. Корягин, М. Н. Конотопов, А. А. Иванов. — Москва: ИЦ ЕАОИ, 2009. — 529 c. — Текст: непосредственный.
3. A guide to innovation management. — Текст: электронный // Stanford.online: [сайт]. — URL: https://online.stanford.edu/guide-innovation-management (дата обращения: 03.12.2022).
4. Five Important Benefits of Innovation in Business. — Текст: электронный // Emeritus: [сайт]. — URL: https://emeritus.org/in/learn/important-benefits-of-innovation-in-business/ (дата обращения: 01.12.2022).
5. The Importance of Innovation in Business. — Текст: электронный // American Express: [сайт]. — URL: https://www.americanexpress.com/en-ca/business/trends-and-insights/articles/the-importance-of-innovation-in-business/ (дата обращения: 29.11.2022).
6. Streaming grew its audience in 2021; Drama, reality and kids’ programming led the content wars. — Текст: электронный // Nielsen: [сайт]. — URL: https://www.nielsen.com/insights/2022/streaming-grew-its-audience-in-2021-drama-reality-and-kids-programming-lead-the-content-wars/ (дата обращения: 25.11.2022).