В данной статье представлены причины возникновения психологического насилия, особенности его протекания и последствия влияния на детей и других членов семьи. Представлены рекомендации, способствующие противодействию агрессора в свой адрес или близких людей.
Ключевые слова: психологическое насилие, разрушительное поведение, типы родителей, субъект насилия, виды психологического насилия, рекомендации против агрессора.
Психологическое, или как его еще по-другому называют — эмоциональное насилие является одной из основных форм проявления насилия в отношении детей. Это может проявляться в каком-либо психическом воздействии на ребенка, а также в отвержении членами семьи, близкими, что может негативно сказаться на развитии психики ребенка, его эмоциональной сфере, особенностях поведения и взаимоотношения с социумом.
Субъектом психологического насилия может выступать любой человек, член семьи. Как правило, он относится или к семьям с авторитарными родителями, или семьям с нарушенным стилем воспитания (что может проявляться в гиперопеке или, наоборот, в ее недостатке — гипоопеке), или семьям с социально-экономическими и психологическими проблемами и т. д.
Чаще всего субъектами проявления эмоционального насилия являются именно родители, которых можно разделить на 2 типа:
– агрессивно-авторитарных;
– тревожно-мнительных.
В психологии выделяют 6 типов разрушительного поведения родителей, которые так или иначе являются значимыми для ребенка. Далее мы их подробнее рассмотрим. Итак:
1-отвержение. Оно может проявляться в нескольких аспектах — публичное унижение, предъявление несоразмерных требований. При этом ребенку постоянно стараются привить чувства вины и стыда за проявление им эмоций и чувств.
2-угрозы. Унижение достоинства ребенка при помощи оскорблений, обвинений в формате брани и криков, при этом используется часто ненормативная лексика и наказания (иногда остаются в рамках обещаний).
3-игнорирование. Родители неспособны проявлять чувства любви и заботы по отношению к своему ребенку, игнорируют его психологические потребности и нужды (в безопасности, общении, поддержке и т. д.). Как правило, такие проявления не кратковременные, а длительные.
4-изоляция. Ребенок находится в тесных ограничительных рамках, в которых ему запрещается взаимодействовать как-либо с окружающим миром.
5-развращение. Со стороны родителей появляется некая поддержка, мотивация к развитию асоциального поведения в целом, а также его проявлений — таких как воровство, проституция, появление алкогольной и наркотической зависимости.
6-насилие, совершенное в присутствии ребенка. Оно может быть адресовано и не самому ребенку, но по отношению к окружающим его людям, животным и т. д.
Насилие разделяется по нескольким классификациям. Может быть прямым или косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. По критерию содержания насилие подразделяется на: физическое, пренебрежение обязанностями, сексуальное, психологическое.
К видам психологического насилия можно отнести:
– обидные замечания и шутки, которые принижают человеческое достоинство;
– навязывание определенных установок и мнений;
– контроль действий;
– эмоциональное манипулирование;
– запугивание;
– обесценивание достижений и т. д.
Последствия психологического насилия над детьми могут иметь абсолютно разные последствия. Это может проявляться и в биологических особенностях, и в психологических, которые будут оказывать непосредственно влияние и на социальные. Например, у детей дошкольного и младшего школьного возраста может прослеживаться задержка в физическом и речевом развитии, такие дети могут также и отставать в росте. У подростков — побеги из дома, попытки совершения суицида. Нередко появляется импульсивность, вредные привычки (вырывание волос), чрезмерная уступчивость и податливость.
Как правило, у детей опыт насильственного взаимодействия перерастает в психотравму, которая, в свою очередь, обладает рядом особенностей. Так, дети не всегда осознают суть происходящего. Но если и осознают все-таки суть, то не всегда понимают именно истинные последствия, которые наступят для их как физического, так и психического здоровья. Для детского мозга свойственно быстрое вытеснение негатива, в сравнении со взрослыми. И как следствие, события могут забываться в детском возрасте, но появляться во взрослом. Стоит также отметить, что о произошедшем насилии дети чаще сообщают не какому-либо члену семьи, а своим друзьям, сверстникам.
Самым опасным видом насилия считается сексуальное, которое может во взрослой жизни проявляться в следующих аспектах:
– психосоматические заболевания;
– зависимое поведение;
– непринятие своего тела и, как следствие, проблемы в сексуальных отношениях;
– повторное насилие.
Согласно данным статистики, чаще всего женщины, которые подвергались ранее насилию, рискуют вновь оказаться в роли жертвы. А мужчины, испытавшие насилие, начинают сами его совершать.
Любое насилие, которое относится к периоду взрослой жизни, может оставить следующие отпечатки: нарушение Я-концепции, депрессия, чувство вины и стыда, а также проблемы в межличностных отношениях (в особенности во взаимоотношениях с тем полом, со стороны которого осуществлялось насилие).
Семьям, у которых возник подобный кризис, необходимо стараться оказывать помощь на ранней его стадии для большей эффективности, поскольку такая семья еще не будет находится в статусе находящейся в особо опасном положении, которая подвергает риску жизнь и развитие ребенка и окружающего социума в целом.
Согласно последним исследованиям: чем дольше длится семейный кризис, тем это сложнее для самой семьи и тем больше ресурсов потребуется для организации профилактической работы, а, следовательно, будет меньшая результативность и эффективность.
Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, т. к. подобная атмосфера не подходит для полноценного воспитания и развития ребенка. Дети, которые выросли в условиях насилия, позже сами становятся жертвой или агрессором (с вероятностью в 95 %).
Современные психологи и исследователи разработали ряд рекомендаций, которые помогут защитить себя и своих членов семьи от психологического насильственного воздействия:
- Учитесь говорить «Нет» агрессору. Если человек продолжает проявлять в ваш адрес подобное, то следует его просто игнорировать.
- Вести себя менее эмоционально. Можно соглашаться со всем, что предлагает агрессор, но при этом не следовать этому в действительности. Это поможет вывести его из равновесия.
- Не поддавайтесь на манипуляции игнорирования. Не нужно стараться обратить на себя внимание такого человека.
- Не позволяйте нарушать личные границы.
- Старайтесь трезво смотреть на ситуацию и не поддаваться шантажу, угрозам и т. д.
Таким образом, можно отметить, что необходимо следить за эмоциональным (психологическим) состоянием всех членов семьи, в особенности касающихся детско-родительских отношений, поскольку они являются взаимодополняющими друг друга.
Литература:
- Берн Э. Игры, в которые играю люди. Люди, которые играю в игры. Эксмо, 2013.
- Миллер А. Воспитание, насилие и покаяние. Класс, 2010.
- Форвард С. Эмоциональный шантаж, М.: АСТ, 2005