В данной статье рассмотрены особенности конфликта как социального феномена, причины его возникновения, участники, условия протекания и завершения. Представлены основные модели стратегий поведения в межличностном конфликте. Описаны стадии возникновения, протекания и предотвращения конфликтов.
Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, стратегия поведения, компромисс, уход, сотрудничество, уступка, принуждение, причины конфликта, разрешение конфликта.
Конфликты — это распространенное явление, которое может возникнуть в любом обществе и между любыми людьми, группами, происходящее из-за столкновения интересов, взглядов, мнений. Межличностный конфликт подразумевает собой столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Прежде чем переходить непосредственно к стратегиям поведения, следует разобраться в причинах, по которым может возникнуть конфликт.
В современной конфликтологии выделяют 4 группы причин конфликтов. Далее мы подробно их рассмотрим. Итак:
- объективные. Сюда относятся те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, установок. Данная группа включает себя следующие виды конфликтов: социальные, политические, экономические, идеологические и иные.
- организационно-управленческие. Подразделяется на 4 вида: структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры, проблемы во властной структуре, а также проблемы в технической структуре), функционально-организационные (неоптимальные функциональные связи с внешней средой, неправильное распределение ответственности), личностно-функциональные (противоречивость должностных функций, неполное соответствие работника занимаемой должности по ряду причин), ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
- социально-психологические. Подразумевает естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности, конфликт ценностей, разбалансированное ролевое взаимодействие людей и т. д.
- личностные. Характеризуется субъективной оценкой поведения партнера как недопустимого, низкой конфликтоустойчивостью и плохим развитием эмпатии.
Согласно данной классификации первые две группы конфликтов относят к объективным, вторые две — к субъективным. Но стоит отметить, что любой конфликт происходит в совокупности как субъективных, так и объективных причин.
Каждый конфликт развивается последовательными этапами. Сначала происходит возникновение и развитие конфликтной ситуации. Затем идет осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Это может проявляться в смене настроения, ограничение контактов со своим противником и т. д. Третьим этапом является начало открытого конфликтного взаимодействия. Тот, кто осознал ситуацию как конфликтную, начинает переходить к активным действиям. Далее идет непосредственно развитие открытого конфликта. Для данного этапа свойственно выдвижение требований, позиций по отношению друг к другу у конфликтующих сторон. И завершающим пятым этапом является разрешение конфликта. Данный этап может быть осуществлен 2 путями — педагогическими (беседа, разъяснение) и административными (решение суда, комиссий).
Перейдем к рассмотрению стратегий поведения в конфликте.
В современной конфликтологии и психологии выделяется 5 моделей. Рассмотрим их подробнее.
– уход, подразумевает также избегание и бездействие. В данной модели межличностные отношения не играют решающей роли и не становятся причиной, заставляющей решить проблему. Интересы оппонента не учитываются, что также проявляется в низкой личной заинтересованности по отношении к нему.
– принуждение. Может проявляться в борьбе и соперничестве. На первый план выходят личные интересы. Потребности оппонента не учитываются, ценность межличностных отношений также не является приоритетной. Поэтому данная модель относится к деструктивной.
– уступка (приспособление). Проявляется в жертвовании личными интересами. Признается приоритет соперника.
– компромисс. Соблюдаются интересы обеих сторон. Реализуется стратегия баланса между сохранением и развитием отношений. В основе лежат обоюдные и разумные отступления в требованиях.
– сотрудничество. В данной стратегии признается высокая ценность как межличностных отношений, так и интересов сторон конфликтов.
Как правило, в ходе конфликта используется несколько стратегий в их комбинации. Но также может доминировать и одна из них.
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту основное место занимает его разрешение. При этом далеко не все конфликты можно предотвратить, поэтому важно уметь выходить из конфликта. Под разрешением конфликта понимается совместная деятельность его участников, которая направлена на прекращение противодействия и решения проблемы, которая и привела к столкновению. Также предполагается активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Известный конфликтолог Й.Галтунг описал разрешение конфликта следующими этапами:
- решить, кто является победителем и, кто побежденным, каким будет дальнейшее распределение ценностей;
- осуществление этого распределения ценностей;
- приход непосредственно к заключению о том, что конфликт полностью разрешен.
Конфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может, как не может быть продолжения данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Таким образом, данный конфликт прекращается вместе с изменением данной конфликтной ситуации, и, меняя конфликтную ситуацию, можно менять один элементарный конфликт на другой, управляя течением конфликта в целом.
Можно выделить несколько этапов разрешения конфликта. А именно — семь:
- установление действительных участников конфликтной ситуации;
- выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;
- изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;
- определение истинной причины возникновения конфликта;
- изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
- выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
- определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру его причин, соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.
Ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или же уступку.
Для разрешения конфликта нередко привлекается третья сторона, которая может выполнять следующие роли: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель. В ходе коммуникации должны применяться методы, призванные поддержать «честные переговоры», ослабить возможность использования «нечестных трюков» и не допустить превращения конфликтов в деструктивные процессы.
Таким образом, можем подвести итог вышесказанному. Конфликт является неизбежной частью общества в ходе межличностного, межгруппового взаимодействия. Основной задачей при этом становится нахождение компромисса, т. е. такого решения, которое будет оптимальным для обеих сторон конфликта, учитывать их интересы. Как сказано выше, если не удается самостоятельно разрешить конфликт между участниками, возможно обращение к третьей стороне, которая должна быть незаинтересованной, что является ключевым критерием при выборе.
Литература:
- Буртовая Е. В. Конфликтология. — М.: РГИУ, 2002. — 578 с.
- Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2002. — 320 с.
- Сельченок К. В. Прикладная конфликтология. М.: АСТ, 2003. — 624 с.