В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педагогического стиля общения. Описывая каждый стиль общения отдельно, были указаны отличительные черты между ними.
Ключевые слова : стиль общения, педагогическая деятельность, авторитарный стиль, попустительский стиль, демократический стиль.
В современном мире во всех взаимоотношениях людей огромное значение имеет общение. Проблема общения всегда была актуальной и остается таковой до сих пор. Умение человека выстроить свою речь правильно, грамотно, может даже показать его социальный статус. В педагогике всегда на первом месте стояло отношение учителя и учащихся. В современных реалиях в отношениях учитель-ученик в центре внимания находится взаимодействие между ними, а не как было раньше, что ученик являлся «объектом» воздействия педагога. Следовательно, каждому педагогу необходимо грамотно использовать свою речь.
В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и другие известные ученые посвятили свои труды изучению проблемы педагогического общения. Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, А. А. Леонтьев дал следующее определение понятию «педагогическое общение» — это «общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [1]. Советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, В. А. Кан-Калик отметил важность педагогического общения, сказав, что оно «является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя, мастера производственного обучения, врача и других» [2].
В процессе обучения происходит решение трех педагогических задач: воспитывающая, обучающая, развивающая. Безусловно, достижение решения невозможно без общения. При решении этих задач посредством общения достигается психологический контакт между педагогом и детьми, осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств, формируется познавательная направленность личности и так далее [2].
В. А. Кан-Калик также отмечал, что на эффективность преподавания влияет стиль общения. Именно стиль общения обеспечивает готовность учащихся к восприятию знаний, помогает сиять психологический барьер возраста и опыта, приближает обучающегося к преподавателю, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Традиционно принято выделять следующие стили общения: авторитарный, демократический, попустительский (анархический, игнорирующий) [3]. Такая классификация стилей общения была выделена после проведения психологического исследования стилей руководства в 1938 году немецким психологом К. Левином. Таким образом, этими стилями люди пользуются уже много лет. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Авторитарный стиль общения предполагает, что педагог самостоятельно принимает решения, которые относятся к обучающимся. Также при таком стиле общения ученики не могут проявить самостоятельность и инициативу. Для учителей, которые придерживаются этого стиля, важным являются успеваемость учащихся и дисциплина на уроке. Из-за того, что учитель не выясняет мотивы каких-либо негативных поступков учеников, это приводит к тому, что на уроках напряженная и негативная социально-психологическая атмосфера [2].
Главной особенностью попустительского стиля общения является то, что педагог не вмешивается в проблемы учеников, проявляет к ним безразличие и незаинтересованность. Учителя, использующие данный стиль общения, выполняют лишь только свои преподавательские функции, то есть обучают детей, и не касаются их жизни. В результате такого общения ребенок не развивается как личность, успеваемость находится на очень низком уровне, а также отсутствует прилежное поведение во время уроков.
Полной противоположностью этим стилям является демократический стиль общения. Его проявление обнаруживается в сотрудничестве и эмпатии. Педагог, который выбирает для себя этот стиль общения, умеет адекватно оценивать учащихся, учитывая их возможности. Такие педагоги активно участвуют как в жизни всего класса, так и отдельных учеников. Благодаря этому в классе присутствует благоприятная социально-психологическая среда [2].
Именно стиль педагогического общения формирует эмоциональный фон в процессе обучения, выделяет индивидуальную особенность учителя. В стиле общения учителя с учащимися находят выражение:
1) особенности коммуникативных возможностей учителя;
2) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;
3) творческая индивидуальность педагога;
4) особенности ученического коллектива [4].
Таким образом, каждому учителю необходимо освоить педагогическое общение, выделить для себя стиль этого общения. Потому как именно данное общение формирует дальнейшую эффективность педагогического процесса, его успех и плодотворность. Именно верно подобранный для себя стиль общения помогает учителю выстроить взаимоотношения с каждым учеником, уладить какие-либо сложности в управлении общением на уроке, да и в целом, позволяет проводить урок уверенно, спокойно, непрерывно.
Литература:
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 93 с. — ISBN 5–88195–212-Х.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. — Москва: Академия, 2001. — 512 с. — ISBN 5–7695–0599–0
- Елагина, В. С. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В. С. Елагина, Е. Ю. Немудрая. — Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012. — 184с.