Древний Рим в четырех стенах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Лазарев, К. А. Древний Рим в четырех стенах / К. А. Лазарев, Л. И. Айдаева, О. В. Шкотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98134/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современные стили декорирования интерьера приковывают к себе большое внимание людей. Однако мало кто задумывается над историей, к которой обращается каждый опытный дизайнер, ведь основные принципы были созданы еще в эпоху Античности. Именно древние римляне могли похвастаться достижениями и открытиями во многих сферах культурной и бытовой жизни. Они перенимали опыт захваченных народов и дорабатывали идеи, проверенные столетиями. Эти знания и по сей являются основой многих архитектурных стилей.

Аскетичная греческая культура была источником вдохновения и объектом почитания для римских мастеров, которые переняли сдержанность в обустройстве жилищ. Конструктивная мебель не занимала много пространства, однако свободная комната с однотонными стенами была примитивна для римлян, которые со временем все больше обращались к роскоши. Пустые стены, подобно чистому холсту, побудили к созданию декоративных стилей. И по сей день мы пользуемся методами расширения пространства и разнообразием способов чтения интерьера.

Стенопись занимала большую роль в оформление жилища. Римляне стремились к упрощению, что привело к сокращению архитектурных деталей: декор стал росписью, освободив интерьер от объемных элементов.

В основу наших знаний о древнеримском творчестве легло искусство жителей Помпеи[1]. Извержение вулкана заморозило весь город во времени, что дало нам возможность воочию увидеть его со всеми (присущими ему) деталями.

Всего стилей (точнее, систем декорирования домов) четыре:

  1. Инкрустационный
  2. Перспективный
  3. Архитектурный
  4. Иллюзорный

Инкрустационный стиль, актуальный в 150–80 гг до н. э., отличается от других применением рельефа: стены облицовываются рустом[2]. Характерный признак первого декоративного стиля — это имитация материалов, в частности мрамора. Римские мастера смогли удешевить затраты на стройку, не потеряв при этом выразительности. В наши дни эта идея крайне актуальна. Именно поэтому следы этого стиля можно заметить повсюду: фартуки кухонь (Рис. 2), плитка ванной комнаты и облицовка домов.

Стена дома в Гаркулануме

Рис. 1. Стена дома в Гаркулануме

Кухонный фартук и столешница из искусственного камня в современном интерьере

Рис. 2. Кухонный фартук и столешница из искусственного камня в современном интерьере

Отличавшийся от первого стиля иллюзорностью (рельеф становится росписью), перспективный стиль берет начало в 80 г до н. э. и активно используется до 30 год н. э. Характерным признаком является имитированное расширение пространства при помощи перспективных пейзажей. А для разделения композиций использовали изображения пилястр или колонн. Данный стиль нашел свое отражение в наши дни в картинах или в фотообоях (Рис. 4), которые также искусственно расширяют пространство.

Вилла Мистерий

Рис. 3. Вилла Мистерий

Применение перспективный фотообоев в современном интерьере

Рис. 4. Применение перспективный фотообоев в современном интерьере

Не сильно отличился от перспективного орнаментальный/ архитектурный стиль. Будучи популярным в период с 15 г до н. э. до первой половины I века н. э., он является скромной и упрощенной версией второго стиля. Вместо пышности и помпезности приходит утонченность. Стена теперь делится на 3 части, но уже не колоннами, а изысканными канделябрами[3]. Средний ярус украшают сдержанными миниатюрами или картинами с мифологическими мотивами (Рис. 5). Еще больше сокращаются архитектурные элементы, теперь стену обвивают ленты и гирлянды. В современности опыт третьего декоративного стиля используют в минималистичных современных интерьерах (Рис. 6).

Вилла Боскотреказе (мифологический мотив)

Рис. 5. Вилла Боскотреказе (мифологический мотив)

Аналог орнаментального стиля в наши дни

Рис. 6. Аналог орнаментального стиля в наши дни

После многочисленных землетрясений, настигших Помпеи, в 63 г. н. э. зародился иллюзорный стиль. Старые стены потрескались или разрушились, что дало возможность вновь вернуться к эффектности и насыщенности. Римляне, уставшие от аскетичности предыдущего стиля, стали декоративно перегружать интерьер, создавая театральные сюжеты. Иллюзорный стиль не привнёс чего-то нового, однако объединил прошлые идеи, наделив их ярким образом. Так же и сегодня в театрах можно увидеть фантастические декорации, которые берут свои истоки у ярких римских интерьеров.

Дом с кораблями

Рис. 7. Дом с кораблями

Современный интерьер

Рис. 8. Современный интерьер

Рассматривая какую-либо архитектуру или ее отдельные элементы, всегда можно свести ее основу к уже знакомым принципам и образам, придуманными мастерами Древнего Рима и Античности в целом. Они подарили последующим поколениям знания, накопленные многовековым опытом, создали ту самую основу, на которую опираются в каждом архитектурном и дизайнерском решении. Фраза «все новое — хорошо забытое старое» актуальна и в наши дни.

Литература:

  1. https://artchive.ru/publications/3718~Freski_i_pepel_Zhivopis'_i_dizajn_v_drevnikh_Pompejakh#:~:text=I «стиль» %20— %20«инкрустационный» %20(II,скорее %2C %20выявление %20конструктивной %20основы %20стены
  2. https://ulli-u.livejournal.com/71993.html
  1. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеримская_стенопись
  2. 4. https://putevye-istorii.ru/freski-pompej-gerkulanuma-stabij/]

[1] Помпе́и — древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н. э.

[2] Ру́стовка — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной.

[3] Канделя́бр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или различных видов ламп.

Основные термины (генерируются автоматически): современный интерьер, декоративный стиль, день, иллюзорный стиль, стен, стиль.


Задать вопрос