В современных условиях, совершенствование бизнес-процессов представляется распространенной практикой в широкой области хозяйственно-экономической деятельности, при этом электроэнергетические компании России все больше сосредотачиваются на процессно-ориентированном подходе, позволяющем повысить качество обслуживания потребителей электроэнергии и расширить возможности электросетевого бизнеса [2]. Существенной проблемой является то, что в большинстве электросетевых компаний по-прежнему доминирует организационно-функциональная модель управления, что препятствует повышению клиентоориентированности и эффективности управления компанией. Таким образом современные электроэнергетические компании России не могут преодолеть инерционный сценарий развития отрасли и создать необходимые условия для реализации инновационного пути развития, в следствии чего увеличивается необходимость совершенствования бизнес-процессов в электроэнергетической области.
Ключевые слова: электроэнергетический рынок, процессно-ориентированный подход, интеллектуальные технологии, бизнес-процессы.
In modern conditions, the improvement of business processes seems to be a common practice in a wide area of economic activity, while the electric power companies of Russia are increasingly focusing on a process-oriented approach that improves the quality of service for electricity consumers and expands the possibilities of the electric grid business. A significant problem is that the organizational and functional management model still dominates in most electric grid companies, which hinders the improvement of customer orientation and efficiency of company management. Thus, modern electric power companies in Russia cannot overcome the inertial scenario of the industry development and create the necessary conditions for the implementation of an innovative development path, as a result of which the need to improve business processes in the electric power industry increases.
Keywords: electric power market, process-oriented approach, intelligent technologies, business processes.
Оптимизация бизнес-процессов в рамках компании производится в случае, если руководством была обнаружена неэффективность используемых регламентов и корпоративных традиций (низкий уровень доходности), или же в том случае, если на рынке, в котором функционирует компания, произошли существенные изменения (внедрение инновационных технологий). Все без исключения компании время от времени предпринимают попытки повышения эффективности своей деятельности, однако только в том случае, если процессный подход к управлению бизнесом применяется систематически, оптимизация будет производится обосновано и своевременно. Представим 5 способов совершенствования бизнес-процессов, которые могут быть применимы в электроэнергетической области [3]:
— Методика быстрого анализа решения (в течении нескольких дней специалисты компании предлагают идеи, позволяющие оптимизировать определенный процесс, в последующем наиболее оптимальные идеи отбираются руководителем и реализуются сотрудниками компании; важен тот факт, что все специалисты, участвующие в совещании, несут личную ответственность за выработанные идеи);
— Бенчмаркетинг (сравнение бизнес-процессов с аналогичными компаниями, определение и исправление ошибок);
— Перепроектирование (схематическое изображение операций с последующей их оптимизацией — устранение повторяемых операций, внедрение автоматизированных систем);
— Инжиниринг (поэтапное внедрение инновационных технологий и продуктов с целью автоматизации процессов и обеспечения конкурентоспособности и устойчивой рыночной позиции);
— Реинжиниринг (радикальное перепроектирование операций и процессов.
Выбор методов совершенствования бизнес-процессов осуществляется в зависимости от преследуемых целей реформаторов.
На сегодняшний день, как на мировой арене, так и в рыночной среде Российской Федерации, наблюдается тенденция глобализации и повышенной конкуренции, что обусловливает необходимость модернизации экономики. Электроэнергетический сектор является одним из ключевых сегментов экономики, так как прибыль, получаемая энергетическими предприятиями составляет основу федерального бюджета (согласно прогнозам Энергетического информационного агентства США, количество потребляемой энергии, а следовательно и спрос на электроэнергетические ресурсы, на мировом рынке возрастет более чем на 40 % к 2030 году, что влечет за собой необходимость разработки новых стратегий к развитию России электроэнергетики и подчеркивает потребность совершенствования бизнес-процессов в рамках электроэнергетических компаний) [2, с. 54].
Неоспоримым недостатком в области управления электроэнергетическими компаниями в РФ является то, что большинство предприятий и организаций не знакомы с процессным подходом управления бизнес-процессами, который входит в перечень стандартов ISO серии 9000. Следует отметить, что процессный подход управления электросетевыми компаниями диктуется международными стандартами системы менеджмента качества и всеобщего управления качеством (TQM), таким образом можно предполагать, что процессно-ориентированный подход позволит российским компаниям реализовать новые методики и технологии при разработке регламентов их деятельности, внедрить систему менеджмента качества и контроллинга, интегрируя их совместный инновационный потенциал в общую систему управления электросетевыми компаниями [4].
Важно подчеркнуть тот факт, что процессный подход управления электросетевыми компаниями требует реорганизации, т. е. перехода электроэнергетических компаний на ресурсосберегающую организационную структуру, что в следствии позволит сократить время на принятие управленческих решений, достичь сочетания целевого управления с групповой организацией труда; делегировать полномочия и ответственности исполнителям; обеспечить высокое качество продукции или услуг, а также работы предприятия в целом; автоматизировать технологии выполнения бизнес-процессов. Переход от линейно-функциональной иерархии к процессному управлению позволит электроэнергетическим компаниям оставить тестовое описание деятельности пережитком прошлого и обеспечить модельное представление бизнес-процессов (моделирование бизнес-процессов с их автоматизацией) [7].
Согласно общепринятой классификации бизнес-процессов (управляющие, операционные и поддерживающие) представляется, что процессный подход управления бизнес-процессами — это процесс формирования целей и способов их достижений, деятельность, ограниченная в пространстве и во времени, требующая для реализации комплекса управленческих ресурсов [6]. Процессное описание бизнеса создает основу для построения учета, связывающего затраты с действиями, без которой нельзя построить систему экономики качества. Использование процессного подхода улучшает соотношение качество-цена, позволяет разрабатывать и внедрять новые методики и подходы в теорию и практику управления, среди которых — оптимизация и инжиниринг бизнес-процессов, сбалансированная система показателей (BSС), комплексная диагностика, управление операционными рисками, целый ряд IT-технологий и др [2]. Идеология процессного управления приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием-понятия менеджмента качества и общего менеджмента сливаются в одно целое. Оценка качества процессов управления как процессов осуществляется по показателям результативности и эффективности на основе KPI — ключевого показателя результативности.
Проводя оценку эффективности бизнес-процессов в электроэнергетической компании было бы рационально применить методологию сбалансированной системы показателей, которая ориентирует деятельность компании по четырем направлениям — финансовое, клиентское, персонал и внутренние процессы организации, при этом, нефинансовые показатели эффективности ставятся на один ранг с финансовыми показателями, таким образом поддержание баланса доступно при оценке всех без исключения показателей (в количественном и качественном измерении) [4].
В целом, оптимизация бизнес-процессов в электроэнергетической компании должна предполагать применение реинжиниринга бизнес-процессов, связанного с методологией оценки технического состояния электросетевого хозяйства, причём каждый бизнес-процесс должен быть описан и оценен на предмет создания добавочной стоимости. Так как на текущий момент актуальной тенденцией стала цифровизация все без исключения секторов экономики, которая предполагает внедрение инновационных технологий и продуктов не только в сферу производства, но также и в систему менеджмента, систему оценки качества и т. д., представляется рациональным внедрить интеллектуальные технологии в область электроэнергетики, что позволит обеспечить эффективность, надежность и прибыльность бизнеса, способствует автоматизации каждого бизнес-процесса, обеспечению эффективности системы энергопроизводства, энергоснабжения и энергопотребления.
Основное преимущество процессного подхода заключается в том, что он направлен на бизнес-процессы, конечным целями которых является создание продуктов и услуг в строгом соответствии с потребностями и нуждами прямых потребителей, при этом система управления компанией ориентируется как на управление каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами компании в целом. Под оптимизацией бизнес-процессов компании электроэнергетической отрасли понимается также максимальное упрощение организационной структуры, автоматизацию расчёта необходимой численности персонала, устранение лишних или же повторяемых функций, таким образом внедрение цифровых технологий в область управления бизнес-процессами позволит решить ряд перечисленных проблем. Оптимизация бизнес-процессов может быть также реализована посредством стратегии Шести сигм [7], которая позволит минимизировать риск возникновения дефектов в операционных процессах (главное преимущество данного метода оптимизации бизнес-процессов заключается в систематическом и комплексном функционировании, в рамках которого определяются конкретные ошибки, осуществляется постоянный контроль, а в процесс повышения качества обслуживания вовлекаются потребители).
Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что процессно-ориентированный подход оптимизации бизнес-процессов компаний, функционирующих в электроэнергетическом секторе, в условиях интеллектуализации электроэнергетической системы позволит обеспечить безопасность управления энергообъектами государства (при помощи технологий умного электроснабжения и электропотребления), повысить клиентоориентированность, минимизировать риск потерь электроэнергии и возникновения аварий, более того, интеллектуальные технологии позволят совершенствовать управление финансовыми и нематериальными ресурсами компаний.
Литература:
- Клавсуц И. Л., Русин Г. Л., Клавсуц Д. А. Управление внедрением инновационной энергосберегающей технологии в старопромышленных регионах СНГ и в Северо-Восточных Азиатских регионах: опыт и перспективы // Модернизация российской экономики: перспективы, парадигмы, решения: Сборник научных статей. -Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. — 283 с. — С. 40–47.
- Фишов А. Г., Клавсуц И. Л., Хайруллина М. В., Клавсуц Д. А., Клавсуц А. Б. Технологическое решение проблемы регулирования напряжения в распределенной энергетике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Энергетика. — 2016. — № 3. — C. 41–48. — doi: 10.14529/power160305.
- Клавсуц И. Л., Русин Г. Л., Хайруллина М. В. Стратегические модели внедрения инновационной технологии управления потреблением электроэнергии на мировые рынки // Актуальные проблемы электронного приборостроения (АПЭП-2016): Сборник трудов XIII международной научно-технической конференции. В 12 т. Т. 11. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016. — С. 94–101.
- Fishov A. G., Klavsuts D. A., Klavsuts I. L. Multi-Agent Regulation of Voltage in Smart Grid System with the Use of Distributed Generation and Customers // Applied Mechanics and Materials. — 2019. — P. 761–767. — doi: 10.4028/ www.scientific.net/AMM.698.761.
- Klavsuts D. A., Klavsuts I. L., Rusina A. G., Rusin G. L. Modes control of Smart Power Grids based on the usage of the innovative method and device of Demand Side Management // 50 International universities power engineering conference (UPEC 2019). — Stoke-on-Trent, 2019. URL: http://ieeexplore.ieee.org/document/7339779/.
- Fishov A. G., Klavsuts I. L., Klavsuts D. A., Khayrullina M. V. Technological basis for compromise of interests at voltage regulation in electric grids // 50 International universities power engineering conference (UPEC 2020). — Stoke-on-Trent, 2020. URL: http://ieeexplore.ieee.org/document/7339780/
- Rusina A. G., Rusin G. L., Gorevaya E. S. Prospects for the use of portfolio approach to energy companies // Applied Mechanics and Materials. — 2020. — P. 755–760. — doi: 10.4028/www.scientific.net/AMM.698.755.