За последние годы сфера театральной деятельности претерпела значительные изменения. В процессе расширения форматов театральных проектов, всё актуальнее становится применение современных технологий. Культура и искусство ежедневно прогрессируют за счет внедрения в технологию производства различных инноваций. В статье рассматривается применение современных технологий в деятельности театральных проектов и проводится анализ успешных кейсов.
Ключевые слова: театральная деятельность, инновации, современные технологии, интернет-пространство, online, театр.
In recent years, the sphere of theatrical activity has undergone significant changes. In the process of expanding the formats of theater projects, the use of modern technologies is becoming more and more relevant. Culture and art are progressing daily due to the introduction of various innovations in production technology. The article examines the application of modern technologies in the activities of theater projects and analyzes successful cases.
Keywords: theatrical activity, innovations, modern technologies, Internet space, online, theater.
За последние десятилетия произошло заметные изменения в проведении привычного досуга. Например, в современных реалиях театр движется в ногу со временем и оказывается крайне внимателен и открыт к разного рода инновациям. Возможности театральных организаций с течением времени неким образом трансформируются, не стоят на месте и наполняются разнообразными актуальными формами, что не может не быть примечательным.
С каждым годом всё стремительнее происходит развитие театральной среды в условиях столичного мегаполиса. На современном периоде истории искусств театральная деятельность смогла заглянуть за рамки театров профессиональных, тем самым посетив музеи, галереи, библиотечные учреждения и онлайн-пространство, что свидетельствует о мощном импульсе для расширения и процветания театра.
Интересным фактом становится зарождение относительно нового формата, именуемого «онлайн-театром», который оказывается возможным исключительно для просмотра в домашних условиях. Это даёт возможность каждому желающему просвещаться не только в культурно-досуговых учреждениях, но и в стенах своего дома. А также появилось совершенно новое направление — так называемый «цифровой театр». Однако, важно отметить, что данный формат представляет собой далеко не трансляции спектаклей в интернет-пространстве, а инновационные специально подготовленные проекты, которые адаптированы под онлайн формат.
Ни для кого не секрет, что особенно в период пандемии активно начало развиваться интернет-пространство, расширяясь разнообразными активностями от театров в виде онлайн-премьер, режиссерских лабораторий, мастер-классов флэшмобов и перформансов.
Важно отметить, что социальная сеть — Инстаграм оказалась избрана не волей случая. Это связано с тем, что алгоритмы процессов и функционал платформы дают возможность создать диалог со зрителем через организацию прямых эфиров, комментарии, оставленные под постами проекта, а также через сторис и директ. Именно такой успешный набор инструментов и потенциальных возможностей и замотивировал режиссера проекта Алексея Франдетти заняться работой над мюзиклом по мотивам книги Джейн Вебстер, которая уже была положена в основу нескольких экранизаций, Бродвейских постановок, а также аниме.
Вся работа в Инстаграме содержит в себе 28 инста-серий, длительностью две-три минуты, которые по определенному расписанию публиковались на платформу в формате IGTV. При этом каждая серия являлась отдельной сценой всей постановки, которая является как отделённым целостным номером, так и деталью всего повествования, успешно соединённого сюжетной линией.
Помимо шанса лицезреть всю постановку в формате видео-номеров, зритель так же имеет шанс лучше ознакомиться с основными героями и второстепенными персонами путём закреплённых историй, которые также появлялись на экранах смартфонов по расписанию.
«Мы искали, какая социальная сеть еще не была так активно задействована, как Zoom, от которого все уже дико устали, и остановились на Instagram’е. У Алексея Франдетти есть крутой талант — собирать вокруг себя людей. После каждой Zoom-конференции к нам присоединялся кто-то новый, и в итоге наша компания разрослась до проекта маленького театра. Идея превратилась в двенадцатичасовой рабочий день, от которого все дико кайфовали, за который зацепились все участники проекта, самое главное — зацепились зрители. И если честно, это было самый классный творческий период за все время карантина. Наш мюзикл вырос в совершенно новых реалиях, хотя зрители всячески нам намекают, что хотят видеть его на живой сцене. Мы сделаем все возможное, чтобы это случилось» — так высказался Николай Сванидзе, журналист и общественный деятель.
Постановка демонстрируется в формате переписки главных персонажей, что даёт актерам взаимодействовать друг с другом, находясь при этом на расстоянии и оказываться в едином кадре с помощью видеомонтажа. Также стало совершенно ясно, что для успешной реализации проекта лишь перехода в online пространство недостаточно. Стоит придерживаться вектора усложнения визуальной структуры online-спектаклей и внедрять в работу инструменты мультимедиа и видео-арта, а также использовать монтажные приемы, применяемые в киноиндустрии и компоненты анимации и VR.
Немаловажную роль в жизни театра, сравнимую с мастерством сценографическим, режиссерским и актерским, стали занимать новые технологии и грамотно отобранные онлайн-платформы, которые и на расстоянии наладят взаимодействие со зрителем.
Всё это несомненно идёт на пользу не только театру, но и зрителю, ведь это расширяет всеобщие возможности. Например, зритель имеет шанс «заглянуть за кулисы», тем самым ближе узнать личность каждого актера и режиссера, что возможно осуществить за счет растущего числа прямых репортажей, интервью и эфиров, посвященных закулисным будням.
Применив инструменты визуализации, а также непосредственно анимацию и кукольный и пластический театры, группа творческого объединения «Техня» и Янис Повилайтис основали онлайн проект по мотивам повести Даниила Хармса «Старуха» «Двери открываются Вовнутрь». И важнейшей особенностью и особым преимуществом постановки была субъективная камера «от первого лица», которая помогала зрителю максимально погрузиться в процесс и лицезреть все происходящие от первого лица.
Потеряв возможности в период пандемии проводить представления в очном присутствии зрителей, многие театры переместили всю свою деятельность в пространства онлайн платформ и осуществляли свою деятельность за счет проведения различных онлайн акций и публикации диджитал контента. Пример подобной работы можно посмотреть в деятельности московского Театра поэтов под чутким руководством Влада Маленко.
Еще одним примером онлайн театра может послужить опыт центра им. В. С. Мейерхольда. На платформе YouTube театр смог поделиться серией перформансов «Представление» по книге Андреа Лонг Чу «Женский пол». В своем Инстаграм-аккаунте учреждение опубликовало ежегодную выставку плакатов от представителей среди студентов курса иллюстрации Виктора Меламеда. Театр демонстрировал в своей ленте каждый отдельный плакат, дополняя его сопроводительным описанием и цитратами автора. И, не теряя имеющиеся возможности, команда ЦИМа ближе познакомилась со своим зрителем, публикуя в своих социальных сетях истории не только о театре, но и о гражданах, которые позволяют театру открывать свои двери для посетителей.
Помимо переноса постановок в онлайн-формат, разные театры переместили на территорию социальных сетей свою закулисную деятельность и задействовали время карантина для более ближнего знакомства зрителя с актерами, режиссерами, любимыми персонажами и другими работниками театра, задействованными в создании излюбленных нами постановок.
Как ещё один пример можно взять и рассмотреть документальный онлайн-сериал «Театр наизнанку» от МДМ и постановщиков мюзикла «Шахматы» в России. Этот сериал публиковался в официальных социальных сетях проекта в режиме коротких влогов, в которых транслировалась и описывалась подготовка мюзикла к масштабному прокату, демонстрировались отрывки из актерских читок, были сняты мини-интервью у артистов и создателей российского мюзикла и многое другое.
Еще хотелось бы отметить, что в разных театрах была создана возможность для зрителя: ближе знакомиться не только с жизнью театра, но и своих избранных актёров в режиме онлайн. Чистки, интервью с артистами, беседы артистов друг с другом, интервью с режиссёрами, а также ответы на вопросы зрителей проводились в формате заранее созданных видеороликов или прямых трансляций.
Важно учитывать также, что любую инновацию необходимо внедрять довольно аккуратно, с некой осторожностью, а главное, при этом получать ответы на вопросы: имеется ли в ней необходимость, не надламывает ли она собой творческой целостности нашего спектакля? В погоне за инновационными технологиями нужно не потерять самого ценного — искусства.
Всегда стоит прощупывать грань при любом желаемом новшестве для введения к зрителю, ведь ни в одном деле и при любой публике нет гарантий, что новизна будет поддержана и радушно принята. В связи с этим, любое решение должно быть обдумано и взвешено ни один десяток раз, чтобы наиболее реалистично спрогнозировать успех потенциального действия.
А насколько всё-таки окупаются инновации в коммерческом выражении? Этим вопросом нельзя не задаться при рассуждении на имеющуюся тему. Вопрос, как ни странно, крайне важный для театра; но всё-таки не приоритетный. Ведь куда важнее для любого живого организма — наличие эксперимента, само его постоянное существование как знак поступательного движения и развития.
Подводя итоги, основываясь на нашем исследовании, стоит подчеркнуть, что театральная жизнь подверглась значительному развитию и обновлению в столичном мегаполисе. А постановки театров продвинулись не только на «онлайновую» сцену и захватили платформу «Zoom». Был осуществлен выход на абсолютно иной уровень качества ведущими учреждениями, а также, что немало важно, были использованы излюбленные молодежью современные технологии, которые сумели приспособить как актёров, так и зрителей к совершенно новым рабочим форматам.
Литература:
- Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность / Г. А. Аванесова. Москва: Аспект-пресс, 2006
- Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие / С. К. Борисов; Челябин. гос. акад. Культуры и искусств. 4-е изд. Челябинск: ЧГАКИ, 2011
- Вайсеро К. И., Осташкин В. Н. Социально-культурная деятельность: учебник. Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2009
- Вайсеро К. И., Хоменко В. И. Основы социально-культурной деятельности: учебник. Москва: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2016
- Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010
- Московский театр поэтов // Центр драматургии и режиссуры. — [Электронный ресурс]. — URL: https://teatrcdr.ru/rezidenty/teatr-poetov
- Селеменева М. В. Иммерсионный театр как феномен современной городской культуры // Вестник Университета Правительства Москвы. 2019. No3. С. 36–40
- DIGITAL — ПЕРЕВОРОТ // Театрал. — [Электронный ресурс]. — URL: https://teatral-online.ru/news/27757