В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический климат, семейная тревога, чувство вины, напряжение. Кроме того, показаны половые различия в переживаниях в обеих семьях. На основе полученных данных показаны возможности и цели семейного психологического консультирования.
Ключевые слова: семья, родители, ребенок ОВЗ, удовлетворенность браком, семейный климат, вина, тревога, семейное консультирование.
В настоящее время особое значение в психологической практике приобретает решение задач по оказанию комплексной поддержки тем семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. Непростая обстановка в таких семьях требует усилий по предотвращению психоэмоциональных деструктивных явлений, сохранности супружеского союза, ведь именно семье как первичному звену принадлежит ведущая роль в абилитации и социализации особого ребенка [3]. Для определения направленности профессионально-психологической помощи семьям с особым ребенком, необходимо ознакомиться с интерактивным и коммуникативным своеобразием таких семей в контексте решаемых первоочередных задач. Прежде всего, с психотравматическими обстоятельствами как системы морфофункциональных расстройств, отражающих ту или иную аномалию детского развития. Такая травматизация носит хронический пролонгированный характер. Это влияет на семейный уклад жизни в целом, стилистику семейных и брачных отношений, на особенности контактирования семьи с социальным окружением, на мировоззрение и ценности отца и матери, ребенка [1]. Еще в ноябре 1998 г в Проекте «Концепции специальной психологической помощи в системе образования», указывалось, что одной из задач психологического сопровождения родителей и лиц, их заменяющих является психодиагностическое обследование и коррекционное вмешательство, где акцент ставится на психолого-педагогическом аспекте, оставляя без должного внимания благополучие самих супружеских пар, что указывает на дефицит внимания к внутрисемейным и супружеским взаимоотношениям в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. С целью восполнить обозначенный дефицит, нами было организовано исследование среди лиц обоих полов без жалоб на здоровье и внешних болезненных признаков, проживающих на территории Российской Федерации (г. Самара и Самарская область) с учётом соблюдения условия равновеликих выборок: в частности, семьи с особенными и здоровыми детьми, по 11 семейных пар, возрастной диапазон испытуемых составляет от 31 до 39 лет. Общая численность выборки 44 человека. Диагностика осуществлялась с использованием следующих инструментов:
- тест-опросник «Уровень удовлетворенности браком» Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская);
- тест Психологический климат в семье В. В. Бойко);
- тест АСТ Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
Участие в исследовании было добровольным. Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, с большей активностью и интересом принимали участие, семьи, воспитывающие здорового ребенка, с недоверием отнесли к участию в исследовании. Однако проведенная психологическая беседа о целях исследования, особенностях их участия и строгой конфиденциальности информации, позволила нам сохранить группу испытуемых — семьи, воспитывающие здорового ребенка, кроме того, получить достоверные результаты по итогам диагностики. Заинтересованность в исследовании семей с ОВЗ указывает на их потребность в психологической помощи, консультации, где респонденты ищут любую возможность высказать о проблемах в своей семье. Обратимся к результатам диагностики и анализу полученных данных.
Рис. 1. Уровни удовлетворенности браком в исследуемых семьях
На рисунке 1 показано, что уровни удовлетворенности браком в исследуемых семьях различны. Супруги в семьях с ребенком ОВЗ фрустрированы своей совместной жизни, различными ее сферами, распределением ролей в семье. В семьях со здоровым ребенком супруги эпизодически сталкиваются с проблемами, возможны внутрисемейные конфликты, однако удовлетворенность в таких семьях все же выше.
Таблица 1
Статистический анализ различий в уровнях удовлетворенности браком (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)
Переменные |
Критические значения U |
|
142 при p≤0 ,01 |
171 при p≤0 ,05 |
|
Коэффициент U- эмпирического |
||
Уровень удовлетворенности браком в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ и в семьях, воспитывающих здорового ребенка |
112,5 значимо p≤0,01 |
|
Таблица 1 показывает, что обнаруженные различия статистически доказаны.
Проанализируем психологический климат семей. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни психологического климата в исследуемых семьях
На рисунке 2 показано, что уровни позитивности психологического климата в исследуемых семьях различны. В семьях с ребенком с ОВЗ усредненный показатель можно отнести к неустойчивому, переменчивому психологический климату, что указывает на недостаточную комфортность существования в таких семьях, на наличие дисгармонии, на конфликтность и частоту дистрессовых состояний. В семьях со здоровым ребенком усредненный показатель уровня психологического климата относится к неопределенному психологическому, но с позитивными тенденциями, в таких семьях наблюдаются признаки сплоченности, эмоциональной защищенности и удовлетворенности семьей.
Таблица 2
Статистический анализ различий в уровнях психологического климата в семье (непараметрический критерий U -Манна-Уитни
Переменные |
Критические значения U |
|
142 при p≤0 ,01 |
171 при p≤0 ,05 |
|
Коэффициент U-эмпирического |
||
Психологический климат в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ и в семьях, воспитывающих здорового ребенка |
100 значимо p≤0,01 |
|
Представленный выше обзор данных диагностики семейного психологического климата указывает на достоверные различия (см.табл.2) в этом показателе у семей с ребенком с ОВЗ и со здоровым ребенком, следовательно, в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, психологический климат менее благоприятен, чем в семьях, воспитывающих здорового ребенка.
Рис. 3. Интегральный показатель семейной тревоги в исследуемых семьях
На рисунке 3, отражающем сравнительное количественное соотношение интегрального показателя семейной тревоги в исследуемых семьях, видно, что: у взрослых членов семей с ребенком с ОВЗ диагностируется повышенная семейная тревога, проявляющаяся в навязчивых сомнениях, переживаниях страхов и опасений относительно самочувствия членов семьи, причем тревога такого рода обычно проявляется косвенно и разнообразно у членов семьи, что, впрочем не отражается во вне семейных обстоятельствах — на работе, с иными родственниками, соседями и т. п.; сюда же относятся переживание беспомощности и невозможности вмешаться в процессы, происходящих в семье, когда тревожный субъект не чувствует свою реальную важность для семьи.
Рис. 4. Выраженность компонентов семейной тревоги в исследуемых семьях
Из рисунка 4, отражающем сравнительное количественное соотношение выраженности компонентов семейной тревоги в исследуемых семьях, видно, что у взрослых членов семей с ребенком с ОВЗ, как и у членов семей со здоровым ребенком, переживание вины находится в пределах нормативных показателей (от 0 до 5), однако чувство вины значительно выше в семьях с ребенком ОВЗ. У взрослых членов семей с ребенком с ОВЗ, как и у членов семей со здоровым ребенком, переживание чувства тревоги находится в пределах нормативных показателей (от 0 до 5), но и здесь следует отметить, что количественное соотношение данных показывают тенденцию к большей выраженности чувства тревоги у лиц из семей с детьми с ОВЗ (4,0>1,5).
У взрослых членов семей с ребенком с ОВЗ диагностируется повышенный уровень напряженности, что отражается в их внутреннем напряжении, нервозности, настороженности, в расходовании значительных ресурсов при выполнении обыденных семейных дел при сверхнормативном самоконтроле, рефлексивности.
Таблица 3
Статистический анализ различий в уровнях семейной тревоги (непараметрический критерий U -Манна-Уитни
Переменные |
Критические значения U |
|
142 при p≤0 ,01 |
171 при p≤0 ,05 |
|
Коэффициент U-эмпирического |
||
Интегральный показатель семейной тревоги |
56,5 значимо p≤0,01 |
|
Вина |
71 значимо p≤0,01 |
|
Тревога |
112,5 значимо p≤0,01 |
|
Напряженность |
86 значимо p≤0,01 |
|
Различия обнаружены по всем показателям. Все это доказывает, что в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, показатели семейной тревоги выше, чем в семьях, воспитывающих здорового ребенка.
Кроме того, нами обнаружена и специфика половых переживаний.
Таблица 4
Статистический анализ полоролевых различий компонентов семейной тревоги (непараметрический критерий U -Манна-Уитни
Переменные |
Компоненты семейной тревоги |
Критические значения U |
|
25 при p≤0 ,01 |
34 при p≤0 ,05 |
||
Коэффициент U-эмпирического |
|||
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ |
Вина |
0 значимо p≤0,01 |
|
Тревога |
0 значимо p≤0,01 |
||
Напряженность |
60,5 не достигает критического значений |
||
Семьи, воспитывающие здорового ребенка |
Вина |
58 не достигает критического значения |
|
Тревога |
40 не достигает критического значения |
||
Напряженность |
58,5 не достигает критического значения |
||
Из таблицы 4 следует, что в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ статистически подтверждены различия (между полами) по таким частным показателям семейной тревоги, как вина и тревога, но не подтверждаются различия по напряженности; в семьях, воспитывающих здорового ребенка значимый характер различий не обнаружен ни по компоненту вины, ни по компоненту тревоги, ни по компоненту напряженности.
Иными словами, супруги мужского пола в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ испытывают достоверно менее выраженные чувства вины и тревоги в то время, как напряженность в структуре переживаний семейной тревоги не обнаруживают значимой разницы; в семьях же, воспитывающих здорового ребенка, супруги вполне единообразны в оценках своих переживаний компонентов семейной тревоги.
На основании полученных эмпирических данных, становится очевидным, что семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Семейное психологическое консультирование является одним из возможных путей преодоления аффективных состояний и поведения супругов и иных членов семьи. Ведущими целями психологического консультирования должны быть следующие:
— повышение пластичности ролевой структуры семьи − гибкости распределения ролей, взаимозаменяемости;
— установление открытой и ясной коммуникации;
— разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;
— создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.
Отсутствие психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, дестабилизирует брак, угрожает целостности семьи в целом [2].
Литература:
- Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В. В. Ткачева. − 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. −281 с.
- Холостова, Е. И. Социально– психологическая устойчивость семьи в современной России: монография / Е. И. Холостова, Т. В. Шинина. — Москва: Дашков и К, 2017. — 341 с.
- Шац И.К, Овчинникова Т. С. Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение // ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. С. ПУШКИНА. − 2019. − № 4. − С. 190–200