В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: экологическая грамотность, дошкольный возраст, экологическое образование.
Всё больше и больше исследований проводится на тему охраны окружающей среды. Чем больше информации человечество получает о состоянии планеты Земля, тем интенсивнее будет вскрываться взаимовлияния у человека на природу и вестись поиск способов преодоления последствий деятельности человека. Например, бесконтрольная вырубка лесов разрушает целые экосистемы, частью которых он является человек. Однако одно только понимание проблемы не принесет необходимых результатов. Необходимо участие и ответственное отношение к экологической ситуации всех жителей планеты, особенно подрастающего поколения, ведь именно ему придется жить в будущем и поэтому так важно учить детей с самого раннего возраста основам экологической грамотности. [1, с. 181–229].
Начиная с первых лет жизни, дети начинают проявлять интерес к окружающему миру. Целенаправленная работа по формированию основ экологической грамотности позволяет взрослым не только заложить фундамент экологически ответственного поведения ребенка, но и пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. Именно поэтому формирование экологической грамотности у дошкольников в современном мире актуальна и значима.
В возрасте 5–7 лет у ребенка закладываются основы его личности, формируются новые психологические механизмы поведения. В соответствии с теорией Л. С. Выготского в 7 лет у ребенка происходит так называемый кризис 7 лет [2, с. 1008]. В этом возрасте окончательно формируются психологические процессе: воображение, образное мышление, произвольная память, внимание, начинает складываться самооценка, теряется спонтанность в поступках и действиях, стремится казаться взрослее. Для семилетнего ребенка характерно также и то, что он выстраивает для себя систему понимания, что есть зло, а что — добро, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому именно в это время очень важно заложить основы экологической грамотности и культуры. Тем более, что многие известные выдающиеся психологи и педагоги обращают внимание на огромное значение природы в жизни ребенка и процессе его развития.
К примеру, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, инструментом для развития ума, чувств и воли. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он говорил: «Воск легче лепится, если он горячий», «Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое» [3, с. 128].
Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение играет важную роль в развитии познавательных процессов у дошкольников. Основоположник научной педагогики в России, знаменитый русский педагог и писатель К. Д. Ушинский отметил, что логика природы — есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
Значительно большую часть времени дети проводят дома с семьей, и, следовательно, влияние семьи (родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, других родственников) играет решающую роль в воспитания личности. Из этого также следует, что одних лишь уроков, занятий, игр, развивающих экологическую культуру и грамотность в тех или иных видах детского дошкольного учреждения недостаточно, если внутри семьи низкий интерес к экологической культуре. Таким образом, решающее значение для повышения или хотя бы формирования базовых знаний о правильном экологическом поведении имеет именно семья, а значит, необходимо совместное, комплексное участие педагогов, воспитателей, иных сотрудников детского сада и родителей (усыновителей, опекунов) в продуктивном формировании экологической культуры.
Не только дети, но и взрослые зачастую не представляют себе, как нужно вести себя и жить, чтобы не причинять природе вред. В таком случае приходится говорить об экологическом воспитании в семье, так как родители не знают базовых правил и принципов экологической культуры. Следовательно, существует необходимость психологической поддержки и помощи грамотных, специально обученных психологов, педагогов и воспитателей в просвещении и обучении не только детей старшего дошкольного возраста, но и их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов). С этой целью было проведено исследование, где выявлялся исходный уровень родителей и детей. Для этого были составлены две анкеты. Они одинаковы по цели, но разные по содержанию и результатам создания. Анкета для родителей содержала ответы и вопросы, по которым выяснялось готовность взрослых людей изменить свое экологическое поведение, во благо планеты и воспитательных целей своих детей. Выявлялась степень заинтересованности в экологии решении экологических проблем, а также в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Устанавливалась их активность в «добрых» делах для улучшения экологической обстановки за счет конкретных дел (например, выходы с семьей или самостоятельно на субботники).
Анкета для детей должна была выполняться с помощью их родителей или воспитателей. При этом данная помощь обязана была заключаться лишь в записывании устных ответов детей и отправления анкеты, то есть дети должны были самостоятельно выполнять задания. Вопросы были направлены на определение интереса к природе и окружающей среде, выявлении степени уважения к ним, выявление самых базовых знаний законов природы и понятий окружающего мира. Например, был ряд вопросов о том, что есть заповедник, природа и прочие аналогичные вопросы. В конце анкеты прилагалась интересная информация об окружающем нас мире, фрагменты научно-популярных книг для детей о природе и экологии, несколько мультфильмов о важности заботы и внимания к окружающей среде. По мнению автора, такие короткие мини-лекции и схожая по виду информация, выраженная разными способами и в разных источниках, могут поспособствовать постепенному, но все-таки улучшению состояния экологической культуры среди детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Анкетирование проводилось с использованием бесплатной программы Google Forms для составления форм и быстрого занесения ответов в специальную таблицу, а также социальных сетей, которые послужили средой для распространения анкет.
Согласно данным опроса родителей 73 % интересовались экологией, 27 % респондентов соответственно не обращали внимания и не изучали информацию по этому вопросу. Примечательно, что подавляющее большинство 87 % слышали о наиболее масштабных и серьезных проблемах окружающей среды, таких как глобальное потепление, разрушение озонового слоя и прочее. Знание о наличии экологических проблем предполагает и определенное представление об их последствиях, влиянии на жизнь людей и возможных решениях, которые как минимум способны снизить опасность или вовсе предотвратить ухудшение ситуации.
Стоит отметить, что 68 % родителей экологически активны, предпринимают те или иные меры для улучшения экологической обстановки. Родители регулярно учат основам экологически грамотного поведения, выезжая тогда, когда выезжают на природу или гуляют в парке.
Отрадно то, что 98 % родителей готовы изменить свое поведение на благо планеты, даже испытав на начальном этапе неудобства от изменения своего образа жизни. Этот показатель дает надежду, что человечество способно не допустить еще большей экологической катастрофы.
Проводя опрос среди детей, можно отметить, что 91 % дети любят нахождение на природе, считают, что очень важно ответственно относиться к окружающей среде и что они сами не причиняют (во всяком случае, умышленно) вреда.
На вопросы, касающиеся определения понятий 75 % детей ответило верно, или очень близко к верному ответу. Так, на вопрос о том, что такое заповедник, дети отвечали: «место, где охраняют животных и растения». Подобные ответы были и по понятиям, что такое природа-это «то, что нас окружает», «моря и океаны, леса и горы, растения и животные». Почти все узнали исчезающих видов животных, занесенных в красную книгу правильно.
Дети знают также самые ключевые правила поведения на природе и маленькие дела для сохранения природы. Все это в совокупности показывает, что основы экологического воспитания заложены в детях, и задача педагогов, родителей, иных членов семьи продолжить развитие экологической грамотности.
Поэтому, необходима разработка методической рекомендации для родителей по экологическому воспитанию. В них должны содержаться сведения о базовых понятиях экологии, список источников дополнительной информации, который позволит в дальнейшем расширить представления об окружающей среде. Надо предложить непосредственно варианты игр занятий для совместных занятий с детьми с целью улучшения их экологической культуры. Необходимо также, использовать разнообразные формы взаимодействия ДОУ с семьей. А именно — консультации, совместные экскурсии в парки, заповедники, в леса, на природу, посещение краеведческих музеев, создание и проведение различных театральных постановок на природоохранную тему, изготовление различных поделок, например скворечник.
При работе с родителями педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами и приемами для наибольшей результативности: во-первых, очень важно тактично взаимодействовать с ними, при изменении их привычек. Будучи уже сформировавшимися личностями, родители не склонны к изменению своих взглядов под воздействием других людей, особенно воспитателей и педагогов ДОУ. Поэтому нужно быть очень осторожным при выборе стратегии поведения при просвещении родителей. Не стоит, как бы то ни было, давить на родителей, заставлять их изменять свое поведение, следует мягко воздействовать на их подсознание, постепенно подводя их самих к тому, что надо несколько скорректировать свое экологическое поведение.
Во-вторых, нужно чаще привлекать родителей к экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Так они смогут не только улучшить отношения с детьми старшего дошкольного возраста, но и стать образованнее в вопросах экологии и в дальнейшем продолжить развивать свои знания о природе.
В-третьих, важно при обучении родителей использовать много наглядного материала (презентаций, игр, видео, иных материальных объектов). Все это позволит родителям легче усваивать информацию, связанную с экологической культурой.
Литература:
- Дубнов П. Ю. Экологические проблемы на пороге XXI века // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. — 2012. — С.181–229.
- Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Коменский Я. А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.