В статье проанализированы статистические данные об изменениях в сфере туризма России в связи с пандемией и влиянием, которая она оказала. Также рассмотрены меры государственной поддержки туристской сферы.
Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, пандемия, государственное управления, меры государственной поддержки.
Под влиянием COVID-19 оказался и внутренний туризм России, так как нормативно-правовые меры ограничивали передвижения жителей даже в пределах страны. Из-за падения экономической активности работники индустрии туризма столкнулись с сокращением рабочего времени или потерей работы.
3 апреля 2020 г. Председатель Правительства РФ утвердил постановление № 434, в котором закрепилось 12 отраслей экономики России, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавируса [1]. Туризм, как одна из перспективно развивающихся сфер нашего времени, вошел в этот перечень. Пандемия приостановила деятельность туристических агентств и туроператоров, организаций по бронированию, по предоставлению туристических информационных услуг, экскурсионных услуг, деятельность гидов и много другое.
Как отмечается в научной литературе, в 2021 году в субъектах РФ количество возрастных туристов увеличилось примерно на 10 %. Увеличение спроса на внутреннем туристическом рынке обуславливается не только закрытием границ, но и усилиями туроператоров восполнить объемы поездок внутри страны. И все-таки общий поток туристов на внутреннем рынке в 2021 году меньше на 5–10 % по сравнению с допандемийными временами [2, с. 18].
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), за период 2015–2021 годы произошли значительные изменения (Рисунок 1) [4].
Рис. 1. Количество туристских поездок, 2015–2021 гг., млн
Если с 2015 по 2019 годы выездные поездки постепенно увеличивались, а число въездных оставалось примерно одинаковым, то с начала пандемии количество поездок за пределы России сократилось на 72 % по сравнению с 2019 годом, а число въездных поездок — примерно на 74 %. В 2021 году ситуация улучшилась, путешествовать заграницу и по России стали чаще на 56 % и 11 % больше соответственно в сравнении с 2020 годом.
Несмотря на ограничительные меры в 2020 г. россияне в наибольшей степени посещали Абхазию, Турцию, Украину, Финляндию и Казахстан. С открытием границ Египта и ОАЭ в 2021 году у туристов появилась возможность выезжать в эти зарубежные страны.
Чаще всего в 2020 году в Россию приезжали жители приближенных стран: Украины, Казахстана и Абхазии.
В деятельности туристских фирм также произошли изменения. Начиная с 2018 года российские турфирмы постепенно прекращают свою деятельность. Резкий упадок произошел еще в 2019 году, количество организаций сократилось почти на тысячу, а за первое время пандемии, согласно приведенным данным, — еще на 227 единиц (Рисунок 2) [4].
Рисунок 2 — Статистика осуществления деятельности турфирмами, 2015–2021 гг., ед.
В настоящее время положение улучшилось. Большинство стран открыли свои границы для туристов. Безусловно, государственная поддержка в туристской сфере способствовала этой тенденции, ведь в период 2020–2021 Правительство РФ активно разрабатывало меры по улучшению ситуации с коронавирусом во всех сферах деятельности граждан и юридических лиц [3].
Осознавая, что турбизнес испытывает финансовые трудности, государство ввело меры поддержки преимущественно для малого и среднего бизнеса, как наиболее пострадавшую долю бизнеса. Перечислим основные из них:
1. Программа туристического кешбэка предусматривала кешбэк 20 % от стоимости поездки по России (не более 20 тыс. за одно путешествие) на карту «Мир», которой оплачивали отдых.
2. Граждане, оформившие тур или забронировавшие отель в рамках программы туристического кэшбека, могли перенести поездку на любое удобное время до конца 2021 года. Мера действовала на территории субъекта РФ, где планировался отдых и где был объявлен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3. Туристы, которые не позднее 31 марта 2020 года частично или полностью оплатили российские или зарубежные поездки или места в российских отелях и у которых были аннулированы туры или брони в отелях из-за коронавируса, могли вернуть деньги или перенести поездку.
4. По федеральному закону туроператоры в сфере выездного туризма обязаны платить ежегодные взносы в размере от 50 до 500 тыс. руб. в фонд объединения «Турпомощь». В 2020–2021 гг. их освободили от этих взносов.
5. В 2020 году субсидии были направлены на компенсацию убытков туроператорам, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам в составе турпродукта, а также расходов за вывоз российских туристов из стран, в которых были введены коронавирусные ограничения. В 2021 году поддержка Правительства направлена на компенсацию затрат туроператоров, связанных с возвратом туристов воздушным транспортом из Турции и Танзании.
6. Россиянам, которые имели билеты на международный транспорт на возвращение в Россию с 16 марта по 31 мая 2020 года, но не могли вернуться из-за введённых транспортных ограничений, государство оказывало социальную помощь из расчёта 2400 рублей на одного человека в день. На эти цели из резервного фонда Правительства в 2020 году МИДу выделили 1,9 млрд рублей.
7. Субсидии авиакомпаниям. В 2020 году из федерального бюджета выделяли субсидии исходя из снижения пассажиропотока и динамики расходов авиакомпании. Средства можно было тратить на зарплаты персоналу, содержание имущества и т. д. Результатом предоставления субсидии было непрекращение авиакомпанией перевозок пассажиров и сохранение численности персонала не менее 90 %, иначе субсидия возвращалась в полном объеме.
Были предприняты и другие меры, которые также облегчили деятельность туроператоров и граждан РФ. Более полный список размещен на официальном сайте Федерального агентства по туризму.
Важно отметить, что предпринятые государственными властями меры в течение 2020–2021 гг. оказали значительную помощь туристской деятельности и помогли избежать массового банкротства организаций и увольнения работников.
Таким образом, туристская отрасль является одной из наиболее многогранных и динамично развивающихся экономических отраслей. Ее развитие обеспечивает стимулирующее воздействие на экономику стран. На развитие туризма оказывают влияние происходящие в мире политические и социально-экономические факторы, что влечет изменение спроса на туристские услуги и распределение туристических потоков.
Процесс эффективного развития туристской индустрии обуславливает комплексное решение имеющихся проблем при законодательной поддержке на государственном уровне. Прежде всего, это проблемы в области развития инфраструктуры регионов, установление баланса «цена-качество» оказываемых туристских услуг.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 10.03.2022) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 15 (часть IV). — Ст. 2288.
- Агаева, Л. К. Особенности функционирования и государственного регулирования туризма в условиях пандемии [Текст] / Л. К. Агаева // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. — Спб.: Нацразвитие, 2022. — С. 17–21.
- Меры правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс] // Правительство России. — URL: http://government.ru/support_measures/category/tourism/ (дата обращения: 10.11.2022)
- Туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 10.11.2022)