Стабильность и развитие экономики в государстве, во многом зависит от эффективности государственного управления происходящими процессами. Сложность администрирования государством части хозяйственной деятельности, которой выступает предпринимательство заключается в характере ее осуществления, имеющего отношение к рыночной экономике, подверженной изменениям и трансформации.
Сложно переоценить значение понятийного аппарата в системе законодательства, поскольку он является фундаментом для построения эффективного процесса законодательного регулирования в целом, и для правового регулирования сферы предпринимательства, в частности.
Дефиниция представляет собой «краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления. Применительно к законодательному акту этот вид текста должен адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, называть его родовые и (или) видовые признаки, включать характеристики в сжатой и обобщающей форме» [1].
Термин «обязательные требования» далеко не нов для российского законодательства. Так, в Федеральным законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон о защите прав юридических лиц) при определении понятия «государственный контроль (надзор)» упомянуто что обязательными являются требования, установленные как этим Законом, так и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, такое описание «обязательных требований» нельзя назвать исчерпывающим, скорее оно дает нам представление о том, какие нормативные правовые акты могут содержать такие требования. Связь обязательных требований и предпринимательской сферы обеспечена тем, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и организации являются теми, для кого установлены эти требования.
Необходимо отметить, что регулирующий нормативно-правовой акт защиту прав юридических лиц при проведении контроля и надзора, не может содержать дефиниции обязательных требований по причине, регламентирования оценки их соблюдения.
Представляется, что понятие «обязательные требования» были закреплены в Законе о защите юридических лиц в виду того, что в законодательстве попросту отсутствовала легальная исчерпывающая дефиниция этого понятия.
В свете принятия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях) понятие «обязательные требования» были раскрыты более подробно, а именно это требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы и содержатся в нормативных правовых актах.
Вызывает вопрос формулировка «обязательные требования — это требования»... Возможно следовало бы заменить понятие требования на близкие по смыслу правила или условия [2].
Однако из определения, приведенного в Законе об обязательных требованиях, можно выделить несколько важных признаков рассматриваемого понятия: содержатся в нормативных правовых актах, связаны с осуществление предпринимательской и иной экономической деятельностью, оценка соблюдения осуществляется в рамках государственного (контроля) надзора, другими словами, должна иметь строго установленный порядок.
Таким образом, можно констатировать, что ни один нормативный правовой акт, регулирующий отношения государства и предпринимателей, не содержит четкой дефиниции, которая давала бы однозначное представление фундаментального для указанных отношений понятия «обязательные требования», что, несомненно, влечет трудности в правоприменении. В свою очередь четкое определение понятия «обязательные требования» позволит государственным органам, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью предпринимателей, более эффективно осуществлять свои функции, что предполагает внесение в правовые нормы конкретизации требований к различным видам предпринимательства [3].
Если рассматривать термин — требование, с лингвистической точки зрения, то значение этого слова предполагает следующий синонимический ряд: правила, условия, обязательные к исполнению. Таким образом несуразность выражения обязательные требования, состоит в обозначении свойства, уже имеющегося в словосочетании [2].
Сама формулировка «обязательные требования» создает впечатление что существуют требования, соблюдение которых не является обязательным, что вносит противоречие в правоприменении, как меры оказания влияния на деятельность предпринимателей.
Важно подчеркнуть, что обязательность требований, определена и используется в законодательстве о технической регламентации, а также существует ряд разъяснений в федеральном законе от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и межгосударственном стандарте «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» о возможности такого установления понятия, где указывается, что под обязательным требованием стоит понимать, опять же, требование регулятивного документа, соблюдение которого обязательно для установления соответствия [4]. При этом, обязательное требование, предполагает соответствие нормам законодательства, регламентирующего исполнение условий и правил.
Обязательность или добровольность исполнения требований имеет место быть в процессе стандартизации или сертификации товаров, услуг и т. д.
Требования же, предъявляемые к предпринимательской деятельности, априори являются обязательными для исполнения. Возможно, чтобы избежать путаницы и придать безусловный характер исполнения законодатель употребил прилагательное «обязательный».
Действующее законодательство содержит ряд обязательных требований ко всем, осуществляющим экономическую деятельность субъектам, которые можно обозначить следующим образом: получение лицензии при определенном виде товарооборота, гарантировать стандарт качества продукции соответствующим образом.
Также, в отдельную категорию можно отнести, обязательные требования предъявляются и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, унитарных предприятий, монопольных организаций.
Однако, несмотря на предлагаемые правоведами поправки определения с обозначением «требований, предъявляемых к предпринимателям, но с обязательными указаниями», исправления не последовало [5]. Многим правоведам, как и юристам-теоретикам, приходится считаться с данным фактом, по сей день.
В различных источниках как литературных, так и технических для передачи сущность требований используются слова: указания, условия, критерии, а также положения, содержащие критерии [6].
Наиболее удачно понятие «обязательные требования» можно заменить определением «предписание».
Как отмечается в правовой литературе [7], нормативно-правовое предписание образует минимальную смысловую часть текста нормативного правового акта и представляет собой элементарное государственно-властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью. Нормативно-правовому предписанию присущи следующие основные признаки: государственно-властное веление; непосредственная выраженность в тексте нормативного правового акта; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер.
Литература:
- Хайретдинова М. Д. Типичные дефекты дефиниций современного российского законодательства и основные пути их преодоления // Юристъ-Правоведъ. 2018. N 1. С. 8–13.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt.
- Секулович Э. О проекте федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». URL: https://zakon.ru/blog/2020/03/17/o_proekte_federalnogo_zakona_ob_obyazatelnyh_trebovaniyah_v_rossijskoj_federacii.
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. N 27. Ст. 3953.
- Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2021. С.56.
- Долинская В. В. Экономическая деятельность и ее виды // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 3–15.
- Давыдова М. Л. Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве: дис. …канд.юрид наук. Саратов, 2001, 31с.