Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенченкова, О. В. Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий / О. В. Семенченкова, Е. Б. Сорокина, Е. Г. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98099/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство на всех ступенях обучения, включая начальную школу. Работа над проектом рассматривается как одна из возможностей приблизиться к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика [1].Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать познавательные универсальные учебные действия как основу умения учиться. И именно проектная деятельность может помочь начальной школе достичь данных целей. Использование проектной деятельности в начальной школе дополняет уже существующую традиционную систему образования. Проектная деятельность основывается на различных задачах из жизни и осуществляется в виде комплекса взаимосвязанных заданий. Для того чтобы разработать проект и добиться в проделанной работе успеха, ученикам необходимо пользоваться различными источниками информации и добывать необходимые знания для решения целого комплекса проблем [2].Однако полноценная проектная деятельность в начальной школе не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Перенос способов работы из основной школы в начальную неэффективен и даже вреден, если не подготовить для этого необходимую почву. Задача начальной школы — вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности, которой они будут заниматься в основной и старшей школе. В этом учителю поможет четко выстроенная система проектных задач, внедренных в образовательный процесс. Проектной называется задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»).

Проектная задача носит принципиально групповой характер и устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий наметить возможные пути её решения. Для того чтобы понять, какова роль и каково значение проектных задач и проектов в формировании познавательных универсальных действий в начальной школе, рассмотрим пример заданий из учебника 4 класса «Моя математика» (авторы: Т. Е.Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких и др.).

Учебник разделен на пять содержательных модулей, каждый из которых имеет свою структуру и соответствует четвертям. Для проектной деятельности в этом учебнике выделен третий модуль. В последнее время взгляды российского общества на генеральное направление развития образования меняются. Сегодня необходим переход от образования, которое направленно только на приобретение знаний, к образованию, которое формирует умение применять полученные знания и имеющиеся умения в жизни, на практике. Именно этим и обусловлено присутствие проектной деятельности в учебниках «Моя математика». Работа с проектом способствует формированию у учащихся функциональной грамотности.

Для авторов учебников математики важно, чтобы работа с проектом была встроена в традиционную учебную деятельность и ориентирована на развитие умений решать проблемы, достигать поставленных целей, применять знания.

Всего в 4-м классе в учебнике «Моя математика» образовательной системы «Школа 2100» представлены 5 проектов.

Проект 1 Модель машины времени (ч.1, стр. 48)

Проект 2 Страничка из энциклопедии (ч.1, стр. 78)

Проект 3 Инсценировка: Российская ярмарка 18 века (ч. 2, стр. 38)

Проект 4 Играй и выигрывай (ч. 3, стр. 24)

Проект 5 Страница нового учебника (ч.3, стр. 70) [4,5,6].

Эти проекты связаны между собой. Чтобы разработать свой проект, учащиеся могут использовать любые источники информации: различные книги с материалом на данную тему, энциклопедии, электронные ресурсы, видеокассеты и многое другое. Взрослые также могут активно включаться в работу с детьми и помогать им как в поиске, так и в разработке проекта. Итогом работы будет являться презентация проекта. Работа оценивается не только учителем, но и учащимися: идет совместное обсуждение работ учеников, выявление их плюсов и минусов. Учитель также предлагает учащимся дать своему однокласснику рекомендации и советы для дальнейшей работы над проектом. Помимо этого, перед учителем стоит задача направить беседу таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные) [3].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Проектная деятельность, внедренная в образовательную систему начальной школы, позволяет не только приобщать детей к конкретным знаниям, но и позволяет расширить кругозор учащихся, усилить интерес к изучаемой теме, а также воспитать в детях качества, необходимые для жизни в обществе, такие как: коммуникабельность, общительность, эмоциональная отзывчивость и умение сотрудничать. Исходя из изложенного, можно сказать, что учебную проектную деятельность целесообразно использовать в начальной школе на уроках математики.

Литература:

  1. Дубова М. В., Кузнецова Н. В. Как рождается проект // «Начальная школа»,2012 № 11
  2. КрамареваТ.А Проектная деятельность в начальной школе: [электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/proektnaya-deyatelnost-vnachalnoi-shkole
  3. Феоктистова Н. В. Проектная деятельность младших школьников на уроках математики в 4-м классе: [электронный ресурс] /URL:http://festival.1september.ru/articles/522600/
  4. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 1 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 2 М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.
  6. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 3 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, проектная деятельность, проект, задача, набор заданий, образовательная система, работа, умение, учебник, учитель.


Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Задать вопрос