Защита прав потребителей финансовых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Батршина, А. А. Защита прав потребителей финансовых услуг / А. А. Батршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98024/ (дата обращения: 23.12.2024).



Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

Ключевые слова: защита прав потребителей, финансовая услуга, потребитель, омбудсмен, онлайн услуга, законодательство, пандемия, онлайн-сервис урегулирования споров.

Потребителем финансовых услуг является любое физическое лицо, с которым или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; которому оказывается финансовая услуга, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

Защита прав потребителей имеет серьезное значение для экономики, поскольку потребительский спрос служит лейтмотивом ее развития, а сама идея о защите потребительских прав сформировалась в странах с развитой рыночной экономикой.

С развитием финансового рынка, появлением новых цифровых и финансовых услуг все чаще нарушаются права потребителей. В связи с этим, с каждым годом законодательство в этой сфере совершенствуется, появляются новые формы защиты, общественные организации и т. д.

Основными органами по защите прав потребителей финансовых услуг является: Центральный Банк России, Финансовый уполномоченный, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Банк России ведет надзорную деятельность за финансовыми организациями в области соблюдения обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, борется с нарушениями прав потребителей на получение полной и достоверной информации о финансовой услуге и с другими недобросовестными практиками.

Жалобы граждан в Роспотребнадзор являются «толчками» к проведению проверок финансовых организаций и часто основанием обращения в суд. Стоит отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2019 № 191-ФЗ Роспотребнадзор вправе обращаться в суд за защитой прав и законных интересов группы лиц.

Финансовый омбудсмен появился в нашей стране совсем недавно. Но, как отметил С. Асташов «большая категория судебных споров касательно защиты прав потребителей — это дела, связанные со страхованием, при этом страховое возмещение в результате ДТП происходит преимущественно в натуральной форме, когда при ремонте т/с используются новые детали. В свою очередь, Закон о финансовом омбудсмене действительно снял пласт нагрузки с судебной системы в ряде случаев». Например, в 2019 году было рассмотрено 153 556 дел о страховом возмещение по договору ОСАГО, а в 2020 году — 73 730 дел, 2021 году 64 775 дел. Данные показатели, подтверждают утверждение о том, что внедрение института финансового примирителя позволило снизить нагрузку на суды. Но есть и недостаток, про функционирование института финансового уполномоченного знает не самый широкий круг потребителей финансовых услуг. Поэтому необходимо продвижение данного института, например через рекламу, в которой следует разъяснять доступным для потребителей языком о полномочиях финансового уполномоченного, в каких случаях стоит обратиться [2].

Кроме государственных органов важное место в защите прав потребителей занимают общественные организации потребителей. Создаются они в случае необходимости объединения усилий граждан для защиты нарушенных прав интересов, ведения просветительской деятельности. Ключевая особенность общественной организации — ориентация на защиту потребительских прав, а не на коммерческие интересы.

В свою очередь, законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг меняется. Например, с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей», касающиеся недопустимых условий договора. Также, появилась новая форма защиты прав потребителей финансовых услуг — групповой иск. Соответствующие изменения внесены в Гражданский кодекс РФ.

Нельзя не отметить, что пандемия коронавируса оказала влияние на рынок финансовых услуг. Потребители все чаще стали пользоваться онлайн услугами. Следовательно, число жалоб в этой сфере возросло. Поэтому, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» [3]. Предполагается создание онлайн-сервиса урегулирования споров в рамках досудебного порядка.

Таким образом, защита прав потребителей финансовых услуг достаточно развита. Но остаются некоторые пробелы, например, в Закон о защите прав потребителей следует внести изменения, касающиеся потребителей онлайн-услуг, т.е. через интернет.

Литература:

  1. Официальный сайт финансового уполномоченного. Глоссарий. Потребитель финансовых услуг. URL: https://finombudsman.ru/kb/glossarij/potrebitel-finansovyh-uslug-2.html/
  2. Эксперты обсудили проблемы в сфере защиты прав потребителей. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/eksperty-obsudili-problemy-v-sfere-zashchity-prav-potrebiteley/.
  3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398–7. (дата обращения 10.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, услуга, финансовая услуга, форма защиты, внесение изменений, онлайн услуга, предпринимательская деятельность, сфера защиты, финансовый омбудсмен.


Ключевые слова

законодательство, омбудсмен, потребитель, защита прав потребителей, пандемия, финансовая услуга, онлайн услуга, онлайн-сервис урегулирования споров

Похожие статьи

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете

В статье рассматривается необходимость обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете, представлены способы такой защиты, сделаны предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Похожие статьи

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете

В статье рассматривается необходимость обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете, представлены способы такой защиты, сделаны предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Задать вопрос