Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.12.2022

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Карандина, А. С. Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью / А. С. Карандина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98069/ (дата обращения: 19.12.2024).



Эмоциональная креативность как явление была изучена Дж. Эйвриллом в контексте творческого управления эмоциями и преобразования эмоциональных синдромов, социально принятых эмоциональных реакций. В определении эмоциональной креативности Дж. Гилфорд связывает данное понятие со способностью к дивергентному, альтернативному подходу в решении задач. Эмоциональную креативность можно определить как личностный навык, наработанный в течение жизни, способность к нестандартной эмоциональной реакции, продуцирование новых, оригинальных эмоций. Эмоциональная креативность с точки зрения И. Н. Андреевой– явление, связанное с понятием эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект представляет собой стандартные эмоциональные реакции, которые составляют личностную характеристику и в тоже время трансформируются в течение жизни. Их взаимосвязь может содействовать тому, что посредством эмоциональных факторов формируется креативное мышление. Другой фактор взаимодействия эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта заключается в том, что эмоции могут выражаться нестандартно, что может найти отражение в трансформации эмоциональных синдромов.

В исследовании о взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности была использована диагностика Дж. Эйверилла в адаптации И. Н. Андреевой. Альтернативы исследования эмоциональной креативности — тест Д. Ушаков и О. И. Ивановой — «Эмоциональная креативность», авторская методика исследования Эмоциональной креативности тест С. В. Фроловой.

Выбор диагностики эмоциональной креативности посредством Опросника ECI представляется наиболее эффективной. Данная диагностическая методика является универсальной, она признана в российской и зарубежной науке. Методика прошла активную апробацию, а также используется в разных научных работах. Диагностика эмоциональной креативности Дж.Эйверилла в адаптации И. Н. Андреевой представляет собой опросник, состоящий из 30 вопросов. Данное исследование представлено в небольшом объёме и позволяет респонденту затратить минимальное количество времени на его прохождение.

Диагностика включает в себя 3 шкалы — эмоциональная готовность, новизна, — умение работать с новыми ситуациями, эффективность. Дж.Эйврилл в своих исследованиях эмоциональной креативности устанавливал взаимосвязи с другими показателями: открытость опыту, эмоциональная креативность и способность к сотрудничеству, эмоциональная креативность и нейротизм.

Для определения уровня развития показателей эмоционального интеллекта– стоит обратить пристальное внимание на диагностику эмоционального интеллекта Н.Холла.

В качестве альтернативы можно использовать: опросник на определение уровня эмоционального интеллекта «ЭмИн» в авторстве Д. В. Люсина; тест Д. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» в адаптации Е. И. Сергиенко и И. И. Ветровой

Преимущество диагностики Н. Холла заключается в том, что она имеет структурную «похожесть» на опросник эмоциональной креативности Дж.Эйврелла, что способствует соизмерению уровней обоих показателей исследования в рамках их взаимосвязей. Также опросник имеет доступную интерпретацию результатов респондентов.

В рамках исследования темы о взаимосвязи между уровнями эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта необходимо использовать диагностику личностной креативности Е. Е. Туник.

В качестве альтернативных диагностик креативности можно использовать тест Э. П. Торренса в адаптации Е. А. Авериной и Е. И. Щеблановой; авторский тест С. Медника «Креативность».

У Е. Е. Туник в рамках исследования личностной креативности представлены четыре особенности творческого человека — любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. Он направлен на исследование и определение креативности у выделенной категории личностей, обладающих схожими чертами — творческих людей. Оценка критериев креативности Е. Е. Туник осуществляется как по отдельности, пот заданным шкалам, так и в целом. Преимуществами диагностики личной креативности Е. Е. Туник является ее признанность. Следует также отметить удобство интерпретации и однозначность результатов, полученных в результате диагностики.

Для установления взаимосвязи между показателями эмоциональной креативности применяется коэффициент Спирмена. Благодаря расчёту данного коэффициента становится очевидно количественная теснота показателей в их взаимосвязи. Для определения качественной тесноты между показателями необходимо использовать шкалу Чеддока. Для интерпретации результата, коэффициента Спирмена с целью обоснования полученных данных.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конференция, 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск, 2004.C.35–37.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта /Дж.Гилфорд //Психология мышления; под ред.А. М. Матюшкина. — Москва, 1965. С.433–456
  3. Голубина Ю. Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом. [Электронный ресурс] //Педагогика и психология образования. 2013. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emotsionalnym-intellektom (дата обращения: 20.05.2022).
  4. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д. В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. –С. 264–278.
  5. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб: Речь, 2006.
  6. Averill, J. R. Emotional creativity / J. R. Averill, C. Thomas-Knowles // International review of studies on emotion: in 2 vol. / ed. K. T. Strongman. Chichester, 1991. Vol. 1. P. 269–299.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная креативность, эмоциональный интеллект, ECI, взаимосвязь, диагностик, личностная креативность, преимущество диагностики, течение жизни.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Похожие статьи

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Задать вопрос