Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарова, М. М. Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах / М. М. Назарова, А. Ч. Зейналова, Н. Ф. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98177/ (дата обращения: 16.11.2024).



Правильно подобранная дидактическая игра и симуляции позволяют активизировать как сам процесс обучения учащихся химии, так и создать условия для всестороннего развития учащихся. Использование игрового метода на уроках и элективных курсах дает возможность повысить интерес учащихся к химии, сделать активной ориентацию на приобретение знаний и мотивацию успеха.

Ключевые слова: дидактические игры, элективные курсы, познавательный интерес.

В настоящее время во многих странах идут интенсивные процессы модернизации образовательных систем, основывающихся на принципах демократизма, гуманизма, сопровождающиеся поиском передовых образовательных технологий, соответствующих сегодняшним тенденциям развития общества. В настоящее время переход на современные образовательные стандарты предполагает поиск новых, креативных подходов к методике преподавания химии в школе и усовершенствованию способов, методов и форм содержания образовательных действий. Современные образовательные технологии предполагают новый подход к качеству преподавания химии в школе и на элективных курсах. Потребностью сегодняшнего дня в образовательных процессах является смена приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе уроков на активную самостоятельную познавательную деятельность каждого школьника с учетом его способностей навыков и знаний.

Одним из наиболее творческих и эффективных путей развития познавательной активности учащихся является использование дидактических игр в практике работы педагога химии. В настоящей статье рассматриваются способы и возможности использования игровых технологий при обучении химии, как на уроках, так и на элективных курсах.

Многие величайшие умы человечества, такие как Ж. Ж. Руссо и Я. Коменский утверждали [1–3], что наилучший способ познания — игра, так как образовательные игры дают возможность наиболее ярко и всесторонне реализовать такие основные функции обучения, как развивающая, образовательная и воспитывающая. Как писал Л. С. Выготский об игре, несмотря на то, что учащиеся во время игры делают всё то, что им вздумается, в то же время они приучаются следовать логике, условиям и правилам учебной игры

Игровая деятельность в человеческой жизни предполагает различные функции:

– развлекательную (возникновение интереса);

– информативно-коммуникативную (усвоения информации об окружающей действительности, углубление дидактических знаний и освоение межличностного общения);

– самореализации (проявление уверенности и лучших человеческих качеств)

– социализации (облегчение адаптации учащихся к коллективу)

– функцию коррекции (улучшение и привнесение положительных свойств в структуру личностных качеств);

В статье рассматривается влияние метода игр и симуляции на формирование познавательного интереса у учащихся старших классов к углубленному изучению и освоению предмета химии на уроках и элективных курсах. При преподавании химии ожидается, что учащиеся усвоят как концепции, так и навыки изучаемого предмета. При этом некоторые концепции могут быть настолько абстрактными или сложными, что у некоторых учащихся могут возникнуть определенные проблемы с их пониманием. Аналогично, некоторые навыки, в силу определенных причин, не могут быть легко усвоены. Помимо когнитивных и психомоторных аспектов, традиционные методы преподавания химии, в целом, представляются малопригодными для достижения оптимальных дидактических целей. В связи с этим методы игр и симуляции так необходимы и полезны при преподавании химии.

В большинстве игр количество участвующих игроков ограничено. Они должны играть по правилам, установленным педагогом, и иметь определённые цели, которые должны быть достигнуты к концу игры. В зависимости от условий игры победителем может быть либо отдельный игрок, либо команда. В типичных симуляциях, задания обладают основными свойствами симуляции (т. е. они представляют реальную ситуацию), но не имеют основных характеристик игр (соревнования и правил). Таким образом, использование игр и симуляций при преподавании и обучении химии основывается, главным образом, на психологии самой «игры» и на связи с реальными ситуациями в определенных аспектах. Можно сказать, что неформальные игры и симуляции, как отмечали многие авторы [2–4], являются важнейшим компонентом обучения в школе. В результате игры и симуляции могут:

– мотивировать интерес учащихся к обучению;

– заставить учащихся использовать полученные знания в активной форме;

– повысить уровень критического мышления и навыков принятия решений,

– помочь учащимся соотнести информацию с повседневными ситуациями,

– увидеть актуальность изучения конкретной информации;

– улучшить запоминание учащимися пройденного материала;

– привести к личностному росту, например, к общению, сотрудничеству, личностному суждению, принятию решений и решению проблем.

Использование дидактических игр при преподавании химии должно обязательно соответствовать предписаниям учебной программы [5]. При этом учитель сам может решить, какие из тем учебной программы он будет реализовывать с помощью игр. Важно подготовить и сориентировать учеников перед началом игры. Перед началом игры учителю необходимо подробно ознакомить участников с правилами игры и объяснить ключевые понятия темы урока перед игрой.

Используя образовательные игры, учитель может составить карточки и выслушать мысли учеников по изучаемой теме или ключевых понятиях.

Во время игры учитель должен следить за ее ходом выбором, решениями, обсуждениями и другими действиями учащихся, используемыми в игровых группах. Параллельно он осуществляет руководство и поддержку, а также обратную связь с участниками. Иногда учитель может посчитать целесообразным остановить игру на некоторое время. и заострить внимание участников на определенной концепции или некоторых ключевых моментах игры, или приступить к обсуждению изучаемых тем. Иными словами, у учителя много обязанностей при интеграции дидактической игры в процесс обучения химии. Учитель предлагает ученикам возможность увидеть и изучить одну и ту же тем из многих ракурсов и в разных контекстах. Учитель выступает в роли проводника между реальным и искусственным миром игры, задавая соответствующие вопросы во время игры, отвечая на вопросы учеников и укрепляя диалоги между учениками или между учеником и игрой.

Таким образом, можно сказать, что правильно подобранная игра и симуляции при преподавании химии на уроках и элективных курсах позволяют всесторонне активизировать как сам процесс обучения, так и создать условия для многогранного развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Клименченко О. В. Использование игровых технологий при обучении химии. // Вестник магистратуры. 2021. — № 9. — Выпуск-2 (120), — С. 122–124
  2. Chen S., Husnaini J. S., Chen J. J. Effects of games on students’ emotions of learning science and achievement in chemistry. // Int. J. Sci. Educ. -2020. — 42(13). — P. 2224–2245
  3. Алтенова Н. Т., Сергазина С. М. Игрoвыe тexнoлoгии в прoцecce oбучeния xимии. // Евразийский Союз Ученых, -2020., -№ 10(79),- С.56–58
  4. Сафина Л. Г., Шацких Ю. А. Методика использования игровых технологий на уроках химии. // Электронно-научное списание «Парадигма», -2019, -№ 1, -С. 78–81
  5. Сафина Л. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий //Самарский научный вестник. -2014. -№ 2 (7). -С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, преподавание химии, время игры, симуляция, учитель, интерес учащихся, начало игры, обучение химии, познавательный интерес, учебная программа.


Похожие статьи

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики

Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Похожие статьи

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики

Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Задать вопрос