В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, ИКТ-технологии, учащиеся.
ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.
Для эффективного внедрения в образовательный процесс необходимо создать в образовательной организации команду единомышленников — наиболее подготовленных к использованию ДОТ и владеющих ИКТ технологиями, и информационную образовательную среду (ИОС).
ИОС — программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение участников образовательных отношений и общественности.
ИОС гимназии включает 3 основных блока:
— первый блок — организационно-педагогические, дидактические условия для формирования и развития насыщенной ИОС;
— второй блок — компоненты ИОС: административная, учебная, методическая, научно-исследовательская, внеурочная, контроль и оценка результатов обучения, технологическое обеспечение ИОС;
— третий блок — средства проектирования и построения ИОС (программно-технические, организационно-методические, коммуникационные); использование идеи практико-ориентированной направленности образовательного процесса; программно-технические, организационно-методические и коммуникационные средства.
Таким образом, в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств. Необходимо нарабатывать достаточный опыт использования ЦОР и ДОТ на уроках. Сегодня актуально использовать ДОТ и во внеурочной деятельности.
Задачи:
— создать условия для вовлечения педагогов в процесс продуцирования и применения различных форм достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности с опорой на ДОТ;
— создать условия для вовлечения учащихся в ВУД путем реализации их потребностей через использование преимуществ ДОТ;
— обновить технологии организации ВУД, усовершенствовав активные образовательные практики на дистанционной технологической основе;
— создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения ДОТ в практику ВУД через диагностику результатов.
Внеурочная деятельность (ВУД), как и урочная, направлена на достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП, но в первую очередь — на достижение личностных и метапредметных результатов. Сегодня технологии дистанционного обучения развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные образовательные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
ДОТ — способ организации образовательного процесса, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся. Дистанционное обучение — идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у учащихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления.
ДОТ предоставляет возможность проведения дистанционных, он-лайн олимпиад и интеллектуальных конкурсов; участие в международных и всероссийских учебно-сетевых проектах. Предметные дистанционные конкурсы, игры являются одной из форм ВУД; они способствуют развитию интереса учащихся к предмету, расширяют мировоззрение учащихся.
К плюсам ДОТ можно отнести следующее:
— доступность,
— индивидуализация,
— получение образования независимо от места проживания, состояния здоровья,
— творческое самовыражение.
ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной образовательной программы, которые невозможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
И урочная, и внеурочная деятельность предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации; и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации среднего общего образования позволит широкое использование обучения с использованием ДОТ.
ДОТ становится незаменимым для детей с ОВЗ, или длительно отсутствующих в школе (находящихся на лечении, на спортивных сборах или соревнованиях и др.); для учащихся 10–11 классов, готовящихся к поступлению в вузы, посещающих подготовительные курсы, расписание которых далеко не всегда согласовано со школьным.
Каждый учащийся может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого материала. Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, в любую программу, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности учащихся.
ВУД — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между учащимися и учителем, с целью развития творческих способностей, познавательной активности, общекультурных интересов старшеклассников. Очно-заочная форма занятий ВУД (с применением ДОТ) позволяет часть курса осваивать посредством электронной почты и других электронных ресурсов.
Необходимость использования ДОТ во внеурочной деятельности старшеклассников обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
— невозможность постоянного личного присутствия на занятиях ВУД;
— потребность в интерактивном взаимодействии учащихся и учителей;
— работа с одаренными детьми;
— расширение кругозора через увлекательные задания (викторины, кроссворды, задачи, интеллектуальные игры и игровые ситуации, виртуальные экскурсии в музеи и научные лаборатории, виртуальные профпробы);
— показ презентаций и видеофрагментов, демонстрация опытов;
— тестирование, проведение лабораторных и практических работ;
— участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
— участие в он-лайн-олимпиадах, семинарах, конференциях;
— создание творческих работ;
— выполнение индивидуального проекта;
— профориентационное тестирование;
— формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
— развитие способности свободного культурного общения учащихся с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий.
В процессе проведения занятий в дистанционном режиме учителю необходимо использовать:
— электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учащимся: рассылка заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания, индивидуальные консультации и др.);
— ресурсы сети Интернет (можно использовать как богатый иллюстративный или справочный материал для освоения программ ВУД; выгрузка собственных разработок заданий или занятий).
— социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, telegram).
Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя, как с одним учащимся, так и с группой.
Сервисы Web 2.0:
— https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);
— https://roundme.com (создание виртуальных панорам);
— https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);
— https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т. д.))
— http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя или учащегося);
— Yandex Диск, RuTube — для хранения различных типов файлов и др.;
— Сферум — организация и проведение онлайн-занятий.
Использование ДОТ позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Литература:
- Киселева, А. А. Технология создания отрытой среды педагога средствами социальных медиа: первые шаги: учебное пособие [Текст] / А. А. Киселева. — Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2013.
- Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. — Москва: ВАКО, 2014. — 160 с. — (Современная школа: управление и воспитание). — ISBN 978–5-408–01419–4.
- Поташник, М. М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя: пособие для учителей и руководителей школ / М. М. Поташник, М. В. Левит. — Москва: Педагогическое общество России, 2016. — 208 с. — (Образование XXI века). — ISBN 978- 5–93134–467–6.