В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях.
Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамках термин «коммуникационный аудит» отражает начальный этап анализа работы организации. При этом целью такого рода работы является создание позитивных отношений между структурой и общественностью, основанных преимущественно на текущих коммуникативных потоках. Структура ее успешной работы зависит от ее работников (ведь производительность труда напрямую связана с удовлетворенностью людей работой) и от того, как она соотносится с различными зависимостями. Нужно учитывать, как мнение людей, так и их настроения. К ним относятся партнеры, инвесторы, потребители, СМИ и различные регулирующие структуры. Именно эти причины определяют актуальность рассматриваемой темы — «PR-стратегия как важный аспект стратегического корпоративного управления» и интерес к ней.
Актуальность разработки корпоративной PR-стратегии заключается в том, что PR-мероприятия в настоящее время являются наиболее эффективным средством продвижения услуг организации. Реклама — это форма раскрытия информации, которая показывает, что современные потребители устали от навязчивых рекламных сообщений. PR — это взаимодействие с общественностью, двусторонний диалог с потребителями, который позволяет потенциальным потребителям увидеть организацию с другой стороны и изменить свое мнение о товарах и услугах, событиях и событиях. Я могу сделать это. Связи с общественностью чаще всего формируют или изменяют общественное мнение. Цель исследования: изучить и проанализировать важность применения PR-деятельности на казахстанских предприятиях.
Методы исследования: метод сбора информации, метод отбора, метод анализа: изучение и анализ учебной и научной литературы, изучение и обобщение практических исследований.
Ключевые слова: PR, связи с общественностью, реклама, менеджмент, коммуникации, бренд, маркетинг.
Литературный обзор
PR убеждает общественность изменить свои образы или поведение, приводя деятельность организации в соответствие с общественными интересами (Э. Бернейс).
В своей наиболее распространенной форме PR — это связи с общественностью. PR — это двусторонний разговор с потребителями, который может изменить то, как потенциальные потребители видят организацию и их восприятие товаров и услуг, предлагаемых компанией. Наиболее распространенной формой PR-деятельности является формирование или изменение общественного мнения.
При написании данной статьи были использованы научные труды таких авторов, как Блэк Сэм, Воронцова Н. Н., Вуйма А., Горчакова В. Г., Гуляев В. Г., Дурович А. П.
Введение
Практическая значимость и важность разработки PR-стратегии на данном этапе является основным отличием PR от рекламы. В ситуации, когда рынки перенасыщены рекламой, а потребители устали от постоянных рекламных сообщений, инструменты и методы PR могут стать единственным действенным инструментом для компаний. Отличие PR от рекламы в том, что реклама — это односторонняя коммуникация с потребителями, а PR — двусторонняя коммуникация. Рекламные сообщения не позволяют потребителям реагировать на них или взаимодействовать с ними. Инструменты и методы PR позволяют общаться [1].
PR-стратегия — это конкретная структурированная деятельность, направленная на продвижение компании на рынке путем взаимодействия с целевой аудиторией. Важно подчеркнуть, что эффективно разработанная PR-стратегия компании оптимизирует затраты на рекламную и маркетинговую деятельность. У PR есть свои цели и задачи, но важно понимать, как взаимодействуют реклама и маркетинг [2]. Основная цель PR — формирование имиджа и репутации компании, продвижение бренда, информационная поддержка и работа с аудиторией.
В век цифровых технологий PR-агентства начинают включать цифровые инструменты в свой портфель услуг. Прежде всего, это ведение страниц компании в социальных сетях. Эффективность SMM-сервиса зависит от его целей. Медиаканалы во всемирной паутине часто четко разделены по интересам, темам, а иногда и по видам деятельности.
Большинство компаний могут активно общаться с клиентами в Интернете, передавать информацию о них, запускать пресс- и PR-программы и, что наиболее важно, получать полную обратную связь на каждом этапе пути. Все прогнозы указывают на то, что спрос на эти услуги будет увеличиваться по мере роста нынешних поколений Y и Z и проникновения товаров и услуг в ключевые группы потребителей.
Согласно расчетам, сделанным TNS GallupMedia от имени Национального научно-исследовательского института общественных связей Республики Казахстан (НАСО РК), с 2017 года в стране увеличился спрос на SMM-услуги. 60 % респондентов рассматривают SMM как компанию, которая может удовлетворить их потребности, а 10 % компаний время от времени пользуются социальными сетями. Удивительно, но 10 % не знакомы с такими инструментами, как маркетинг в социальных сетях.
Рис. 1. Наиболее эффективные каналы коммуникаций в Казахстане [7]
Компанией Change PR Kazakhstan при поддержке Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан в апреле-мае текущего года был проведен опрос PR-агентств Казахстана для изучения текущего состояния и ожиданий рынка PR, а также получения прогнозов от экспертов по размеру рынка, трендах и тенденциях.
Опрос показал, что 86 % PR-агентств считают цифровое Digital PR (CMM) наиболее актуальным направлением на 2022–2023 годы. 80 % респондентов назвали кризисную коммуникацию второй по значимости областью своей работы. Третье место по мнению 60 % респондентов будут занимать отношения со СМИ. 46 % упомянули внутренние коммуникации и взаимодействие с влиятельными лицами, 33 % корпоративную социальную ответственность и контент-маркетинг, 26 % отношения с инвесторами, 20 % управление мероприятиями и 13 % отношения с правительством. Связи с общественностью (6 %) были наиболее актуальным направлением.
Обсуждение
Современное казахстанское общество все еще находится под давлением старых традиций, стереотипов и других консервативных представлений. Потому что долгое время контактную позицию двусторонних контактов занимала сильная авторитарная система, контролирующая общественное мнение. В то же время у него развилась ненависть к мнимым врагам, страх за себя и своих близких и, несмотря на крайне низкое качество жизни, развилась и часто сохранялась подлинная страсть трудовому энтузиазму. Поэтому в сложившейся ситуации работа специалистов PR должна представлять собой ряд согласованных действий по формированию общественного мнения, которое направлено на изменение взглядов и поведения людей.
Работа компаний и корпораций с общественным мнением становится все более профессиональной. Большинство PR-кампаний формируют мнение людей о существующих товарах, их качестве, цене, популярности или необходимости покупать товары и услуги, которых еще нет на рынке, подкрепляя уже устоявшиеся мнения. О качестве и преимуществах данного товара или услуги.
На современном этапе предпринимательства в Казахстане PR можно назвать «развитием связей с общественностью». Потому что PR — это относительно новое понятие для нашего рынка. Основы PR все еще развиваются, в основном, в крупных компаниях и корпорациях, а также в пресс-службах, медиацентрах, пресс-секретарях и других формах государственных органов, играющих роль PR.
В последнее время многие предприниматели начали осознавать важность PR. Для их западных коллег понимание неоспоримой истины о том, что работа над имиджем компаний, которыми они руководят, и над собственным имиджем имеет решающее значение для их успеха. Все это означает, что бизнес-культура выросла, и развитие бизнеса постепенно вышло на новый этап.
Кроме того, многие банковские, промышленные и коммерческие компании имеют собственные медиа-службы, отделы по связям с общественностью и рекламные отделы, а в связи с их размером и положением в корпоративной структуре PR-агентства и рабочие места привлекают специалистов. Специалистов хватает для решения глобальных задач или реализации масштабных проектов, либо потому, что рабочая сила полностью самодостаточна.
Ключевые элементы PR-стратегии:
— информация о текущей ситуации (для получения такой информации проводятся первичные проверки);
— Организационные цели и задачи: стратегические и тактические;
— целевая аудитория, включая целевые группы и группы (данные определяются в результате внутренних и внешних исследований организации);
— Основной курс действий (стратегический курс)
— Спланировать окончательные результаты PR-стратегии.
— Выбор наиболее эффективных средств и инструментов PR-стратегии для достижения желаемых результатов.
— Определить график работы — PR-план. PR-план — важная часть вашей PR-стратегии. План формулируется как механизм исполнения стратегии, с четким расчетом действий в заданный период времени. PR-стратегия позволяет выделить годовые, квартальные и месячные планы.
— Возложить ответственность за реализацию PR-стратегии.
— Стратегическое бюджетирование PR и определение источников финансирования (внешних и внутренних).
— Оценить эффективность PR-стратегии и возможные корректировки планов на будущее [4].
Рис. 2. Основные элементы и этапы PR-стратегии [8]
Есть три логики, которые формируют PR-стратегию:
- Уровень концепции.
- Стратегический уровень.
- Тактический уровень [5].
В рамках PR-коммуникаций организационная форма взаимодействия со СМИ через PR-службы, пресс-службы, пресс-центры и т. п. Отношения PR со СМИ определяются как медиарилейшенз (mediarelations), работа по защите имиджа и репутации компании. Понятия Mediarelations и Publicrelations часто путают. Но вот отношения со СМИ — это та часть PR (медиарилейшенз — это часть PR), которая обеспечивает общение со СМИ. PR в СМИ можно разделить на несколько категорий.
— Корпоративный PR — формирует поток информации, направленный на поддержание имиджа компании и развитие его в положительном направлении. По большей части такие тренды ориентированы на потребителей, акционеров и сотрудников, работающих в компании.
— Продуктовый PR — Сюда входят все коммуникации, связанные с разработкой и производством, а также маркетингом продукции организации. Основная цель товарного PR — информировать потребителей о новинках. Этот вид PR в СМИ служит дополнительной коммуникацией для стимулирования продаж и продвижения продукции организации [6].
Для внедрения PR-деятельности в казахстанские компании необходимо пропагандировать, что PR — это механизм взаимовыгодных и стабильных отношений в обществе и главная составляющая рыночной экономики. Понимание PR как важнейшего фактора организации маркетинговой деятельности, способствующего выходу компаний на более перспективные рынки, является важным условием формирования рыночных отношений в нашей стране.
Результаты
Резюмируя, важно отметить, что использование PR-мероприятий в компании может эффективно влиять на имидж компании и продажи. Для этого важно тщательно разработать PR-стратегию и придерживаться ее.
Подводя краткий анализ казахстанского рынка PR, общий PR-бюджет сократился в среднем на 20–25 % по сравнению с 2021 годом, но услуги в этом секторе продолжаются. Малый и крупный бизнес понимает, что продажи зависят не только от надежных маркетинговых приемов, но и от восприятия имиджа компании.
По данным TNS GallupMedia, к концу 2021 года объем рекламного рынка Казахстана составлял около 214 миллионов долларов. К сожалению, точных статистических данных о размерах рекламного рынка Казахстана нет. Он не понимает размера рекламного рынка, который составляет не более 10 % рекламы.
С 2022 по 2023 год больший акцент будет сделан на «цифровизацию» коммуникации в индустрии PR-услуг в Казахстане. Ключевыми трендами станут PR-кампании, кризисные коммуникации, мероприятия, работа с инфлюенсерами и digital PR.
В сложившейся ситуации развития бизнеса в Казахстане многие трудности и неудачи, неразбериха в процессе переговоров, заключения договоров, организации доставки зачастую зависят от узнаваемости, честности, гибкости и узнаваемости участников рынка.
Хорошо организованная деятельность по связям с общественностью может выявить и устранить недостатки в стратегическом планировании, организации и осуществлении хозяйственной деятельности, а общая система управления может наладить более быстрое и своевременное и тесное сотрудничество с общественностью.
На данном этапе развития рынка Казахстана основной целью PR-работы является сбор, осмысление и распространение сложившихся в истории положительных традиций предпринимательства. Именно формирующийся класс предпринимателей спасет нашу страну от глубокого кризиса и оживит нашу экономику. Поэтому для стабилизации общественной жизни в непростой период рыночных реформ очень важно правильно использовать механизм и методы PR-деятельности.
Литература:
- Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. — М.: Сирин, 2016. — 126 с
- Воронцова Н. Н. Теория и практика связей с общественностью: технология PR-мероприятия. Учебное пособие для студентов специальности «Связи с общественностью». –М: Наука, 2011. — 271 с.
- Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. — М.: Инфра-М, 2018. — 174 с.
- Горчакова В. Г. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие. — М: Юнити-Дана, 2012. -323 с.
- Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. — М: Нолидж, 2015–84 с.
- Дурович А. П. Реклама в туризме. Учеб. пособие. 3-е изд. –М: Москва,2019. — 173 с.
- Источник: Результаты исследования компании «PR агентство Tayniy Sovetnik Ogilvy».
- Чудновский З. Д. Туризм и гостиничное хозяйство — М.: Экмо, 2014.