В статье рассматривается сущностная характеристика экологической культуры, а также условия по её формированию у учащихся.
Ключевые слова: экологическая культура, учащиеся, школа, формирование.
Чтобы защитить природу от негативного влияния деятельности человека и избежать опасных экологических ситуаций экологическое образование становится одной из главных задач перед обществом. Элементарные экологические знания стали жизненно необходимыми для каждого человека. И такие знания будущее поколение сможет получить благодаря общеобразовательной школе, которая работает на будущее не только природы, но и жизнедеятельности человека на планете.
Понятие экологической культуры обозначает согласие и единение общества, природы и человека. Подобную гармонию неоднократно обсуждали в собственных произведениях такие авторы, как У. Р. Каттон, Н. Н. Моисеев и В. И. Вернадский, а также немало наших современных писателей. Однако укрепление понятия экологической культуры все еще не завершено. Изначально данное понятие рассматривалось, как взаимоотношение общества и природы, также, как и другие культуры (политическая, нравственная, правовая и т. д.). Благодаря данному подходу было образованно направление деятельности, как охрана природы.
Экологический культурный уровень рассматривают такие авторы, как А. Г. Маслеев, он рассматривает экологическую культуру в контексте развития и сохранения природных ресурсов путем изучения окружающей среды с целью исследования ее состояния для изучения экономической деятельности и регулирования общественных отношений.
Существует четыре компонента экологического образования:
1. Познавательный — прямое взаимодействие природы и человека, все проблемы и их решения.
2. Ценностный — личная значимость природы.
3. Нормативный — основы природопользования.
4. Деятельностный — деятельность учеников, направленная на умения экологического характера.
Экологическая культура еще не завершила своего становления, она раскрывает отношение между обществом и природой, а также процесс развития экологической теории. Из-за изменения способов природопользования и новых экологических катастроф потребовались и новые природные и экологические законы. Однако осознание важности природы все равно пришло к человечеству, оно поняло важность экологической культуры и что она является закономерным этапом развития общей культуры.
Известно, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома, поэтому на своих уроках уделяю внимание экологическим проблемам.
Только учитель может объяснить природное значение в жизни человека, подготовить школьников к тому, что они станут носителями экологической культуры, профессионально подготовить их и организовать работу по сохранению культуры и профильным знаниям.
Культура учителя и учащихся сильно взаимосвязана с эффективностью экологического образования. Так считает Н. С. Дежникова. Взаимодействия учащихся с обществом и экологией является показателем кризиса духовной культуры, что является основной причиной экологических катастроф, а не отсталые технологии и низкий результат деятельности охраны природы. Также взгляд С. Н. Глазачева является одним из наиболее интересных и важных. Он считает, что духовное падение человека и его отрешенность от проблем природы явилось результатом создания системы ценностей потребления, основой которого является эгоизм и прагматическое отношение к природе. В связи с этим необходимо расширить взгляд человека на мир, сформировать новую систему ценностей, которую необходимо развить и возродить, для обеспечения взаимодействия человека и природы, что является экологической культурой.
Для решения экологических проблем огромную роль играет физика, изучающая природные явления, окружающие нас, а также многие природные отрасли и деятельность человека.
Множество изучаемого физикой материала, можно связать с экологией и материалом для ее изучения. Например, при изучении работы двигателя внутреннего сгорания, обучающиеся знакомятся с влиянием загрязняющих выбросов в атмосферу. А изучая саму атмосферу, можно узнать о способах ее очистки. Кроме того, существует еще и парниковый эффект, который вызывается увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере. Когда мы изучаем спутники (искусственные спутники Земли), нам приходится говорить об их роли в мониторинге и отслеживании изменений, происходящих в экосистеме нашей планеты. Экосистема представляет собой сочетание биологического мира и физической среды. В этой системе, с одной стороны, между почвой, воздухом и водой, между растениями и животными существует непрерывный круговорот жизненных веществ. И соответственно любое изменение одного из элементов одной из составляющих экосистемы в итоге приведет к изменению другой.
Одной из важнейших основ экологической культуры школьников в процессе изучения физики является показание главных экологических проблем и методов их решения. Для восстановления экологии, которая пострадала из-за деятельности человека, нужно использовать не только науку, но и технологические решения и социальные возможности человека, такие, как воспитание поколения, ценящие природу и окружающий мир, способные использовать ресурсы, не нанося вред.
Для осуществления экологического воспитания в рамках школьной физики необходимо большое внимание уделять созданию общего образа окружающего мира, изучению причин и следствий явлений и различных процессов, которые в нем происходят, и прежде всего формировать в сознании учащихся понимание тесной и непреходящей связи человека с природой и его воздействия на окружающий мир. Кроме того, на уроках физики также можно познакомить детей с вопросами более справедливого и контролируемого использования ограниченных ресурсов. Очень важно дать понимание детям о важности контроля над природными ресурсами и недопущения загрязнения воздуха, земли и воды.
Очень важно объяснить подрастающему поколению, какое влияние человек оказывает на природные процессы и как это контролировать. Рассказать о тех плачевных последствиях после вмешательств человека в природную среду. Полезно будет овладеть базовыми знаниями, такими как слои атмосферы, биосферы, основные законы экологии, что такое экосистема и т. д. Это все очень важно для всего живого мира планеты. Также можно ознакомиться с последствиями нарушения какого-либо процесса в природе.
Таким образом, формирование экологической культуры будет эффективнее, если процесс будет непрерывным на протяжении всей жизни.
Литература:
- Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова. — М.: Педагогическое общество России, 2019.
- Дуков В. М. Экологическое образование в школьном курсе физики / В. М. Дуков, А. В. Дуков // Педагогика. — 1999. — № 5.
- Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. — М.: Педагогика, 2019.