В статье проанализировано влияние конструктивистского модерна на дизайн современной мебели.
Ключевые слова: модернизм, конструктивистский модерн, мебель, дизайн
Стиль модерн сформировался более ста лет назад. Произошло это сразу в нескольких европейских странах, том числе и в скандинавских.
Стиль модерн делят на флореальный, в котором преобладают плавные и изящные линии, и конструктивистский (геометрический), отличавшийся прямыми строгими линиями.
Основными характеристиками конструктивистского модерна являются геометрические формы и фрагментарное использование декора. Это направление нашло своё отражение и в дизайне мебели. Геометрическая форма мебели отлично подходит для помещений, будь то жилые или офисные здания. Основными используемыми материалами являются дерево, металл, стекло. Подобная мебель удивляет своей простотой и оригинальностью. Такой дизайн сохраняет привлекательность в наше время и хорошо вписывается в современный интерьер.
Это направление модерна идеально подходило для концепции компании Ингвара Кампрада IKEA и до сих пор является вдохновением для множества дизайнеров фирмы.
«Почему красивые товары создаются только для нескольких покупателей…» [1]
Ингвар Кампрад (Ingvar Kamprad)
Так как в то время мебель была достаточно дорогой, не каждый человек мог себе позволить купить такую. В родном городе Ингвара, Смоланде было много небольших мебельных фабрик. Он решил в качестве эксперимента впервые в рекламной брошюре IKEA представить мебель по низкой цене и высокого качества.
IKEA — самый известный массовый производитель мебели и других товаров для дома. Ингвар Кампрад выпускает свой первый каталог мебели в 1951 году, взяв многие идеи из популярного тогда стиля модернизм, основанного на образах конструктивистского модерна.
Рассмотрим пример (рис.1), на котором изображён патент Гарри Нолана на консольное пружинящее кресло (1924 год). Такая конструкция позволяла сидящему в нём человеку, немного раскачиваться и расслабляться.
Рис. 1. Патент Гарри Нолана, полученный в 1924 году на консольное пружинящее садовое кресло, США
Рис. 2 Людвиг Мис ван дер Роэ, прототип кресла с консольными подлокотниками, 1931 год
Рис. 3. Людвиг Мис ван дер Роэ, кресло «Брно», модель MR 50
Позже этот патент выкупил Людвиг Мис ван дер Роэ, немецкий архитектор и создал собственную конструкцию консольного кресла (рис. 2–3). Купив на нее права, Мис ван дер Роэ побудил дизайнеров создавать собственные версии консольных стульев и спровоцировал появление огромной вариации консольных конструкций (рис. 4–5). [2]
Рис. 4. Марсель Брейер, модель B33, 1928 год, производство Thonet
Рис. 5. Алвар Аалто, консольный стул, модель 21, 1933 год
Впоследствии японский дизайнер Набору Накамура, спроектирует кресло с похожим строением. Он придумает особую U-образную конструкцию, такая форма позволяет человеку удобно расположиться и немного покачиваться. Это знаменитое кресло получит название Поэнг, оно станет визитной карточкой IKEA(рис. 6). [3]
Рис. 6 Набору Накамура, кресло Поэнг (POÄNG), IKEA
С применением той же консольной конструкции в 1937 году был изобретён шезлонг 43 (рис. 7) Алваром Аалто, финским архитектором. Работая с IKEA, он также создавал мебель для своего собственного архитектурно-художественного бюро Artek.
Рис. 7. Алвар Аалто, Шезлонг 43 (Lounge chair 43)
Благодаря патенту на изогнутую L-образной опору ему удалось создать несколько видов мебели, например сервировочные столики Tea Trolley 901 и Tea Trolley 900 (рис. 8–9) и даже подвесные шкафчики для хранения (рис. 10–11). Их дизайн практически не изменился спустя время, они остаются такими же популярными сейчас. [4]
Рис.8 Tea trolley 901, Алвар Аалто
Рис.9 Tea trolley 900, Алвар Аалто
Рис. 10–11 Примеры подвесного выдвижного ящика, Алвар Аалто, производство Artek
Ещё одним изобретением Аврала Аалто стали табуреты FROSTA, которые стали ещё одной визитной карточкой IKEA. Этот дизайн стал настолько культовым, что сейчас эти табуреты можно найти в MoMA (Museum of Modern Art, в пер. Музей современного искусства), в качестве экспонатов. Всего было выпущено 2 модели: Stool 60 (рис. 12), с тремя ножками и Stool e60 (рис. 13), с четырьмя.
Рис. 12. Stool 60, Museum of Modern Art
Рис. 13. Stool e60, Museum of Modern Art
Простой и лаконичный дизайн настолько полюбился покупателям, что табуреты не теряют свою популярность на протяжении десятков лет. [5]
Основная особенность, объединяющая все направления модерна — необычность и неповторимость. При этом, как показал анализ, простые геометрические формы мебели, которые стали популярны в начале 20-го века не утратили свою актуальность и до сих пор используются мастерами IKEA.
Литература:
- IKEA [Электронный ресурс] https://www.ikea.com/jp/en/this-is-ikea/the-ikea-concept-pube700d670
- Стулья-консоли из гнутых трубок: автор неизвестен? [Электронный ресурс] https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/stulya-iz-gnutyih-trubok-avtor-neizvesten/ Юбилей ПОЭНГ — 40 лет вместе
- Юбилей ПОЭНГ — 40 лет вместе [Электронный ресурс] https://mobilpiu.ru/noboru-nakamura-dizayner-kreslo/
- Элементы функционального дизайна Алвара Аалто: вот откуда ИКЕА берёт свои идеи! [Электронный ресурс] https://avrorra.com/alvar-aalto-design/
- Дизайн культовой мебели IKEA: 6 вещей, которые расскажут всё о скандинавском стиле [Электронный ресурс] https://media.contented.ru/interior/dizajn-kultovoj-mebeli-ikea-6-veshhej-o-skandinavskom-stile/