В статье рассматривается процесс создания специализированной зоны профориентации младших школьников и детей с расстройством аутистического спектра. Определены основные блоки проекта, описаны пути взаимодействия между нормотипичными детьми и детьми с РАС в процессе работы по профориентации.
Ключевые слова: Федеральный национальный проект «Образование», ранняя профориентации, нормотипичные дети, дети с расстройством аутистического спектра, специализированная зона ранней профориентации.
В Федеральном национальном проекте «Образование» [2], уделяется много внимания профориентации в школе. Это связано с тем, что учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, а так же о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Проблема заключается в том, что в ритме школьной жизни выпускника практически не остается времени для погружения в мир профессий [3]. Это натолкнуло нас на мысль создания проекта по ранней профориентации. Чтобы дать обучающимся возможность более детально подойти к вопросу выбора будущей профессии. Именно поэтому ранняя профориентация является актуальным направлением работы образовательных учреждений, так как, именно в начальной школе, у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств. Ученики начальной школы через 7–10 лет на пороге взрослой жизни будут выбирать профессию, строить дальнейшую жизнь, поэтому в период ознакомления обучающихся с миром профессий, необходимо осуществлять подготовку детей к этому нелегкому выбору. Педагоги, а также родители не только ответственны перед детьми за правильное решение этого вопроса, но и обязаны оказать им помощь — нацелить на правильный путь в жизни, ведь от правильного выбора профессии зависит успешность личности в социуме.
В связи с этим, в МБОУ СОШ № 37 нами разработан проект «Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра». В нашей школе наряду с нормотипичными детьми обучаются дети с расстройством аутистического спектра, поэтому не случайно в проект была включена данная категория обучающихся. Многие считают, что люди с проблемами аутизма не могут получить работу. Это далеко не так, просто у них слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. А благодаря нашему проекту, их можно развить, кроме того, в процессе реализации все категории обучающихся тесно взаимодействуют друг с другом: во время ролевых дидактических игр, находясь в специализированной рекреационной зоне, дети имитируют профессиональные навыки той или иной профессии.
В рамках организации проекта создана специализированная зона активизации профессиональных интересов под названием «Мир профессий».
В работе над проектом были выделены основные блоки:
1) Организационный блок, то есть непосредственно разработка специализированной зоны.
2) Информационно-методический блок — разработка плана мероприятий, методических рекомендаций, проведение семинаров для педагогических работников.
3) Диагностико-аналитический блок — проведение диагностик и анкетирования детей, родителей и педагогических работников на начало реализации проекта и на окончание.
4) Проведение мероприятий среди обучающихся младших классов и детей с РАС, направленных на формирование профессионального самоопределения — организация проведения круглых столов, бесед, экскурсий, мастер-классов.
5) Информационно-аналитическое сопровождение — размещение на школьном сайте информации, содействующей профессиональному выбору и взаимодействие со СМИ по освещению мероприятий проекта (этот блок работы в настоящее время находится в разработке).
Работая над проектом, необходимо было выяснить, будет ли целесообразным и эффективным создание зоны ранней профориентации для учеников начальной школы, с этой целью была проведена диагностика знаний обучающихся начальной школы и детей с расстройством аутистического спектра, направленная на выявление информированности детей о существующих профессиях. Анализируя результаты диагностики, мы пришли к выводу, что мир профессий в представлении обучающихся ограничен — это блогер, военный, полицейский, парикмахер, врач, учитель, продавец, то есть обучающиеся называют лишь распространенные профессии, те о которых чаще всего говорят, либо те, которые чаще всего встречаются в обыденной жизни.
Таким образом, целью проекта стало: создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся, способствующей формированию у младших школьников и детей с РАС профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Так появилась рекреационная зона, в которой для каждого обучающегося, вне зависимости от категории детей, были созданы условия для формирования углублённых представлений о разных профессиях. Играя в ролевые дидактические игры, каждый обучающийся получил возможность проявить себя в разнообразных ипостасях, используя предметы, необходимые для формирования профессионального навыка, лексику, присущую представителям той или иной профессии. Вовлекая обучающихся в процесс познания, учитель стирает грань между престижем профессии, материальными выгодами. В процессе игры для обучающихся создаются ситуации, которые позволяют показать полезность и социальную значимость каждой профессии. Конечно, для нормотипичных детей участие в таких мероприятиях не в новинку, ведь большинство из них посещали дошкольные общеобразовательные учреждения, в которых зоны по профориентации — это обязательный атрибут игровой комнаты и часть свободного времени дошкольники с удовольствием проводят, например, в игре в «Магазин», но в рамках школы для большинства младшеклассников– это было настоящее открытие, когда они не только увидели атрибуты различных профессий, но и смогли поиграть с этими предметами, выполнить какую-то дидактическую роль, а, кроме того, обсудить со своими педагогами «ошибки», смоделировать проблемную ситуацию.
Совсем другое, дети с расстройством аутистического спектра, таких детей непросто сразу вовлечь в направленную игровую деятельность, и тут на помощь приходят тьюторы, которые постоянно сопровождают ребёнка, не давая ему «потеряться» в многообразии заданий, адаптируя для него дидактические задачи.
Безусловно, общаясь в инклюзии со сверстниками, дети с РАС понимают, что они также нужны обществу и стараются общаться с одноклассниками, а также с обучающимися других классов начальной школы. Применяя навыки, полученные на дополнительных занятиях по шитью, дети с РАС показывают пример усердия и трудолюбия при изготовлении своих изделий Используя в профориентационной работе эти изделия и процесс их изготовления, вместе с учителем и тьютором, дети рассказывают о профессии швеи, рассматривают швейные машинки и процесс работы, тем самым заинтересовывая остальных младшеклассников.
Таким образом, благодаря созданию специализированной рекреационной зоны по ранней профориентации для детей начальной школы, в том числе и детей с РАС, мы не только решаем вопросы о выборе профессии, но и учим детей взаимодействовать друг с другом.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)
- Федеральный Национальный проект «Образование»// Минпросвещения России (edu.gov.ru)
3. Першина П. В. Проект по ранней профориентации школьников // https://infourok.ru/proekt-po-ranney-proforientacii-shkolnikov-3846851