В настоящее время всё более активно развивается процесс цифровизации налогового администрирования. Начало данного этапа представляется возможным отнести к введению в эксплуатацию АСК НДС-2 [11] в 2015 году, с одновременным расширением прав налоговых органов в истребовании документов при проведении камеральных налоговых проверок, что существенно усилило роль камерального контроля.
Согласно статистическим данным ФНС России, в период с 2015 года по настоящее время количество проведённых камеральных проверок возросло вдвое, а количество выездных проверок наоборот вдвое сократилось [10].
Выездная налоговая проверка является крайне эффективным инструментом налогового контроля, Налоговым кодексом, для целей проведения выездных налоговых проверок, закреплён куда более обширный перечень возможных к реализации налоговыми органами комплекс мероприятий налогового контроля, чем для целей проведения камеральных налоговых проверок. Однако, если принимать во внимание интервал между допущенным нарушением налогоплательщиком и номинальным сроком поступления в бюджет доначисленных сумм, камеральная налоговая проверка выступает в роли более интенсивного инструмента. Временной интервал между выявленным нарушением (срок сдачи отчётности в налоговый орган) и вынесением Решения налогового органа по результатам проведённой проверки важен для исчисления мер ответственности налогоплательщика, допустившего нарушение — Штрафа за совершение налогового правонарушения. При этом, срок исковой давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Предметом контроля выездной налоговой проверки является корректность отражения в налоговом и бухгалтерском учёте финансово-хозяйственных операций налогоплательщика за 3 предшествующих года году вынесения Решения о проведении выездной налоговой проверки, а сроки проведения, с учётом допускаемых Налоговым кодексом прав налоговых органов продлевать и приостанавливать сроки проведения проверки, могут составлять 15 месяцев. С учётом временных затрат на процедуры составления Акта по результатам проверки, его обжалования, процедуры проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, составления дополнения к Акту выездной налоговой проверки и его обжалования, к моменту вынесения итогового Решения, возможно выйти за сроки исковой давности, предусмотренной Налоговым кодексом.
Камеральная же проверка проходит в период с момента поступления налоговой отчётности: деклараций или заявления на вычет (по упрощённому порядку получения налоговых вычетов с ноября 2022г.), в налоговый орган и срок её проведения ограничен 3 месяцами или 6 месяцами для организаций-нерезидентов. При этом с 2018 года, сроки проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС Законодательством сокращены до 2 месяцев, с возможностью продлить срок проведения до 3 месяцем по Решению руководителя или заместителя руководителя налогового органа при условии установления в ходе проверки признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах [1].
Одновременно с этим, введение в эксплуатацию АСК НДС-2, а также возложение обязанностей на налогоплательщиков представлять в электронном виде приложения к декларациям по НДС (разделы 8–11 в том числе), значительно упростили процесс осуществления камерального контроля. Следует отметить, что АСК НДС-2 автоматически присваивает риски по сомнительным операциям и ранжирует налогоплательщиков по соответствующим группам риска: низкий, средний, высокий, а также в результате выявления сомнительных операций, формирует Автотребования о представлении пояснений. Побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению [12] также стало активнее применяться налоговыми органами после введения в эксплуатацию АСК НДС-2. Полученные в результате анализа схемы уклонения от уплаты НДС предъявляются налогоплательщику — выгодоприобретателю сомнительной цепочки операций для целей его отказа от применения данных схем и «обеления» деятельности.
В период с 2015 по н. в. федеральная налоговая служба активно ведёт диалоги с представителя различных отраслей предпринимательской деятельности, для целей добровольного отказа от применения схем, содействует в подписании Хартий бизнес сообществ, пример «Хартия участников рынка профессиональной уборки». Одновременно с этим Законодатель с 2017 года ввёл новую статью в Налоговый Кодекс -54.1 [2]. Нормы, закреплённые в данной статье, содержат одновременно как обязывающий налоговые органы характер, который выражается в требованиях к формированию доказательственной базы по выявленным нарушениям, так и уполномочивающий: в случае если налоговые органы по результатам контрольных мероприятий подтверждают сомнительность операций, то такая операция не может служить причиной к уменьшению налоговой базы. При этом, часто финансовый результат от расходных операций уменьшает налогооблагаемые базы нескольких налогов. С учётом данной нормы, представляется экономически более целесообразным добровольно уточнить налоговые обязательства по НДС, выявленные в результате анализа сомнительных сделок по цепочкам АСК НДС-2, чем при проведении налоговых проверок увеличивать налоговую нагрузку уже с учётом налога на прибыль организаций.
Также следует отметить, что с 2015 года функционирует отдельная Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по Камеральному контролю, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основе автоматизированной обработки сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, в том числе: выявляет все сомнительные расхождения в декларациях по НДС, доводит данные сведения до соответствующих территориальных налоговых органов по месту учёта налогоплательщиков.
Также с июля 2021 года начала свою работу Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 [9], осуществляющая налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков — физических лиц. Новый правовой статус для целей налогового администрирования присваивается физическим лицам, в случае, если суммарный объем полученных доходов за год превышает 500 миллионов рублей, физическое лицо может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за два года из предшествующих четырех лет. С 2021 года Законодатель ввёл прогрессивную ставку НДФЛ для граждан России с суммарным доходом свыше 5 миллионов рублей в год [3], она составляет 650 тысяч рублей + 15 % от величины полученного дохода.
Наряду с этим, для физических лиц с 2019 года Законодателем введён такой налоговый режим как Налог на профессиональный доход [4] — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Данный налоговый режим примечателен тем, что при его применении у субъекта — самозанятого физического лица или индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование, а также отсутствует обязанность представления отчётности в налоговые органы и исчисления самого налога. Налог исчисляется самостоятельно налоговым органом, результат к уплате направляется в клиентское приложение на мобильном устройстве налогоплательщика.
Кроме того, в результате активно развивающейся цифровизации налогового администрирования, в том числе в отношении взаимодействия с кредитными организациями, с 1 июля 2022 года в 4 субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению специального налогового режима Автоматизированная упрощенная система налогообложения [5]. Применяться данный режим будет индивидуальными предпринимателями и организациями, примечателен он тем, что кредитная организация будет уплачивать суммы налога в бюджет в качестве налогового агента, применяющего специальный налоговый режим субъекта, исходя из данных об исчисленном налоге, которые будут представляться федеральной налоговой службой. Так, при применении данного специального налогового режима обязанности по исчислению сумм налогов фактически лежат на федеральной налоговой службе, а по уплате на уполномоченной кредитной организации.
В отношении платежей, цифровая трансформация ФНС позволила с 2019 года принимать обязательные платежи в режиме ЕНП «Единый налоговый платёж» [6] без указания обязательных платёжных реквизитов налогов: КБК, АКТМО, и прочих. Также с 2023 года Единый налоговый платёж в ФНС будет доступен и для иных налогоплательщиков [7].
Для крупнейших же налогоплательщиков-юридических лиц нововведением послужило проведение налогового мониторинга [8]. С 1 января 2015 года, налоговый мониторинг — это инструмент налогового контроля, позволяющий налоговым органам практически в режиме реального времени осуществлять контроль за финансово-хозяйственными операциями налогоплательщика. Проведение проверок как форма контроля в данном случае неприменима, за исключением некоторых случаев. Взаимодействие происходит через разработанную форму Мотивированных мнений налогового органа в которых отражены выявленные риски в данных бухгалтерского и налогового учёта организации, а также Мотивированных мнений налогоплательщика о запросах пояснений от налогового органа. При проведении налогового мониторинга у налоговой службы также есть права на проведение контрольных мероприятий, в том числе осмотра. Для целей применения налогового мониторинга, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган соответствующее заявление, но при этом соответствовать установленным критериям, в том числе по полученным за год доходам и исчисленным в бюджет платежам. При этом на момент вступления в силу положений о проведении налогового мониторинга, критерии для налогоплательщиков были установлены из расчёта на крупнейших налогоплательщиков, однако на сегодняшний день, пороговые значения были уменьшены, а, следовательно, и количество потенциальных субъектов таких правоотношений возросло.
Так цифровизация сервисов ФНС позволила значительно расширить область налогового администрирования, позволяя налоговым органам более детально настраивать диалог с предпринимательским сообществом. Предлагая всё более широкий спектр специальных режимов налогообложения, часть из которых освобождает налогоплательщиков от ряда обязанностей. При этом данные обязанности ФНС берёт на себя, минимизируя прямой контакт налогоплательщиков и представителей налоговых органов, что несомненно снижает возможность негативного воздействия «человеческого фактора» на результат контроля и надзора в сфере уплаты налогов. В тоже время налоговая служба оставляет за собой право на проведение проверок с применением мероприятий налогового контроля, связанных с прямым взаимодействием с налогоплательщиками, в том числе с присутствием проверяющих по адресам осуществления деятельности. Однако проведение таких проверок теперь всё чаще носит характер «крайней меры» в перечне методов налогового контроля. Таким образом, возможно проследить тенденцию к переходу на отличный от традиционного уровня взаимодействия в процессе осуществления налогового администрирования. Возникающие правоотношения всё более приобретают характер диалога, в том числе направленного увеличение числа клиентов цифровизированного контроля и надзора в сфере налогообложения. Настоящие методы, подразумевающие сведение к минимуму числа контактов налоговой службы и налогоплательщиков, закрепились в период пандемии COVID19 и в период действия моратория на проведение выездных проверок в условиях острой необходимости пополнения бюджета.
Литература:
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 23.11.2020 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
- Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная система налогообложения»
- Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.09.2019 N 325-ФЗ
- Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-ФЗ
- Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
- Приказ ФНС России от 23.07.2021 N ЕД-7–4/679@ «Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10»
- Данные отчётов № 2-НК https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
- https://www.nalog.gov.ru/rn23/news/tax_doc_news/5822022/
- https://www.nalog.gov.ru/rn52/news/activities_fts/8333281/