Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Овчаренко, З. В. Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста / З. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98088/ (дата обращения: 21.11.2024).



Научная работа студента — это часть образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Исследовательская работа является мотиватором развития познавательного интереса у обучающегося. В процессе обучения, студент может раскрыть свой потенциал при помощи научной деятельности и в дальнейшем двигаться в этом направлении, потому что студенты, стремятся совершенствовать свои знания в определенной области медицинской науки, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством преподавателей и медицинских работников, которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.

Формирование научного студенческого общества необходимо для выявления и поддержки студентов, склонных к научно — исследовательской и творческой деятельности. Членом СНО может быть любой студент, который желает и интересуется научно — исследовательской работой.

Основная цель исследовательской работы заключается в повышении качества преподавания на основе учета уровня подготовки и особенностей ценностно-мировоззренческих представлений студентов. Различные направления деятельности СНО направлены на формирования общих и профессиональных компетенций студента. Подготовка научно-исследовательской работы и представление результатов на конференциях дает обучающимся представление о том, как будет выглядеть защита диплома, то есть навыки публичного выступления. При выполнении такой работы появляется интерес к более углубленному изучению предмета, формируются навыки совместной работы,

Появляется понимание важности выполненной работы каждым участником, для представления общей картины, развиваются познавательный интерес и мотивация к изучению нового, ранее не известного. Студенты начинают творчески мыслить и с интересом подходить к решению задач. Работа с участниками СНО показывает ИХ неравнодушное отношение к проблемам социума, интерес и их отношение к основным проблемам биоэтики (аборт, эвтаназия, клонирование, искусственное оплодотворения и др.); их мировоззренческие взгляды.

Данная статья предлагает ознакомиться с результатами работы СНО студентов медицинского колледжа, которым были предложены вопросы анкеты включающие следующие проблемы: основная часть — проблемы биоэтики, вторая — мировоззренческие вопросы, третья — общие данные, всего 24 вопроса.

Основа анкеты — это вопросы, касающиеся главных тем биоэтики: статус эмбриона, искусственный аборт, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия. Им предшествовали общие вопросы.

А) Ответы на вопрос: « С Вашей точки зрения, нужна ли клятва врача, медсестры?» , — свидетельствуют о понимании для большинства студентов основных морально-этических правил — не навреди, принципов справедливости и милосердия. Количество студентов, ответивших утвердительно, составило 91,4 %. Однако, одновременно с этим отмечается небольшая отрицательная тенденция среди будущих специалистов не соблюдать вышеупомянутые принципы — 5,4 % ответили «нет». Затруднились ответить — 3,2 %.

Второй вопрос: «Согласны ли, Вы с утверждением, что понятие медицинского профессионализма предполагает моральные качества медика и приобретенное этическое знание?» , -демонстрирует отношение студентов к осваиваемому этическому знанию. Согласились с данным утверждением — 92 %, не согласились — 4 % респондентов. Около 4 % опрошенных затруднились ответить.

Студентам был задан вопрос: «В чём, с Вашей точки зрения, кроется основная причина неблагополучного положения дел в нашей медицине?»

и были предложены 2-а варианта ответа: недостаток материальных ресурсов, духовно-нравственный кризис общества. Большинство студентов — 63,6 % видят основную причину неблагополучия в медицине в недостатке материальных ресурсов. С духовно-нравственным кризисом общества связывают тяжёлое положение в медицине — 17,8 % учащихся.

Б) Для определения мнения будущих медиков по проблеме статуса эмбриона, им было предложено закончить фразу: «Я думаю, что жизнь человека начинается с момента…», выбрать один из 4-х вариантов ответов.

Большинство студентов связывает начало жизни человека, с моментом зачатия — 62,5 %, вторую группу по численности составили студенты, считающие началом жизни человека — рождение — 26,6 %. Остальные варианты ответов предпочли небольшое число студентов: «с12 недель» — 3,1 %, «с 22 недель» 6,5 %. Преобладание среди студентов отношения к эмбриону, как к человеку, объясняет то, что 52,0 % опрашиваемых согласны с утверждением о сходстве искусственного аборта и убийства. Не согласились с этим утверждением — 31,6 % опрошенных учащихся, затруднились ответить — 16,4 %.

На вопрос: « Как Вы считаете, можно ли делать искусственный аборт?», — более половины студентов дали положительные ответы — 54,7 %, несмотря на то, что 62,5 % этой же опрашиваемые студенты связывают начало жизни человека с моментом зачатия. Отрицательные ответы дали 27,3 % опрошенных студентов, затруднились ответить — 17,6 %.

На вопрос: «По Вашему мнению, должен ли медик иметь право отказаться от проведения аборта по моральным убеждениям?», — респонденты отвечают следующим образом: утвердительно — 57 %, отрицательно — 31,3 %, затруднились ответить — 11,7 %. Большинство респондентов считают, что в случае отказа производить аборт любой медицинский работник (студент), не будет подвергаться административному давлению и ему будет гарантировано сохранение рабочего (учебного) места. Позиция большинства студентов совпадает с Декларацией о медицинских абортах, пункт 6 которой гласит: «Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге» (принята 24-й Всемирной медицинской ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1983; дополнена в 1983 г.).

В) В нашем исследовании отмечается преобладание «положительных» ответов на вопрос о допустимости эвтаназии. На вопрос : «Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» — ответили положительно — 39,8 %, студентов отрицательные ответы составили 36,7 %, затруднились ответить — 23,4 %.

По данным опроса, проведенного среди студентов, 52 % опрошенных высказались «за» эвтаназию. Большинство студентов, допускающих эвтаназию, объясняют это тем, что «это гуманно, облегчит страдания, избавит от мучений». Сторонники эвтаназии, затрудняются ответить на вопросы — зачем нужны отделения эндотоксикологии, например, в больнице им. Склифосовского, где спасают самоубийц? Ведь у пациентов есть право на смерть, и это их выбор — не жить. Анализ ответов на мировоззренческие вопросы показывает, что большинство студентов являются верующими. Был предложен вопрос: « Допускаете ли Вы преподавание ряда тем (смерть, жизнь как ценность) по курсу биомедицинской этики духовным лицом (священником?) ». Большая часть опрошенных респондентов ответили утвердительно — 54,9 %. Интересные ответы были получены на следующий вопрос — « Можете ли Вы назвать человека, который являлся бы для Вас идеалом медика? ". Имя идеала медика было предложено вписать. Результаты опроса показали, что 62,3 % студентов не имеют своего идеала медика. Утвердительно ответили на вопрос 39,7 % студентов, из них лишь 31,9 % его назвали. Идеалом медика были названы имена: Родители и близкие родственники — 9,6 %; выдающиеся учёные — 13,5 %; преподаватели — 10,8 %.

Среди выдающихся учёных называли имена: Гиппократа, Н. И. Пирогова, Н. Ф. Филатова, Ф. П. Гааза, Св. Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), и других. Чаще других упоминалось имя Н. И. Пирогова — 10,6 %.

Биоэтику можно понимать как продолжение традиций медицинской (или врачебной) этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным является медицинский работник. Для биоэтики характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как медицинский работник, так и пациент, а значит, и ответственность обеими сторонами. Во многом во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включаются третья сторона — этическая комиссия (комитет).

В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видит главную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…».

Этическое и правовое регулирование в области биоэтики осуществляется на основе международных нормативных документов. Важнейшие из них: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 1997); Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005); Декларация о клонировании человека (ООН, 2005); юридически обязывающая Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины; Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней, касающиеся запрета клонирования человека, трансплантологии, биомедицинских исследований. Высоким международным авторитетом пользуется Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964, в редакции 2000) «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования».

Результаты данной работы показывают, что отношение молодого поколения к проблемам биоэтики, неоднозначны. Претензии человека на преобразование живой природы и себя самого с помощью науки на современном этапе развития привели к этическим проблемам, которые возникают при всяком вмешательстве, затрагивающем человеческую свободу и уникальность. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу человека могут принести человечеству проблемы и страдания, связанные с угрозой человеческому здоровью, жизни и человеческому достоинству. Граница раздела между добром и злом, к счастью, очевидна — это разделение между научными опытами и опасными манипуляциями проходит на границе животного мира и человека. Работа в этом направлении студентами научного студенческого общества помогаем более правильно формировать социально-культурные условия личностного саморазвития, этические представления в своей будущей работе.

Литература:

  1. Григорьева Е. И., Панкова Е. И. Студенческое научное общество как фактор личностно-профессионального саморазвития в социально-культурной сфере/ Е. И. Григорьева, Е. И. Панкова// Вестник МГУКИ. 2017.
  2. Доника А. Д., Чернышкова Е. В., Андрианова Е. Л. Биоэтический контент современных исследований. Проблемы профессиогенеза в медицине //Биоэтика. 2016. № 17. С.34–37. Богомягкова Е. С. «Генетизация» общества: технологии и интересы» //Человек. 2016. № 6. С. 36–44. Сингер П. Все животные равны. //Человек. 2017. № 4. С.27–36. Этика животных — что это такое? //Человек. 2017. № 4. С. 35 -41.
  3. Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Мясникова Татьяна Вячеславовна; Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2010. 185с.
  4. ovcharenko_zv_statya_pirogovskie_chteniya.docx
Основные термины (генерируются автоматически): большинство студентов, студент, жизнь человека, искусственный аборт, исследовательская работа, медицинский работник, врачебная наука, Всеобщая декларация, медицинская наука, научное студенческое общество.


Похожие статьи

Значение научно-исследовательской деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Похожие статьи

Значение научно-исследовательской деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Задать вопрос