Воображение — увлекательная форма познания в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Котлярук, О. В. Воображение — увлекательная форма познания в дошкольном возрасте / О. В. Котлярук, А. И. Красюк, С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98010/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воображение активно развивается именно в дошкольном возрасте, существенно влияя на развитие речи и открывает возможность представить себе конечный результат в образной форме раньше, чем он появится. Воображение живет в каждом ребенке, который, чувствует, мыслит и активно действует на развитие игрового замысла.

Воображение позволяет каждому человеку выйти за пределы реальности, напомнит о прошлом и откроет будущее. Богатое воображение позволяет нам перемещаться во времени, «жить» в прошлом или будущем. Именно благодаря такому природному дару, как воображение, мы каждый день решаем жизненные задачи, создавая и воплощая новые идеи.

Дети прекрасно используют возможности воображаемого мира, где они являются «авторами» и героями собственных историй и необычных событий.

В дошкольном возрасте воображение просто необходимо. Чтобы понять мир, который редко удивляет взрослых, ребенок сначала изучает его, потом проверяет насколько правильны его предположения, именно так у ребенка складывается представление об окружающей действительности.

Наблюдая за детской игрой, мы видим, как дети воплощают свои идеи, как меняют сюжет при появлении новых фантастических образов.

Но хочется отметить, что у некоторых дошкольников наблюдается бедность игрового замысла, наблюдается слабое развитие воображения. Им трудно самостоятельно воплотить собственные идеи, такие дети имеют замедленное развитие.

В нашем детском саду в общеразвивающих группах обучаются дошкольники, имеющие речевые патологии или трудности в развитии. В процессе направленных занятий с дошкольниками, можно успешно развивать воображение, что создаст почву для продуктивного и свободного мышления дошкольников об окружающем мире.

Отличный способ развития воображения — сюжетосложение, где с помощью воображения дети определяют развитие игровой деятельности, и получают возможность воплощения собственных фантазий, реализуют свои замыслы, создают пусть небольшие, но законченные произведения.

Для развития воображения дошкольников мы используем специально направленные игры на развитие воображения:

  1. ролевые игры — «Оживи сказку», где педагог на равных с дошкольниками включается в процесс и может влиять (по необходимости) на выполнение детьми необходимой цепочки игровых действий. Ребенок перевоплощается в образ, который помогает развить детское воображение, получает опыт ролевого поведения. Дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и т. д.

В начале дети воспроизводят сюжет прочитанной педагогом сказки. Дети распределяют роли, имеют возможность вносить в сюжет сказки собственные изменения. Педагог побуждает (задавая вопросы) детей творчески создавать сюжет сказки. Благодаря чему у дошкольника формируется умение в развернутой словесной форме, или в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования сюжета и поведения выбранной роли.

Педагоги заинтересованы научить ребенка не только фантазировать, но и уметь реализовать замысел, создать небольшое, но законченное произведение.

  1. Предлагаем детям коллективное сочинение сказок: важно чтобы в ней принял участие каждый воспитанник, составил несколько предложений для продолжения общего сюжета. Педагог участвует в игре на равных правах, помогает детям направить (задавая вопросы) развитие сюжета и по необходимости построить его логическое завершение.
  2. Удачно используем метод коллективного рисования «Волшебный рисунок». Дошкольники получают возможность выполнить рисунки со сверстниками группы. Они создают оригинальные картины в сотрудничестве идейного воплощения совместного замысла. Получается продукт групповой фантазии, где можно увидеть, каким видят мир дети.
  3. Необходимы игры развивающие чувства собственного тела и передать через движения определенный образ.

Пантомима для дошкольников веселая развивающая игра. Ребенок в своем движении показывает определенный образ, зрителям необходимо угадать персонаж по действиям. Дети, не используя слова, выражают свои мысли и чувства в действиях. В качестве образца мы смотрим выступления профессиональных мимов, чтобы было понятно, как можно донести до людей свои чувства.

Например, изобразить росток, падающий лист, голодную собаку и т. д. Дети нуждаются в двигательной активности, что положительно влияет на психику и моторику детей, дает возможность расходовать энергию и легко выплеснуть ненужные эмоции.

  1. Дошкольники большим удовольствием играют в «Снежный ком». По сценарию дети выполняют определённые движения, которые отображены на специальных карточках.

Например, по карточке первому игроку необходимо прыгнуть. После чего карточка с этим заданием больше не используется в данной игре. Следующий ребенок выполняет движение предыдущего и движение по вытянутой карточке.

Игра продолжается, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.

  1. Повысить интерес к запоминанию произведения или стихам помогает игра «Расскажи руками». Рассказав стих или небольшое произведение с помощью движений, ребенок лучше понимает его смысл и чувства героев.

Данная работа требует от педагога проявления интереса и стимуляции участников в виде поощрения высказываний и оригинальных идей. Такие формы работы дарят детям удовольствие, и возможность овладевать умением фантазировать, и более уверенно проявлять и развивать умение воображать и рационально мыслить.

Благодаря таким занятиям дети получают возможность увидеть и рассказать о своем внутреннем мире, что благоприятно в развитии мышления, памяти и анализа, и выражения ярких эмоций и учится чувствовать других людей. Таким образом дошкольник учится думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в игры, образы, а потом и расширить горизонты своего сознания.

Мы дарим дошкольникам возможность придумать свой мир, благодаря чему они становятся более раскрепощенным, жизнерадостными и неординарными.

Дети с богатым воображение делают собственные открытия, самостоятельно находит решения непредвиденным ситуациям. На протяжении всей жизни детям будет помогать умение преодолеть трудности. Можно придумать свои полезные игры для развития воображения у дошкольников, что будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника.

Литература:

  1. Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
  2. Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ,, 2000. — 176 с. c. — Текст: непосредственный.
  3. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.— Текст: непосредственный.
  4. Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, дошкольник, игра, воображение, движение, дошкольный возраст, игровой замысел, развитие воображения, сюжет сказки.


Похожие статьи

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста

Предметная среда группы — источник познания окружающей действительности в младшем дошкольном возрасте

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Общение — основа развития личности

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности через мир природы

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Похожие статьи

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста

Предметная среда группы — источник познания окружающей действительности в младшем дошкольном возрасте

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Общение — основа развития личности

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности через мир природы

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Задать вопрос