В статье рассматривается вопрос создания системы ассистента преподавателя с помощью современных технологий, таких как, обработка естественного языка, RPA и других, с целью облегчения его рабочего процесса и освобождения времени.
Ключевые слова: образовательный процесс, информационные технологии, RPA, обработка естественного языка, автоматизация
В современном образовательном процессе огромная часть времени преподавателя уходит на рутинную работу, такую как работа с системой обучения, проверка оформления работ студентов их оценивание, составление индивидуального расписания и т. д. Многие эти задачи можно было бы переложить на виртуального помощника, ассистента, который мог бы полностью или частично выполнить оговоренные задачи.
Перед началом работы по созданию ассистента необходимо определиться с технологиями, с помощью которых будет реализован ассистент. Для выполнения этих задач, было решено использовать технологию автоматизации RPA и методы обработки естественного языка. Технология RPA была выбрана поскольку с её помощью отлично реализуются задачи, которые можно алгоритмизировать. К тому же, как показал опыт внедрения RPA в различные сферы деятельности, в том числе и в образовательную, использование систем на основе данной технологии способно переложить до половины всех рабочих задач на систему, при этом эффективности работы в отдельных случаях превышает человеческую во десятки раз, превосходя при этом в точности исполнения. [1]. Обработка естественного языка нужна для любых задач, которые включают в себя взаимодействие с обучающимися во время образовательного процесса, будь то проверка работ или общение.
Учитывая функциональные возможности используемых технологий, было решено, что первая версия программы должна выполнять следующие задачи:
— работа с имеющейся системой управления обучением;
— обработка работ студентов и их проверка на соответствие стандартам;
— предварительное оценивание работ студентов исходя из заданных преподавателем критериев;
— формирование списка замечаний к работам;
— внеурочное взаимодействие со студентами и составление индивидуального расписания при необходимости;
— проверка посещаемости студентов (при преподавании онлайн);
— анализ успеваемости студентов и группы.
— формирование результирующих отчетов по результатам деятельности. [2]
На основе изложенного функционала составим функциональную модель по методологии IDEF0 и отобразим ее на рис. 1.
Рис. 1. Функциональная модель системы уровня A-0
Модель уровня А-0 демонстрирует Входные и выходные данные системы, пользователей, пользующихся программой и то, с чем система взаимодействует в процессе своей работы [3]. Данную модель можно декомпозировать до уровня А0, чтобы подробно увидеть процесс работы программы. Отобразим декомпозицию на рис. 2.
Рис.2. Функциональная система уровня А0
Модель уровня А0 описывает основные функции, протекающие при работе системы и результаты их выполнения. Каждый функциональный блок при необходимости можно и дальше углублять для более подробного описания работы системы
Таким образом, после определения спектра задач, которые должна выполнять система-ассистент, была составлена функциональная модель работы программы и на ее основе был создан первый рабочий прототип ассистента преподавателя.
Литература:
- Обзор технологии автоматизации RPA. — Текст: электронный // UiPath: [сайт]. — URL: https://www.uipath.com/rpa/robotic-process-automation (дата обращения: 08.12.2022).
- Как можно автоматизировать образовательный процесс использую технологию RPA. — Текст: электронный // robocloud: [сайт]. — URL: https://robocloud.co.uk/sectors/education-rpa/ (дата обращения: 09.12.2022).
- Назначение и состав методологии IDEF0. — Текст: электронный // anisimovkh: [сайт]. — URL: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/pris/lecture/tema6/tema6_2?pli=1 (дата обращения: 11.12.2022).