Правильно подобранная дидактическая игра и симуляции позволяют активизировать как сам процесс обучения учащихся химии, так и создать условия для всестороннего развития учащихся. Использование игрового метода на уроках и элективных курсах дает возможность повысить интерес учащихся к химии, сделать активной ориентацию на приобретение знаний и мотивацию успеха.
Ключевые слова: дидактические игры, элективные курсы, познавательный интерес.
В настоящее время во многих странах идут интенсивные процессы модернизации образовательных систем, основывающихся на принципах демократизма, гуманизма, сопровождающиеся поиском передовых образовательных технологий, соответствующих сегодняшним тенденциям развития общества. В настоящее время переход на современные образовательные стандарты предполагает поиск новых, креативных подходов к методике преподавания химии в школе и усовершенствованию способов, методов и форм содержания образовательных действий. Современные образовательные технологии предполагают новый подход к качеству преподавания химии в школе и на элективных курсах. Потребностью сегодняшнего дня в образовательных процессах является смена приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе уроков на активную самостоятельную познавательную деятельность каждого школьника с учетом его способностей навыков и знаний.
Одним из наиболее творческих и эффективных путей развития познавательной активности учащихся является использование дидактических игр в практике работы педагога химии. В настоящей статье рассматриваются способы и возможности использования игровых технологий при обучении химии, как на уроках, так и на элективных курсах.
Многие величайшие умы человечества, такие как Ж. Ж. Руссо и Я. Коменский утверждали [1–3], что наилучший способ познания — игра, так как образовательные игры дают возможность наиболее ярко и всесторонне реализовать такие основные функции обучения, как развивающая, образовательная и воспитывающая. Как писал Л. С. Выготский об игре, несмотря на то, что учащиеся во время игры делают всё то, что им вздумается, в то же время они приучаются следовать логике, условиям и правилам учебной игры
Игровая деятельность в человеческой жизни предполагает различные функции:
– развлекательную (возникновение интереса);
– информативно-коммуникативную (усвоения информации об окружающей действительности, углубление дидактических знаний и освоение межличностного общения);
– самореализации (проявление уверенности и лучших человеческих качеств)
– социализации (облегчение адаптации учащихся к коллективу)
– функцию коррекции (улучшение и привнесение положительных свойств в структуру личностных качеств);
В статье рассматривается влияние метода игр и симуляции на формирование познавательного интереса у учащихся старших классов к углубленному изучению и освоению предмета химии на уроках и элективных курсах. При преподавании химии ожидается, что учащиеся усвоят как концепции, так и навыки изучаемого предмета. При этом некоторые концепции могут быть настолько абстрактными или сложными, что у некоторых учащихся могут возникнуть определенные проблемы с их пониманием. Аналогично, некоторые навыки, в силу определенных причин, не могут быть легко усвоены. Помимо когнитивных и психомоторных аспектов, традиционные методы преподавания химии, в целом, представляются малопригодными для достижения оптимальных дидактических целей. В связи с этим методы игр и симуляции так необходимы и полезны при преподавании химии.
В большинстве игр количество участвующих игроков ограничено. Они должны играть по правилам, установленным педагогом, и иметь определённые цели, которые должны быть достигнуты к концу игры. В зависимости от условий игры победителем может быть либо отдельный игрок, либо команда. В типичных симуляциях, задания обладают основными свойствами симуляции (т. е. они представляют реальную ситуацию), но не имеют основных характеристик игр (соревнования и правил). Таким образом, использование игр и симуляций при преподавании и обучении химии основывается, главным образом, на психологии самой «игры» и на связи с реальными ситуациями в определенных аспектах. Можно сказать, что неформальные игры и симуляции, как отмечали многие авторы [2–4], являются важнейшим компонентом обучения в школе. В результате игры и симуляции могут:
– мотивировать интерес учащихся к обучению;
– заставить учащихся использовать полученные знания в активной форме;
– повысить уровень критического мышления и навыков принятия решений,
– помочь учащимся соотнести информацию с повседневными ситуациями,
– увидеть актуальность изучения конкретной информации;
– улучшить запоминание учащимися пройденного материала;
– привести к личностному росту, например, к общению, сотрудничеству, личностному суждению, принятию решений и решению проблем.
Использование дидактических игр при преподавании химии должно обязательно соответствовать предписаниям учебной программы [5]. При этом учитель сам может решить, какие из тем учебной программы он будет реализовывать с помощью игр. Важно подготовить и сориентировать учеников перед началом игры. Перед началом игры учителю необходимо подробно ознакомить участников с правилами игры и объяснить ключевые понятия темы урока перед игрой.
Используя образовательные игры, учитель может составить карточки и выслушать мысли учеников по изучаемой теме или ключевых понятиях.
Во время игры учитель должен следить за ее ходом выбором, решениями, обсуждениями и другими действиями учащихся, используемыми в игровых группах. Параллельно он осуществляет руководство и поддержку, а также обратную связь с участниками. Иногда учитель может посчитать целесообразным остановить игру на некоторое время. и заострить внимание участников на определенной концепции или некоторых ключевых моментах игры, или приступить к обсуждению изучаемых тем. Иными словами, у учителя много обязанностей при интеграции дидактической игры в процесс обучения химии. Учитель предлагает ученикам возможность увидеть и изучить одну и ту же тем из многих ракурсов и в разных контекстах. Учитель выступает в роли проводника между реальным и искусственным миром игры, задавая соответствующие вопросы во время игры, отвечая на вопросы учеников и укрепляя диалоги между учениками или между учеником и игрой.
Таким образом, можно сказать, что правильно подобранная игра и симуляции при преподавании химии на уроках и элективных курсах позволяют всесторонне активизировать как сам процесс обучения, так и создать условия для многогранного развития познавательного интереса учащихся.
Литература:
- Клименченко О. В. Использование игровых технологий при обучении химии. // Вестник магистратуры. 2021. — № 9. — Выпуск-2 (120), — С. 122–124
- Chen S., Husnaini J. S., Chen J. J. Effects of games on students’ emotions of learning science and achievement in chemistry. // Int. J. Sci. Educ. -2020. — 42(13). — P. 2224–2245
- Алтенова Н. Т., Сергазина С. М. Игрoвыe тexнoлoгии в прoцecce oбучeния xимии. // Евразийский Союз Ученых, -2020., -№ 10(79),- С.56–58
- Сафина Л. Г., Шацких Ю. А. Методика использования игровых технологий на уроках химии. // Электронно-научное списание «Парадигма», -2019, -№ 1, -С. 78–81
- Сафина Л. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий //Самарский научный вестник. -2014. -№ 2 (7). -С. 102–104.