В настоящее время проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство на всех ступенях обучения, включая начальную школу. Работа над проектом рассматривается как одна из возможностей приблизиться к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика [1].Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать познавательные универсальные учебные действия как основу умения учиться. И именно проектная деятельность может помочь начальной школе достичь данных целей. Использование проектной деятельности в начальной школе дополняет уже существующую традиционную систему образования. Проектная деятельность основывается на различных задачах из жизни и осуществляется в виде комплекса взаимосвязанных заданий. Для того чтобы разработать проект и добиться в проделанной работе успеха, ученикам необходимо пользоваться различными источниками информации и добывать необходимые знания для решения целого комплекса проблем [2].Однако полноценная проектная деятельность в начальной школе не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Перенос способов работы из основной школы в начальную неэффективен и даже вреден, если не подготовить для этого необходимую почву. Задача начальной школы — вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности, которой они будут заниматься в основной и старшей школе. В этом учителю поможет четко выстроенная система проектных задач, внедренных в образовательный процесс. Проектной называется задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»).
Проектная задача носит принципиально групповой характер и устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий наметить возможные пути её решения. Для того чтобы понять, какова роль и каково значение проектных задач и проектов в формировании познавательных универсальных действий в начальной школе, рассмотрим пример заданий из учебника 4 класса «Моя математика» (авторы: Т. Е.Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких и др.).
Учебник разделен на пять содержательных модулей, каждый из которых имеет свою структуру и соответствует четвертям. Для проектной деятельности в этом учебнике выделен третий модуль. В последнее время взгляды российского общества на генеральное направление развития образования меняются. Сегодня необходим переход от образования, которое направленно только на приобретение знаний, к образованию, которое формирует умение применять полученные знания и имеющиеся умения в жизни, на практике. Именно этим и обусловлено присутствие проектной деятельности в учебниках «Моя математика». Работа с проектом способствует формированию у учащихся функциональной грамотности.
Для авторов учебников математики важно, чтобы работа с проектом была встроена в традиционную учебную деятельность и ориентирована на развитие умений решать проблемы, достигать поставленных целей, применять знания.
Всего в 4-м классе в учебнике «Моя математика» образовательной системы «Школа 2100» представлены 5 проектов.
Проект 1 Модель машины времени (ч.1, стр. 48)
Проект 2 Страничка из энциклопедии (ч.1, стр. 78)
Проект 3 Инсценировка: Российская ярмарка 18 века (ч. 2, стр. 38)
Проект 4 Играй и выигрывай (ч. 3, стр. 24)
Проект 5 Страница нового учебника (ч.3, стр. 70) [4,5,6].
Эти проекты связаны между собой. Чтобы разработать свой проект, учащиеся могут использовать любые источники информации: различные книги с материалом на данную тему, энциклопедии, электронные ресурсы, видеокассеты и многое другое. Взрослые также могут активно включаться в работу с детьми и помогать им как в поиске, так и в разработке проекта. Итогом работы будет являться презентация проекта. Работа оценивается не только учителем, но и учащимися: идет совместное обсуждение работ учеников, выявление их плюсов и минусов. Учитель также предлагает учащимся дать своему однокласснику рекомендации и советы для дальнейшей работы над проектом. Помимо этого, перед учителем стоит задача направить беседу таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные) [3].
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Проектная деятельность, внедренная в образовательную систему начальной школы, позволяет не только приобщать детей к конкретным знаниям, но и позволяет расширить кругозор учащихся, усилить интерес к изучаемой теме, а также воспитать в детях качества, необходимые для жизни в обществе, такие как: коммуникабельность, общительность, эмоциональная отзывчивость и умение сотрудничать. Исходя из изложенного, можно сказать, что учебную проектную деятельность целесообразно использовать в начальной школе на уроках математики.
Литература:
- Дубова М. В., Кузнецова Н. В. Как рождается проект // «Начальная школа»,2012 № 11
- КрамареваТ.А Проектная деятельность в начальной школе: [электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/proektnaya-deyatelnost-vnachalnoi-shkole
- Феоктистова Н. В. Проектная деятельность младших школьников на уроках математики в 4-м классе: [электронный ресурс] /URL:http://festival.1september.ru/articles/522600/
- Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 1 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 2 М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.
- Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 3 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.