Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Бучнева, А. Ю. Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Ю. Бучнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98052/ (дата обращения: 23.12.2024).



В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, слуховая память, дети старшего дошкольного возраста, развитие, речевые нарушения.

Каждый родитель ждет того времени, когда малыш скажет свое первое слово, а совсем скоро начнет полноценно разговаривать. Способность говорить — не врожденная, а приобретенная, то есть появляется в процессе индивидуального развития каждого организма. Речь — это показатель становления и совершенствования личности ребенка. Следовательно, полное всестороннее развитие детей невозможно осуществлять без формирования у них правильной речи. Считаем необходимым подчеркнуть, что правильной речью является не просто та речь, в которой верно подобраны слова, учтены правила грамматики, но и та, которая совершенна в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов. Часто родители думают, что если ребенок просто имеет небольшой словарный запас и относительно хорошо выговаривает слова — у него нет никаких речевых проблем. Особенно в современном мире часто некомпетентные люди используют слова и фразы: «выговорится», «пойдет в сад (школу), заговорит», «мой ребенок до 10 лет молчал, а потом как заговорил!» и т. д. Очень важно педагогам и специалистам понимать и учитывать проблемы современности, своевременно обращать внимание семьи на проблемы ребенка [2].

На сегодняшний день наблюдается постоянный рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Из-за этого достаточно много внимания уделяется аспекту воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста для своевременного выявления и коррекции различных дефектов. Дошкольный возраст — это начало большого жизненного пути и развития ребенка. Именно в рассматриваемом возрастном периоде первоначальное значение приобретает слуховая память. Среди разных речевых расстройств у дошкольников одним из наиболее распространенных является фонетико-фонематическое недоразвитее речи (ФФНР).

Фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) называется нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с разными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Недоразвитие фонематических процессов соотносится с недостатками развития слуховой памяти. Слуховой памяти отводится значимая роль в процессе становления речи старшего дошкольника [4].

Таким образом, можем говорить о том, что проблема развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной и выбрана нами для детального изучения. Слуховая память влияет на расширение словарного запаса ребенка старшего дошкольного возраста, что выступает основанием для того, что необходимо обратить внимание на развитие речевых процессов, произношения и фонематического восприятия, а также на формирование и совершенствование слуховой памяти. Обозначенные аспекты деятельности должны выступать компонентом коррекционно-развивающей деятельности коррекционной работы с старшими дошкольниками с ФФНР.

Если у старшего дошкольника имеются патологии речи, то ему свойственны нарушения в разворачивании и сворачивании структуры высказывания, обладающей конкретно установленной группой последовательно воспроизводимых слов. Нарушение воспринимается как нарушения слуховой памяти. Ограничение возможности фиксации в памяти определенного набора слогов или слов, их последовательности считается ключевым критерием патологии.

Человеку характерна линейность памяти, которая предполагает запоминание многих элементов по порядку в какой-то конкретной последовательности. Указанный вид памяти — это база (основа), благодаря которой ребенок овладевает фразовой речью. Считаем необходимым подчеркнуть, что все слова в формулировках строятся согласно конкретно выверенному порядку. Линейная память направлена на обеспечение всех видов анализа: от фонетического до анализа предложения и текста [3].

Следовательно, рассматриваемый вид памяти значительно определяет степень эффективности развития речевой детской деятельности в общем.

На сегодняшний день науке хорошо известно, что процессы формирования и совершенствования памяти детей старшего дошкольного возраста, так же, как и формирование других психических процессов, возможно лишь в ходе их деятельности. От специфической структуры деятельности у старших дошкольников определяется также характер памяти.

Деятельность детей в старшем дошкольном возрасте обозначается ее направленностью на ближайшие конкретные цели. В рассматриваемом возрастном периоде развития достигает словесно-логическая память. Старший дошкольник может достаточно легко использовать слово для определения смысловых связей в ходе запоминания. Посредством слова дети группируют его, устанавливают логические связи. Все указанные аспекты благоприятно влияет на увеличение объема запоминаемого материала.

В рамках психологии установлено, что память очень тесно, неразрыно, связана с речью. Соответственно, развитие и совершенствование памяти содействует коррекции и устранению речевого недоразвития.

В процессе онтогенетического развития происходит овладение ребенком последовательных форм памяти (рис.1).

Формы памяти (П. П. Блонский) [5]

Рис. 1. Формы памяти (П. П. Блонский) [5]

Важно понимать, что перечисленные формы вовсе не являются взаимозаменяемыми. Указанные формы дополняют друг друга, за счет чего расширяют возможность фиксации и воспроизведения.

В ходе развития ребенка памяти отводится роль фундамента, на основе которого проходит вся психическая деятельность, а также речевое развития личности. Наиболее специфической и весомой памятью для развития речи выступает слуховая память. Моторная память обеспечивает возможность формирования экспрессивной речью (то есть устной и письменной). Зрительная память представляет собой ключевой компонент овладения письменной речью. Перечисленные и рассмотренные виды памяти используется при коррекции, в одном случае как фундамент речи, в другом как вспомогательное средство, которое делает возможным интенсифицирование процесса обучения правильными речевыми навыками.

Данное изучения слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с патологиями речевой деятельности есть у многих из испытуемых:

  1. Недостаточная фиксация и воспроизведение вербальных стимулов.
  2. Недостаточное развитие произвольности и контроля слуховой памяти.
  3. Слабая тренируемость на речевые стимулы.
  4. Отклонения при узнавании слов, предъявляемых на слух [1].

Также различные речевые патологии представляют собой источник отрицательного воздействия на развитие психической деятельности ребенка дошкольного возраста, затрагивая различные формы его деятельности и личностные характеристики. Уровень сформированности слуховой памяти взаимосвязан с уровнем сформированности речевой деятельности.

Низкий уровень слуховой памяти часто представляет собой причину нарушений понимания детьми старшего дошкольного возраста вербальных инструкций. Также отмечается общее снижение и изменчивость в объеме слуховой памяти. Однако степень сформированности речевой и слуховой памяти снижается в прямой пропорциональности уменьшению степени сформированности речевой деятельности.

Механизмы нарушения слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста определяются типом доминантности. Рассмотрим такой пример: нарушение объема слуховой памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а сложности при воспроизведении порядка предъявляемого материала обеспечиваются правым полушарием головного мозга. Часто встречаются небольшое снижение тонального слуха, которое вызвано специфическим состоянием коры головного мозга (иначе говоря, алалия). Вне зависимости от этого, смысловое и логическое запоминание у рассматриваемой категории старших дошкольников — относительно сохранное [4].

У детей с тяжелой речевой патологией с ФФНР многие ученые фиксируют значительное снижение объема слуховой памяти в количественном отношении. У этой группы детей, как правило, отмечается замедленное запоминание и снижение числа воспроизводимых слов, учитывая меру их повторения. При изучении детей с ФФНР часто встречается снижение вербальной памяти, указывая на существующую у них зависимость между выраженностью нарушений памяти и тяжестью органического синдрома. Существует зависимость вербальной памяти от степени и характера речевого недоразвития. При условии снижения показателей слуховой памяти у детей с ФФНР относительно сохранным остается логическое, смысловое запоминание [1].

Подводя итоги, считаем необходимым отметить, что существует сходства и различия слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением и без нарушений речи. Общий показатель — это соотношение развитости памяти различной модальности: наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. К отличительным характеристикам относим более низкую продуктивность памяти детей с нарушением речи.

Литература:

  1. Акарина, Н. И. Вопросы изучения детской речи/ Н. И. Акарина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ДРОФА, 2017. — 311 с.
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. П. Глухов. — Москва: Аркти, 2016. — 144 c.
  3. Гурченко, В. И. Проблемы и гипотезы развития речи у детей / В. И. Гурченко. — Москва: НОУ ВПО МПСИ, 2019. — 237 с.
  4. Зацепина, М. Б. Логопсихология / М. Б. Зацепина, С. Н. Тепилюк, Г. М. Ламина. — Москва: Мозаика-Синтез, 2016. — 400 с.
  5. Конышева, Н. М. Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР: учеб.пособ./Н. М. Конышева. — Москва: Ассоциация, 2018. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слуховая память, старший дошкольный возраст, ребенок, слово, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, головной мозг, речевая деятельность, старший дошкольник, вербальная память, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Задать вопрос