В настоящее время вопрос цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам является весьма актуальным. В статье рассмотрена специфика преподавания иностранного языка школьниками в новой информационной среде, а также названы преимущества цифровых трансформаций в образовании.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, иностранный язык, цифровизация, школьное обучение.
ВВЕДЕНИЕ. Практически все направления школьного образования сегодня в той или иной степени задействуют информационные и коммуникационные технологии. Эти технологии создают новые возможности для школьников: взаимодействовать со своими сверстниками, преподавателями и контентом. Влияние цифровых трансформационных процессов на образование привлекает внимание к теории и практике преподавания иностранного языка в школе.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образовательный процесс и их эффективного использования в ходе обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей М. А. Бовтенко, Р. К. Потаповой, Е. С. Полат, П. В. Сысоева, М. Н. Евстигнеева, С. И. Титовой, А. В. Зубова, Р. К. Пиотровской, Р. Г. Пиотровского, О. А. Усковой, С. В. Фадеева, А. В. Хуторского и др. В западной науке информатизация процесса обучения иностранным языкам легла в основу исследований G. Dudeney, M. Pegrum, D. Boyd, D. Crystal, M. Warshauer, G. Davis, P. Brett, M. Levy, D. Healey и др.
Новой информационной среде обучения уделяется все больше внимания с внедрением веб-технологий в процесс обучения и преподавания. Постепенное вхождение России в мировое образовательное сообщество привело к интенсификация межкультурной коммуникации и значительному повышению значимости иностранного языка для обучающихся. Это сразу повлияло на статус дисциплины «Иностранный язык» в школьном обучении, поскольку знание иностранного языка позволяет школьникам оперировать информацией, полученной из иноязычных источников, расширяет возможности для общения со сверстниками по всему миру, формирует толерантное отношение к другим национальностям и культурам [5]. Пришло понимание, что современному школьнику необходимо овладеть иностранным языком; важна коммуникативная компетенция, позволяющая ему осуществлять учебную, и, в дальнейшем — профессиональную, деятельность в новых условиях.
Новая цифровая среда обучения по своей сути требует фундаментального переосмысления образовательного опыта и бросает вызов традиционным презентационным подходам. С точки зрения преподавания иностранного языка в школе, главная задача, на наш взгляд, сегодня состоит в том, чтобы максимально использовать новые технологии для вовлечения учащихся в инновационный образовательный опыт.
Сложившееся состояние дел в теории и практике обучения свидетельствует, что современная система иноязычного образования в школе характеризуется рядом противоречий, в первую очередь, между декларируемой необходимостью следовать цифровой трансформации процесса обучения школьников иностранным языкам, с одной стороны, и отсутствием реальных изменений в педагогической практике, с другой.
Выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования, требующую ответа на вопрос, в какой степени цифровая трансформация процесса обучения иностранным языкам перспективна в среде школы?
Цель этой работы — кратко описать специфику новой информационной среды обучения, а затем дать оценку цифровой трансформации, с помощью которой мы можем изучить ее влияние на процесс преподавания иностранного языка в школе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Обучение в новой информационной среде в школе является источником вдохновения для многих инноваций, как педагогических, так и технологических. Под инновациями мы, вслед за А. А. Шайдулиной, О. О. Мамадалиевым, подразумеваем существенное переосмысление и переработку подходов к преподаванию и обучению, которые полностью вовлекают учащихся [6].
Важнейшая функция обучения в новой информационной среде состоит в расширении мышления и дискурса во времени и пространстве. Сегодня чисто лингвистические текстовые структуры дополняются важными визуальными, акустическими, кинетическими и другими элементами цифровой среды. Такие преобразования обеспечивают новые мультимодальные возможности для изучения иностранного языка [5].
Также текущие проблемы современного общества затрагивают не только социокультурную сферу, но оказывают влияние на разработку инновационных способов преподавания иностранного языка. Это предполагает междисциплинарный подход, объединяющий ключевые аспекты различных областей знаний (лингвистика, психология, педагогика, социология, культурология, информатика). Кроме того, невозможно выучить иностранный язык без одновременного обращения к социокультурным аспектам цифрового общества на основе различных современных способов общения (соцсети, блоги, форумы и т. д.).
Отметим, что сегодня в образовании много говорят о важности вовлеченности школьников, но в большинстве учебных заведений доминирующим способом обучения остается предоставление знаний либо через обращение к бумажным УМК (учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения), либо через неинтерактивные презентации. Однако обучение в новой цифровой среде специально направлено на повышение вовлеченности за счет инновационного внедрения целенаправленного онлайн-обучения, адаптации функций интернет-приложений и соцсетей для задач изучения иностранного языка.
Умело применяемые мультимедиа могут сыграть огромную роль в процессе преподавания и обучения. Они позволяют учащимся развивать свои интересы, доступные онлайн; они помогают формировать когнитивные навыки и, в то же время, являются источниками новой информации и навыков. Вот почему они имеют важные функции с дидактической точки зрения. Исследователи также обращают внимание на мотивирующую роль применения мультимедиа в процессе обучения и преподавания [1, 5 и др.].
Новая цифровая среда позволяет всесторонне активизировать обучающихся в процессе информационного обеспечения, что может способствовать повышению эффективности обучения. Это связано с тем, отмечают Н. М. Королёва и И. В. Костерина, что учащиеся должны выполнять как интеллектуальную, так и непосредственную деятельность для приобретения навыков, поскольку современные средства обучения обычно интерактивны и требуют активного участия в форме поиска информации и интеллектуальной обработки [2].
На наш взгляд, сила интеграции синхронного общения лицом к лицу и текстового асинхронного онлайн-общения является мощным дополнением для целей школьного образования. Как показывает многолетняя практика, современные методы преподавания иностранных языков предлагают нам широкий спектр концепций образовательного процесса, методов и технологий — как традиционных, так и инновационных.
Вместе с тем, внедрение такого многогранного явления, как преподавание в ходе цифровой трансформации обучения, является сложной задачей. Помимо обсуждения преподавания с помощью технологий, эта задача требует объяснения, изучения и описания нового подхода к преподаванию в новую эру общего образования. Эти изменения включают новый способ понимания и деятельности преподавателя. Предлагаемая нами концептуальная основа требует новых способов осмысления роли учителя и роли ученика в процессе изучения иностранного языка.
Так, обязанности преподавателя могут распределяться внутри учебной группы, но не уменьшаться; важность педагогического сопровождения и проблемы отбора актуальных материалов только увеличиваются. Например, они могут составить список обучающих видеороликов в YouTube по теме исследования, предлагать ссылки на подкасты на иностранном языке, ссылаться на блогеров, для демонстрации языкового материала и т. п. В целом, как пишет Н. Ф. Коряковцева, преподаватель должен развивать метакогнитивные навыки и поощрять школьников к тому, чтобы брать на себя все большую ответственность и контроль своего языкового обучения [3].
Участники также должны быть осведомлены о проблемах использования соцсетей и интернета в качестве площадки обучения и убедиться, что каждый чувствует свою принадлежность к информационной среде и не испытывает дискомфорта, участвуя в дискурсе, а также готов озвучивать новые идеи по развитию и использованию информационной среды. Новая среда виртуального общения и преподавания иностранного языка в школе требует, чтобы и учитель, и ученик вовлекались, взаимодействовали и вносили свой вклад в обучение новыми способами. Проблема заключается в том, что просто предоставление возможностей для взаимодействия и сотрудничества не дает гарантии того, что учащиеся будут подходить к обучению глубоко и осмысленно. Школьники должны использовать технологии разумно, улучшать различные навыки в иностранном языке, а не тратить часы на прокрутку социальных сетей без получения каких-либо преимуществ.
Еще раз подчеркнем, что роль учащегося в новой цифровой среде в процессе изучения иностранного языка в школе выходит на первый план. Это создает сложность, поскольку участники должны брать на себя высокую степень ответственности, чтобы отслеживать и регулировать динамику обучения. В то же время преподаватель должен сохранять верные цели обучения по предмету; при этом необходимо учитывать потребности и возможности каждого обучающегося, внедрять опыт, который учащиеся привносят в информационную среду.
В связи с этим, информационные технологии могут являться инструментом для усиления когнитивных способностей. Ведь многие из доступных мероприятий и программ онлайн — это инструменты для улучшения навыков или умений, которыми уже обладают учащиеся, а также расширения знаний и повышения уверенности в себе. Исследования показывают, что использование актуальных материалов на иностранном языке в режиме онлайн оказывает положительное влияние на навыки чтения, грамматики, словарного запаса и аудирования, а также на быстрый прогресс в улучшении этих навыков благодаря надлежащему использованию цифровых технологии [4].
Полученные данные свидетельствуют о том, что для повышения эффективности изучения иностранного языка в школе учителя могут не только модифицировать учебные материалы для использования в классе, но и дополнять их сайтами социальных сетей, таких как TikTok, которые предоставляют учащимся возможность обмениваться информацией, общаться и сотрудничать друг с другом.
На сегодняшний день становится понятно, что учащиеся могут чувствовать свои потребности, предпочтения и способности и использовать IT-приложения для языка, а авторы УМК продолжают недооценивать этот потенциал. Тем не менее, повторим: использование этой возможности зависит от принятия учителями новых ролей и обязанностей по обучению в новой цифровой среде, а также от их навыков и творчества для запуска привлекательных постов и заданий в соцсетях и т. п. Использование более инновационных технологических приложений в виртуальной сети не только добавляет разнообразия в преподавание иностранного языка в школе, но и открывает новые возможности для учащихся, чтобы сохранить свои знания востребованными.
После года пандемии, которая вынудила преподавателей работать удаленно и полностью полагаться на учебные технологии, очевидно, что цифровой подход к обучению должен быть интегрирован в процесс преподавания иностранного языка. В сфере обучения иностранным языкам помогают технологии тьюторства, предоставление доступа к широкому спектру творческих, мультимодальных ресурсов и инструментов. Также облегчают обучение синхронные инструменты (такие как Zoom, Skype и Google Hangout) для удаленного проведения занятий, а также системы управления обучением (LMS) (например, Canvas, Blackboard и Moodle) для систематизации материалов. И даже если преподавателя нет рядом, учащиеся могут получить доступ к множеству веб-сайтов и мобильных приложений, чтобы изучать языки самостоятельно (например, Rossetta Stone, Duolingo и др).
С современными технологиями разговоры лицом к лицу с виртуальными носителями языка находятся всего в одном клике. Интернет предлагает широкий выбор онлайн-платформ, таких как LinguaMeeting.com или iTalki.com, где школьники могут общаться с носителями языка (обычно тьюторами или репетиторами) в контролируемой и безопасной среде. Виртуальные беседы также можно проводить в неформальной обстановке на менее специализированных платформах, например, в HelloTalk, если обе стороны заинтересованы в обучении: хотят выучить язык друг друга или просто общаться на одном языке.
Бесспорно, что новая цифровая среда меняет мир пользователей, и наш подход к обучению должен меняться вместе с ним. Интернет-технологии определенно вошли в моду и, по мнению некоторых исследователей, могут даже заменить учебники в будущем. Но как же грамматика? На наш взгляд, общение должно предшествовать объяснениям грамматики и правил. Иначе говоря, грамматика, являющаяся важным элементом общения, должна реализовываться в осмысленных коммуникативных контекстах. Следует ожидать, что учащиеся выучат грамматику неявно через использование целевого языка и явно через открытие грамматических правил посредством использования и анализа значимых примеров в виртуальной среде.
В процессе преподавания иностранного языка в школах, где есть асинхронные дни занятий, преподаватель может дать практиковать грамматику самостоятельно в упражнениях и игровых действиях (например, Kahoot!). Игры и виртуальная анимация могут сделать грамматику более занимательной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследования показывают, что учащиеся считают, что виртуальное взаимодействие развивает их языковые навыки, интерес к другим странам и культурам, а также их потребность к непрерывному обучению. Мы также приходим к выводу, что цифровая трансформация положительно влияет на эффективность преподавания иностранных языков в школе. В первую очередь, это связано с увеличением возможностей для освоения языка.
В связи с этим, задача сейчас состоит в систематическом изучении стратегий и методов, с помощью которых мы можем объединить очное и онлайн-обучение, чтобы максимально эффективно использовать новую цифровую среду в процессе преподавания иностранного языка в школе.
Хотя классические методы педагогики хорошо послужили общему образованию, мы считаем, что эти принципы необходимо обновить, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности обучающихся, чтобы выпускники школ были не только информационно грамотными в эпоху Интернета, но и имели сформированные коммуникативные компетенции в иностранном языке. Пришло время создать новый набор принципов, которые могут лучше отражать идеалы цифрового общества, признавая и используя возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка.
Литература:
- Гаранина П. Е. Мотивационные факторы использования мультимедиа в образовании // Наука и перспективы. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnye-faktory-ispolzovaniya-multimedia-v-obrazovanii (дата обращения: 12.12.2022).
- Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 12.12.2022).
- Коряковцева Н. Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимися на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа): автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 2003. 48 с.
- Кузнецова И. Н., Куркан Н. В. Аутентичные материалы как средство развития навыков чтения в преподавании иностранного языка: критерии выбора и преимущества // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7–1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnye-materialy-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-chteniya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-kriterii-vybora-i-preimuschestva (дата обращения: 12.12.2022).
- Митюн М. А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 340–342. URL: https://moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 12.12.2022).
- Шайдулина А. А. Мамадалиев О. О. О применении инновационных подходов в процессе обучения // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 839–841. URL: https://moluch.ru/archive/110/26639/ (дата обращения: 12.12.2022).