Электронный учебник как средство повышения качества обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 22.12.2022

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Савченко, Н. В. Электронный учебник как средство повышения качества обучения английскому языку / Н. В. Савченко, О. С. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 217-222. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98056/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется опыт создания и использования электронного образовательного контента для системы общего образования. Уточнено понятие электронного учебника, приведены его основные возможности. Охарактеризованы основные структурные компоненты электронного учебника. Приводятся примеры уроков из электронного учебника с описанием некоторых интерактивных упражнений. Авторы описывают опыт создания собственного электронного пособия.

Ключевые слова: интерактивные методы, электронный учебник, коммуникативные навыки, английский язык, обучающиеся, роль преподавателя.

В настоящее время в системе образования России происходят глобальные изменения. Вопрос повышения качества образования становится все более актуальным. Сложившиеся новые политические, экономические, социокультурные и особенно информационные условия предъявляют более высокие требования к ведению образовательного процесса в современном ВУЗе. В настоящее время проблема модернизации системы образования остается по-прежнему актуальной, в том числе в контексте пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов.

Внедрение новых технологий и интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов ВУЗов. Современные технологии, применяемые в обучении иностранным языкам в зарубежных и российских вузах, не всегда являются оптимальными для применения профессорско-преподавательским составом образовательных организаций. Однако нельзя игнорировать тот факт, что использование коммуникативных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим овладению иностранным языком.

Сегодня в образовательных учреждениях используются различные виды теоретических и практических инновационных технологий. Этим вопросом занимались такие ученые, как Суворова Н.Н; Загвязинский В.И; Грушина Т. П. и другие.

Студенты понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Следовательно, в процессе обучения необходимо использовать методы, позволяющие включаться в изучаемую ситуацию, побуждать к активным действиям, переживать состояние успеха и мотивировать свое поведение. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения, т. к. именно они в наибольшей степени отвечают всем этим требованиям [1]. Они позволяют с наибольшим эффектом организовать индивидуальную, парную и групповую работу, использовать метод проектов, ролевые игры, осуществлять работу с документами и различными источниками информации.

Поскольку интерактивные подходы базируются на принципах взаимодействия, коммуникативности, опоре на работу в группах и парах, обязательной обратной связи, они дают преподавателю возможность создать такую атмосферу коммуникативного общения, которая характеризуется открытостью, раскованностью, постоянным контактом участников, равноправием их доводов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Интерактивная (inter — взаимный, act — действовать) деятельность есть деятельность, основанная на информационном взаимодействии между преподавателем, обучающимся и средствами новых информационных технологий, направленных на достижение учебных целей: беседы, диалога с кем-либо [2]. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные направлены на глобальное взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом (работа в парах и малых группах) и на главенствующую роль обучающихся при изучении предмета. Роль преподавателя во время интерактивных занятий заключается в том, чтобы направить студентов в нужное русло, организовать работу, оказать помощь и поддержку в выполнении того или иного задания. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал) [3].

При использовании интерактивных форм роль преподавателя меняется, перестает быть центральной. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [4]. Студент и преподаватель становятся практически равноправными участниками или даже партнерами, ведь опыт обучающихся важен не менее, чем опыт их наставника, который не просто преподносит на блюдечке уже готовые знания, а побуждает их к самостоятельному поиску, способствует развитию творческого подхода к учебе. В этой связи основным приоритетом в обучении иностранным языкам является использование в учебном процессе электронных учебных изданий.

Вслед за Грушиной Т. П. считаем, что, с одной стороны, электронные ресурсы выполняют функцию наглядности на уроке, делая его ярким, запоминающимся, с другой стороны, они являются источником получения новых знаний [5]. В последние годы электронное обучение занимает значительное место и становится неотъемлемой составляющей учебного процесса в ВУЗах всех форм обучения, что позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и способствует увеличению доли самостоятельной работы учащихся при освоении материала.

По мнению большинства ученых, учебные издания выполняют следующие функции: коммуникативную, информационную, познавательную, развивающую, воспитывающую, организационную и систематизирующую [6].

Обучение с применением информационных технологий включает в себя различные электронные средства, в которые входят следующие понятия: методические пособия по обучению на основе информационных технологий, электронные учебники, программные и информационные средства. Основные преимущества и целесообразность использования электронных изданий в учебном процессе проявляются в повышении эффективности самого процесса, у студентов повышается интерес к предмету, расширяются возможности больше заниматься самостоятельной работой.

В процессе обучения формируются навыки к этим видам работ, направляющие студента самостоятельно мыслить, развиваются творческие способности, обеспечивается активная интеграция средств информации [7]. Инновационная направленность учебного процесса модифицирует характер обучения в отношении таких его составляющих, как целевая ориентация, принцип и содержание взаимодействия основных субъектов педагогического процесса. Параметрами качества образовательного процесса, при интерактивном обучении могут выступать следующие характеристики: новые знания, формирование коммуникативной компетенций учащихся, повышение уровня их личностного развития.

При использовании электронных учебников преподаватель становится тренером, основная задача которого — поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Взаимодействия со студентами строятся на принципах коммуникации, совместного творчества, что оказывает существенное влияние на необходимость пересмотра сложившихся на сегодняшний день организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной, групповой работы и работы в парах, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера [8].

В настоящее время весьма продуктивным и доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника, позволяющего осуществлять принципы дифференцированного и личностного подхода к обучению.

Электронный учебник (далее — ЭУ) — это не электронная версия бумажного учебника, а обучающий мир, содержащий в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений [9]. Кроме основного материала он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся. Таким образом, ЭУ поможет притворить в жизнь одно очень известное высказывание китайского философа Сюньцзы: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». [10].

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме, их активное применение и внедрение в учебный процесс образовательных заведений при изучении иностранных языков.

К структуре электронного учебника предъявляются особые требования, что позволяет ему предоставлять широчайшие возможности эффективного обучения иностранному языку, в том числе недоступные бумажным изданиям.

Кроме того, хорошо известно, что применение электронных учебных книг в преподавании иностранных языков основывается на мультимедийных технологиях. Мультимедиа — это новая информационная технология, позволяющая одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Мультимедиа позволяет синхронно воздействовать на слух и зрение человека, тем самым повышая объем передаваемой в единицу времени информации. Технологии мультимедиа способны объединять текст, звуки, музыку, речь, шумовые эффекты, видеоизображение, фрагменты художественных и документальных фильмов, видеоклипы, телевизионное изображение, анимацию, мультипликацию, диаграммы, карты, таблицы, рисунки, картины, фотографии, слайды, схемы, чертежи и т. п. в единую красочную интерактивную систему [11].

Примером такого электронного учебника может служить курс — Language In Use . Программа 24/7 English представляет собой интерактивный и увлекательный курс английского языка. Программа Language In Use поможет сделать обучение легким и эффективным. Ее мультимедийные возможности позволяют делать занятия легкими и увлекательными и способствуют более быстрому преодолению языкового барьера. Кроме того, всем придется по душе красочный, «живой» интерфейс. Программа также может составить для обучающихся индивидуальный план занятий.

Курс разделен на три уровня: Beginner (начальный); Pre-Intermediate (средний) и Intermediate (продвинутый). Каждый курс состоит из 12 уроков. В учебнике содержатся различные интерактивные упражнения (рис. 1).

Рис. 1

Уроки составлены таким образом, чтобы пользователь постепенно знакомился с новым материалом и имел возможность практиковаться. Типы упражнений: заполнение пропусков — необходимо ввести пропущенный текст с клавиатуры или перетащить на место пропуска элемент из списка; выбор из нескольких вариантов — необходимо выбрать один ответ из нескольких предложенных; выпадающий список — необходимо выбрать правильный ответ из выпадающего списка: ответ на вопрос, пропущенное слово и. т.д.; задание на время — необходимо щелкнуть на часы на экране, чтобы начать упражнение; выбор правильных вариантов — необходимо отметить более одного варианта; заполнение таблицы — необходимо ввести текст в таблицу; подбор пары — необходимо линией соединить два элемента из разных списков; поиск элементов — необходимо отметить части предложения или текста в соответствии с инструкцией; группировка — необходимо объединить элементы в определенные группы; запись голоса — необходимо прослушать аудиозапись и записать собственный вариант. Затем можно сравнить свою запись с записью диктора; аудио и видео.

В конце каждого уровня представлен тест, охватывающий весь материал данного уровня. (рис.2)

Рис. 2

Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка может быть представлено в различных вариациях, нацеленных, прежде всего на результат: работа со специализированными сайтами, поиск необходимой информации в сети интернет, просмотр аутентичных фильмов, использование обучающих программ и игр, ориентированность на самостоятельность, коммуникативность, саморазвитие и др. Процесс поиска и внедрения новых инновационных технологий обучения тесно связан с развитием современных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерной техники [12]. Отсюда следует очевидный вывод: электронный учебник по английскому языку должен быть подготовлен союзом авторов, редактора и программиста так, чтобы не только выполнять общие функции учебного издания, соответствовать своему читательскому адресу, особым требованиям, предъявляемым к электронным учебникам, а также к учебникам по данной дисциплине, но и реализовывать в полном объеме возможности, которые предлагают мультимедийные технологии, столь необходимые для наиболее эффективного и качественного обучения иностранному языку и развитию у учащихся вторичной языковой личности.

Для формирования навыка аудирования у обучающихся нами была предпринята попытка создания электронного пособия Listening Comprehension («Проверяем аудирование»), целью которой является помочь студентам научиться управлять английским языком так, чтобы речь была понятна большинству носителей языка.

Пособие создано на базе мультимедийной программы Flip PDF Professional. Flip PDF Professional — это специализированное приложение, позволяющее создавать электронные учебники с использованием мультимедийных файлов и имеющее удобную систему управления тестами для проверки результатов обученности и создания отчетов. Кроме того, готовыми электронными учебниками можно пользоваться на любом персональном компьютере, их работа не зависит от наличия данного программного средства.

C:\Users\hp\Desktop\Снимок.PNG

Рис. 3

Остановимся на некоторых преимуществах этого программного средства, выявленных нами в процессе создания учебного пособия. Прежде всего, это разнообразные варианты визуального оформления заданий на базе одного из предустановленных тестовых шаблонов. Кроме того, программа Flip PDF Professional позволяет вставлять в текст иллюстрации, аудиофайлы, видеоролики, заметки, имеет в наличие разнообразные предустановленные шаблоны, встроенных аудио- и видеопроигрывателей (рис. 3).

При разработке электронного пособия использовались следующие типы заданий: Listen and sayTrue or False — Послушай и вырази своё согласие с предложенным утверждением или опровергни его; Multiple Choice — выбор одного верного ответа из нескольких предложенных вариантов; Matching — установление соответствий; Sequence — установление последовательности утверждений; Fill in the Blanks — заполнение пропусков необходимыми словами. Кроме того, в электронное пособие включены ответы ко всем тестам, а наличие скриптов к тестовым заданиям предоставляет учащимся возможность, например, одновременно читать и прослушивать текст.

С целью оценки качества и эффективности электронного пособия выявления его положительных и отрицательных сторон были проведены занятия на первом курсе неязыкового ВУЗа. Полученные положительные результаты позволяют судить об эффективности и удобстве использования созданного электронного пособия. Следует заметить, что разработать оболочку для электронного учебника можно и с помощью других существующих сегодня программ подобной направленности. Однако апробация разработанного нами электронного пособия Listening Comprehension на базе обозначенной программы доказала эффективность функционального использования платформы для обеих сторон образовательного процесса.

Все вышеизложенные факты дают нам возможность сделать следующие выводы:

– применение ЭУ помогает формировать профессиональную иноязычную компетенцию у обучающихся;

– применение ЭУ помогает вовлекать в учебный процесс более пассивных студентов;

– применение ЭУ помогает выработать у студентов навык самостоятельной работы с материалом и стимулирует их желание работать самостоятельно уже вне аудитории;

– применение ЭУ способствует индивидуализации процесса обучения;

– внедрение ЭУ расширяет пространство учебной среды, содержание обучения и улучшает процесс обучения иностранному языку. За счет их эффективного воздействия формируется профессиональная иноязычная компетенция у студентов;

– внедрение ЭУ улучшает возможности учебного процесса, углубляет содержание практических занятий по иностранному языку и улучшает процесс усвоения знаний и навыков за счет создания новой цифровой образовательной среды.

Информационные и компьютерные технологии находятся в процессе постоянного развития, они совершенствуются и с каждым днем становятся все более доступными. В силу своей новизны они очень притягательны для студентов. И было бы большой ошибкой не использовать их не только как средство обучения иностранному языку, но и как средство мотивации к его изучению.

Литература:

  1. Ануфриев Б. Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров // Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции «Технологии индивидуализации обучения в вузе, 27 декабря 2007 г».. М.: Современная гуманитарная академия, 2007. С. 25–31.
  2. Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б. М. Бим-Бад-3-е изд. стер.-Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 527с.
  3. Суворова Н. Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
  4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для вузов. 3-еизд-е, испр. М.: Академия, 2006. 192 с.
  5. Грушина Т. П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов /Т. П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки», 2018. № 4. С.93–101.
  6. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учеб. / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков, О. В. Коланькова и др.; под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: Изд-во МГУП, 2002.- 60с.
  7. Павлов В. Н. Электронное обучение в образовательном процессе. //Электронные образовательные технологии реализации программ Э 45 ФГОС ВО по подготовке специалистов: материалы межвузовской учебно — методической конференции с международным участием. — Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. 2016. С. 3–5.
  8. Игнатюк И. В. Использование ИКТ в обучении иностранному языку. МОУ Райчихинская СОШ. 2010.-90с.
  9. Овсянникова С. А; Хаустова В. Н; Лукьянченко А. А; Мальцева Н. Н. Электронные ресурсы в современном образовательном процессе. //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа. 2013. С. 42–44
  10. Лихтенштейн Е. С. , Слово о науке. Книга вторая. — М.: Знание, 1981. — 272 с.
  11. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического ВУЗа (на материале немецкого языка // Автореферат диссертации. Н. Новгород-2009.
  12. Захарьина О. В. Английский язык. Современные образовательные технологии.-Волгоград: Учитель, 2009–169с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, учебный процесс, иностранный язык, PDF, английский язык, студент, электронное пособие, возможность, образовательный процесс, процесс обучения.


Похожие статьи

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»

В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...

Роль имиджа преподавателя английского языка в образовании и воспитании молодого представителя современного общества

В данной статье рассмотрено понятие имиджа современного преподавателя английского языка. Описываются составляющие его имиджа, принципы оформления кабинета иностранного языка. Представлены приёмы, методы и образовательные технологии, применяемые на эт...

Похожие статьи

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»

В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...

Роль имиджа преподавателя английского языка в образовании и воспитании молодого представителя современного общества

В данной статье рассмотрено понятие имиджа современного преподавателя английского языка. Описываются составляющие его имиджа, принципы оформления кабинета иностранного языка. Представлены приёмы, методы и образовательные технологии, применяемые на эт...

Задать вопрос