В статье автор рассматривает сущность, значение и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенном деле. Анализируется применение информационных технологий и внедрение цифровых технологий до 2030 года.
Ключевые слова: таможенное дело, цифровые технологии, электронное декларирование, информационные технологии
На протяжении последнего десятилетия в таможенном деле Российской Федерации происходит упрощение таможенных формальностей и осуществляется переход на более простой и удобный уровень информатизации и цифровизации.
Под информационными технологиями следует понимать систему методов, способов и средств сбора, регистрации, хранения информации, которые применяются на основе вычислительной техники. В свою очередь, цифровизация — это технологии и инструменты внедрения новых моделей подбора информации в различных отраслях. Информатизация и цифровизация являются неотъемлемыми условиями в развитии таможенной службы России.
Суть цифровизации заключается в процессе использования цифровых технологий, инструментов или платформ, которые заменяют бумажные носители информации на электронные для хранения данных и эффективного контроля цепи поставок товаров.
С недавнего времени, таможенные органы стали использовать информационные технологии, которые во многом упростили их работу. Рассмотрим перечень информационных технологий в таблице 1.
Таблица 1
Информационные и цифровые технологии, применяемые в таможенном деле [4, с. 415]
Название технологии |
Характеристика |
Автоматическая регистрация и автоматический выпуск таможенных деклараций |
- регистрация через Интернет происходит без участия должностного лица; — проверка документов и оплаты сборов за таможенное оформление происходит с помощью программных средств |
«Единое окно» |
- представление единых документов и сведений; — улучшение обработки информации; — ускорение информационных потоков |
Удаленный выпуск товаров |
- осуществление таможенного декларирования на любом таможенном посту; — сокращение финансовых затрат участника ВЭД; — упрощение транспортной логистики |
Категорирование участников ВЭД |
- ускорение проведения таможенного контроля в отношении добросовестных компаний; — сокращение времени совершения таможенных операций; — снижение затрат компании |
Таким образом, все вышеперечисленные информационные и цифровые технологии, позволяют сокращать сроки осуществления таможенных операций, экономить затраты не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможни в целом.
Цифровизация является необходимым компонентом, определяющим конкурентоспособность государства, а также движущей силой инноваций. Федеральной таможенной службой (далее — ФТС России) взят курс на цифровой формат, расписанный до 2030 года в Стратегии развития ФТС России. Для полного перехода на цифровой формат следует разработать новые технологии таможенного регулирования и таможенного контроля для товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Первым этапом на пути к переходу на информационно-цифровые технологии стало внедрение использования электронной таможенной декларации.
На рисунке 1 представлено количество зарегистрированных электронных таможенных деклараций в России за период 2017–2020 гг.
Рис. 1. Количество зарегистрированных электронных деклараций в таможенных органах по годам, в млн. ед. [5]
Из рисунка видно, что количество электронных таможенных деклараций возрастает с 2018 года, за период с 2018 по 2020 год их количество увеличилось на 2 110, 0 тыс. ед. Применение данного вида деклараций позволяет пользователю через сеть Интернет получать обновления и изменения в законодательстве, исключая личный контакт с представителями таможенных органов, что существенно экономит время. С применением электронных деклараций в России действует 16 центров электронного декларирования, предназначенных контролировать декларации на товары и иные документы в электронной форме.
Среди важнейших положений Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года следует отметить полномасштабную цифровизацию и автоматизацию; повышение престижа и статуса ФТС России; противодействие угрозам экономической безопасности [2].
Ключевыми мотивами перехода на цифровой формат являются:
1) развитие технологий, обеспечивающих эффективную работу таможенных органов, своевременное поступление денежных средств в федеральный бюджет;
2) обеспечение минимизации издержек [1, с. 81].
Основное внимание в Стратегии развития цифровых технологий до 2030 года уделяется внедрению таких технологий, как: интеллектуальный пункт пропуска через таможенную границу; маркировка товаров средствами идентификации; автоматизация процессов проверочной деятельности.
Интеллектуальный пункт пропуска — это единая информационная система, которая будет интегрирована с контролирующими органами, с программным обеспечением технических средств, таких как инспекционно-досмотровые комплексы, весогабаритные комплексы, системы радиационного контроля. Применение данной технологии позволит бесконтактно проверять содержимое в транспортном средстве. Все необходимые данные будут автоматически считываться с помощью весогабаритных комплексов, а также будет происходить автоматическое распознавание регистрационных номеров с помощью искусственного интеллекта.
В целях недопущения проникновения контрафактных товаров и незаконного ввоза на таможенную территорию, реализуется внедрение маркировки товаров средствами идентификации. В 2021 году обязательная маркировка была распространена на медицинские препараты, сигареты, отдельные товары легкой промышленности и некоторые виды пищевых продуктов. Данная технология позволит уменьшить количество некачественного товара от недобросовестных предприятий.
В целях реализации Стратегии, разрабатывается автоматизация процессов проверочной деятельности, позволяющая таможенным органам обмениваться электронными документами и сведениями по результатам таможенной проверки через Личный кабинет участника ВЭД и сервис «Таможенная проверка» [3].
Использование и применение цифровых и информационных технологий положительно отразятся на работе таможенных органов. Разработка и использование новейших информационных технологий — необходимый процесс, позволяющий повысить качество и оперативность таможенных операций.
Литература:
- Бурдин В. Е., Егоров Ю. Н., Сомов Ю. И., Яцушко А. Н. Обоснование внедрения цифровых технологий в таможенную деятельность // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 80–86.
- Доклад начальника главного управления информационных технологий Скибы Владимира Юрьевича. URL: https://forum.customs.gov.ru/uploads/16_4.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
- Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 17.03.2022).
- Сурник А. П., Швецова М. К. Удаленный выпуск товаров: плюсы и минусы // Решетневские чтения, 2015. С. 414–416.
- Электронное декларирование в 2017 году: деклараций на товары — 99,99 %, транзитных деклараций — 53,67 %. Официальный сайт Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/external_news/56441/ (дата обращения: 17.03.2022).