В данной статье рассматриваются основы стратегического планирования на уровне муниципальных образований. Определяется, что из себя представляет стратегическое планирование, муниципальная стратегия. Отдельно уделяется внимание проблемам стратегического планирования на уровне города.
Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, планирование города.
Процесс формирования эффективных территориальных стратегий развития волнует большую часть стран, регионов и городов. По оценкам ООН, к 2050 году практически 70 % населения Земли будет проживать в городах, хотя сейчас этот процент равен 50-ти [1]. Муниципальное образование как объект стратегического планирования имеет свои особенности, которые определяются разными факторами, в том числе, какая территория и населенные пункты входят в его состав.
В целом разработку стратегии развития муниципальных образований можно определить как особую деятельность, состоящую в разработке стратегических альтернатив в виде прогнозов, стратегий, проектов и программ, предусматривающих выдвижение важнейших приоритетов и целей развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе [2].
Некоторые элементы стратегического планирования присутствовали и в плановой социалистической экономике, а также и в экономике царской России. В контексте новых трендов и условий мировой экономики необходимо определять характер глобальных процессов на обозримую перспективу. С. Г. Арбузов справедливо отметил, что «В СССР главный институт разработки долгосрочных планов — Госплан СССР — формировал основные показатели и нормативы, которые затем дополнялись и корректировались на основе планов предприятий и организаций. Готовый план, после утверждения на уровне съезда партии и Совета министров СССР, получал статус директивы» [3].
Активное развитие стратегического планирования можно было наблюдать в 50-х годы ХХ столетия на советских предприятиях в форме пятилетнего планирования. Основные показатели при этом достига- лись на основе формирования долгосрочного прогноза развития предприя- тия на будущее, а ресурсная база подразумевалась как уже накопленный по- тенциал прошлого.
Так ученый Е. С. Мищеряков с помощью методов анализа и синтеза, метода сравнений и аналогий в своей диссертации обосновал перечень и очередность разработки документов территориального планирования с целью создания комплексной системы разработки документов пространственного развития. Исследователь Е. А. Храбров в своей работе разработал модель сбалансированной системы показателей социально-экономического развития городов, как инструмента информационно-аналитического обеспечения и взаимоувязанного развития [4]. Работа Ю. А. Свиридченко посвящена разработке алгоритма корректировки стратегии развития пространственных социально-экономических систем, включающего этап прогнозирования результатов реализации коррекционных мероприятий [5]. Магданов П. В. справедливо утверждает, что «стратегическое планирование представляет собой систему знаний, относящихся к процессам определения будущего и планирования развития какого-либо экономического субъекта — индивида, организации или группы организаций — и к процессам разработки и контроля выполнения мероприятий по развитию данного субъекта» [6].
Один из ведущих экспертов общероссийского форума стратегического планирования Р. М. Воронкова (Консорциум Леонтьевский центр — AV Group) в своих исследованиях подчеркивает необходимость включения территориально-пространственного планирования в процессы формирования социально-экономической стратегии и государственной политики. Определенный интерес представляет предложенная концепция взаимоувязки стратегического и территориального уровней планирования, которая состоит из следующих составляющих: уровень документов, функция, масштаб и предназначение. Соловьева И. А. в своей работе выявила такие мировые и российские тенденции городского развития, как интеграция, глобализация, конкуренция и кластеризация городов, что также подтверждает формирующийся вектор в стратегическом планировании, направленный на повышение конкурентоспособности территорий [7]. Инновации в системе стратегического планирования социально-экономического развития зарубежных городов рассматривали исследователи Рисин И. Е., Шаталова Е. А., которые определили продуктивные компоненты такого планирования [8].
Л. Г. Кириллов относительно муниципальных стратегий отмечает, что современная цель государства — «обеспечить через зональные и межмуниципальные стратегии программное управление и управление по результатам, взаимосвязь между государственной властью и местным самоуправлением через экономический интерес домашних хозяйств, а не административное принуждение органов управления, создать эффективное местное управление, в том числе запустить механизмы частно-публичного партнерства» [9]. Необходимо ориентироваться «не на директивное написание стратегии некими фирмами и растрату бюджетных средств на «документы», а на создание способности органов публичной власти осуществлять стратегическую деятельность и управлять с помощью политик, а не директив. Муниципальная стратегии — это не стратегии губернатора или мэра. Это стратегии муниципального образования, стратегии территории, а не организации и ее руководителя.
Отдельно следует рассмотреть проблемы стратегического планирования городов, которые активно обсуждаются в настоящее время в профессиональных сообществах, в том числе на Общероссийском форуме стратегического планирования. Можно выделить следующие:
— Создание «документа ради документа» — недостаток системы реализации базовых документов стратегического планирования.
— Низкий уровень сбалансированности, взаимосвязи и согласованности документов стратегического планирования различных уровней [10].
— «Мониторинг ради мониторинга» — недостаток механизмов учета результатов мониторинга и контроля в принятии управленческих решений.
— Отсутствие практики и опыта работы с большим объемом статистических данных в области стратегического планирования.
— Отсутствие связи между стратегическими целями и государственными программами, а значит и с финансированием реализации стратегий.
— Недостаток квалифицированных кадров в органах местного самоуправления.
— Недостаточность или отсутствие статистических сведений по муниципальным образованиям и другие.
Наличие вышеперечисленных проблем также обуславливает необходимость изучения международного опыта и наиболее эффективных инструментов стратегического планирования городов в целях последующего внедрения и адаптации наиболее успешных технологий. Ко всему прочему должно осуществляться проведение стимулирующих мер государственной поддержки субъектов РФ и муниципальных образований при условии самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ и ОМСУ своих полномочий, установленных конституцией РФ и ФЗ.
Таким образом, интерес к проблеме стратегического планирования в последние годы увеличился в научном сообществе. По своему содержанию стратегия — это возможность определения целей и ориентиров, приоритетов развития, механизмов и ресурсов для ее достижения, обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом, а также оптимальность и устойчивость развития отдельных направлений жизнедеятельности. Все это актуализирует тему и подтверждает необходимость изучения международного опыта. Можно сделать вывод, что стратегия сочетает прогнозы, миссию, видение, приоритеты и долгосрочные цели и задачи с детальным планом действий.
Литература:
- Доклад информационного центра ООН о городском народонаселении. — URL: http://www.unic.ru/press/po-dannym-oon-uvelichivaetsya-gorodskoe-narodonaselenie-segodnya-bolee-polovinynaseleniya-mir (дата обращения: 20.11.2022)
- Практическое пособие «Территориальное стратегическое планирование»/ МЦСЭН «Леонтьевский центр». -2014. — с.87
- Арбузов, С. Г. Гармонизация интересов власти и бизнеса как механизм повышения экономической безопасности государства / С. Г. Арбузов // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2016. — № 5. — С. 74–79.
- Храбров, Е. А. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Храбров Е. А.; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. — Майкоп, 2013. — 30 с.
- Свиридченко, Ю. А. Стратегическое планирование и прогнозиро-вание развития пространственных со- циально-экономических систем: авто-реферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Свирид- ченко Ю. А.; [Место защиты: Кисловод. ин-т экономики и права]. — Кисловодск, 2014. — 23 с.
- Магданов П. В. Процесс стратегического планирования в корпорации / П. В. Магданов // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. — 2012. — С.43–49.
- Соловьева, И. А. Мировые и российские тенденции городского развития: интеграция, глобализация, кон- куренция и кластеризация городов / И. А. Соловьева // Региональная экономика: теория и практика. –. 2016. — № 12. — С. 28–37.
- Рисин И. Е., Шаталова Е. А. Инновации в системе стратегического планирования социально-экономи- ческого развития городов: зарубежный опыт // Инновационный вестник регион. 2008. — № 1. — С. 4–7
- Кириллов, Л. Г. Блеск и нищета стратегического планирования в формулах федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-фз // Муниципалитет: экономика и управления. — URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2015/04/13/ (дата обращения: 20.11.2022)
- Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. / Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». — 2017– 68 с.